Нижневартовск. Агентство нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» продолжает серию интервью в рубрике «Общественная приемная» с депутатами Думы Нижневартовска. О состоянии городского хозяйства, перспективах капитального строительства и благоустройства старой части города, а также о проблемах, связанных с ростом задолженности населения по оплате коммунальных услуг, рассказывает депутат городской Думы Андрей БУБЛЕЙ.
- Андрей Игоревич, Вы входите в состав постоянной депутатской комиссии по строительству и городскому хозяйству. Как оцениваете на сегодняшний день общее состояние этой сферы и какие «болевые точки» вызывают у депутатов наибольшее беспокойство?
- Давайте, начнем с того, чему я лично поставил бы оценку «хорошо»: то есть, с городской программы по замене старых сетей. В этом году из городского бюджета на замену труб выделено около 50 миллионов рублей, в то время как в прошлом году на эти цели из-за финансового кризиса средств вообще не было. Приходится, конечно, осваивать довольно большой объем работы. Но она идет, и идет планомерно. А вот что касается незавершенных объектов капитального строительства, то здесь у нас за последнее время накопилось немало вопросов, решение которых связано с определенными трудностями. Речь, прежде всего, идет о строительстве двух домов за улицей Ханты-Мансийской, которое было начато по окружной программе с участием фонда «Жилище». Сейчас работы практически приостановлены в связи с перебоями финансирования, и когда они будут возобновлены, пока неизвестно. Есть проблемы с привлечением населения в долевое строительство двух домов по улице Нефтяников. Я как раз недавно разговаривал на эту тему с представителями фирмы-застройщика, и они рассказали, что интерес со стороны дольщиков в последнее время заметно ослаб. Кроме того, у потенциальных покупателей изменились приоритеты: если раньше в нашем городе пользовались спросом квартиры большой квадратуры, то сейчас люди предпочитают приобретать жилье гораздо меньшее по площади. Происходит это по разным причинам, в том числе — и из-за роста тарифов ЖКХ. Сейчас для населения это вообще — самый злободневный вопрос. Точно также, как и высокая задолженность по оплате услуг — для коммунальщиков.
- Кстати, о задолженности. Недавно даже прозвучала цифра — около 300 миллионов рублей...
- И это — не просто цифра! Это тот фактор, который тормозит развитие всего жилищно-коммунального комплекса. Взять хотя бы ту же замену сетей: ведь как раз на нее пошла бы часть тех денег, которые коммунальные предприятия должны были своевременно получить за оказываемые услуги. Но я хочу подчеркнуть, что проблема задолженности по коммунальным платежам касается не только Нижневартовска, это — беда всей России в целом. Более того, это — проблема федерального законодательства, потому что на сегодняшний день в нем есть лазейки, которые позволяют не собирать эти деньги. Конечно, мы со своей стороны тоже не оставляем этот вопрос без внимания, но здесь нужны все-таки более конкретные действия. Вот будут другие законы, гораздо более жесткие, мы их с удовольствием будем использовать. Потому что в данной ситуации — деваться некуда. Да, как городская власть, мы можем поддерживать коммунальщиков, но только до поры, до времени, ведь сейчас нам едва хватает средств на те же социальные программы, которые запланированы. Получается, что если мы кому-то что-то даем, то автоматически у кого-то это забираем.
- А как Вы относитесь к такому способу воздействия (у нас в городе, кстати, его уже активно используют), как лишение должников элементарных бытовых удобств?
- Я считаю, что это абсолютно правильно. Потому что если брать в процентном соотношении, то большинство людей все-таки платит. И платит вовремя. А мы работаем в интересах большинства. И вообще, я думаю, что даже таких мер недостаточно. К должникам надо подходить более жестко.
- Каким образом? Переселять в менее комфортное жилье?
- Да, в том числе использовать и это — как крайнюю меру. В противном случае, общий долг перед коммунальными службами может дойти и до 500, и до 700 миллионов. А потом у нас просто все ЖКХ встанет. Представьте, что будет, если нам в квартиры перестанут подавать тепло? И это только потому, что должники вовремя не оплатили услуги МУП «Теплоснабжение», а ведь в его тарифах заложено все: и электроэнергия, и вода, и ремонтные работы... Задолжают они энергетикам - те возьмут и не подадут электроэнергию. И что в итоге? Получится коллапс. Получится так, что им не с чего будет вырабатывать для нас тепло. Вот в чем главная проблема. Поэтому, еще раз повторю: ее надо решать, и принимать как можно более жесткие меры.
- Еще один «больной» вопрос для города — состояние дорог. В этом году, помнится, на их капитальный ремонт даже денег не выделяли.
- В 2010 году на ремонт городских магистралей у нас в бюджете выделено больше 30 млн. рублей. Между тем, только на ямочный ремонт всех дорог нам нужно около 400 млн. рублей. Если же посчитать, сколько нужно, чтобы решить вопрос строительства, и капитального ремонта автомобильных дорог, то потребности Нижневартовска составят около 3 млрд.! Естественно, выделить такие деньги единовременно городской бюджет не сможет. Поэтому нынешним летом средства были выделены только в таком объеме. Конечно, мы все живем в этом городе и нам очень хотелось бы по максимуму заменить дорожные покрытия, провести реконструкцию, там, где это необходимо. Но у города на это сейчас не хватает средств. И я абсолютно с вами согласен: тема эта — крайне злободневная, потому что общее состояние городских магистралей таково, что последние пару лет мы их просто латаем. Но рано или поздно придем к тому, что и латать-то уже будет нечего.
- Тогда деньги все равно необходимо изыскивать. Откуда?
- Пока сложно сказать.
- А транспортный налог?
- С транспортным налогом — такая же проблема, как и со сбором платы за коммунальные услуги. Конечно, если собирать все четко и вовремя, то можно было бы рассчитать, что мы потратим, куда и на какие цели. Но поскольку этот налог точно также не собирается своевременно, эта статья экономическим расчетам попросту не подлежит. Хотя, думаю, тут есть свет в конце тоннеля. Недавно, вы знаете, у нас были приняты поправки в Устав города, касающиеся введения, так называемого, института сити-менеджмента. Так вот, одна из главных задач, которая будет поставлена перед сити-менеджером, - это как раз-таки более тщательный и детальный подход именно к вопросу зарабатывания денег. Потому что мы с вами сейчас говорим лишь о том, как мы их их тратим. А вот сити-менеджер, как мне кажется, - это и есть то звено городской власти, которого, может, и не хватает сейчас именно для зарабатывания денег.
- Ваши избиратели — жители старой части города. Как Вы оцениваете перспективы этого района в разрезе муниципальных программ по капитальному строительству, благоустройству и т. д.?
- Старый Вартовск — это спальный район города, очень тихий, спокойный и экологически чистый. И я часто встречаюсь со многими его жителями, потому что, действительно, это — мой избирательный участок. В целом, о темпах его развития — хорошее мнение. То, что там немного запаздывают определенные работы по благоустройству... Ну что ж? Мы же с вами прекрасно понимаем, что не сразу все это делается. Люди тоже на новом месте обживаются не один год. Со временем, я уверен, там все нормализуется. Там уже создана довольно хорошая инфраструктура. В новых домах, которые были заселены недавно (по ул. Молодежной — прим. ред.), открылись магазины, предположительно до Нового года появятся стоматология, поликлиника, аптека и новое отделение банка. В общем, Старый Вартовск приобретает черты цивилизованного спального района, каких много в любом другом городе. Единственная серьезная проблема там, на сегодняшний день, так это — транспортная составляющая. Из-за пробок очень много времени уходит на то, чтобы людям попасть на работу и с работы — домой. Да, у нас разработана программа, которая предполагает «закольцовку» улиц 60 лет Октября и Омской (это «разгрузило» бы «старовартовское» кольцо и въезд на улицу Лопарева), но она постоянно попадает под определенные обстоятельства и корректировки. То, что она будет реализована — это факт. Но вопрос, как обычно, — во времени и деньгах. Что до меня, то я очень доволен появлением новых микрорайонов в старой части города. Ведь это дало определенный толчок к развитию тех же школ, которые там расположены, потому что если раньше у них был недобор учеников, то теперь этой проблемы нет. Да и квартиры там стоят дешевле, чем в любом другом районе Нижневартовска, и это — хороший вариант, прежде всего, для молодых семей.
- Сейчас заканчивается верстка бюджета на следующий год. Расскажите, что ждет наш город в плане развития городского хозяйства, капитального строительства?
- Что касается строительства жилья, то тот объем, который мы набирали раньше — да вот, хотя бы в нынешнем году (около 100 тыс. кв. м — прим. ред), мы, судя по всему, можем уже и не набрать. Во всяком случае, на докризисные цифры в ближайшее время мы вряд ли выйдем. В этом году обещанные 100 тыс. кв. м. жилья будут, во многом, благодаря тому, что ранее были созданы строительные заделы: были заложены новые микрорайоны, туда подвели инженерные сети, дороги, сформировали инфраструктуру. Сейчас у города свободных средств на то, чтобы обеспечить застройщиков сетями и дорогами, к сожалению, нет. Кроме того, тут многое зависит еще и от спроса. А он, увы, падает.
- И его никак нельзя простимулировать?
- А как его простимулируешь, если у людей нет средств? Нет уверенности в завтрашнем дне? Многие просто не уверены, что завтра их зарплата не станет меньше, что их вообще не уволят по сокращению. Банки — это хорошо, они, наверное, могут дать денег. Но главная-то проблема — не в деньгах. А в том, что их надо потом отдавать. Два-три года назад население кредитовалось с гораздо большей уверенностью. А сейчас получается, что люди прежде десять раз подумают: а стоит ли брать у банка в долг? Вот вам и вся стимуляция.
- Андрей Игоревич, а с какими вопросами чаще всего к Вам обращаются избиратели?
- В последнее время избиратели чаще всего обращаются за помощью в трудоустройстве. Да, свободные вакансии в Нижневартовске есть. Но проблема не столько в количестве рабочих мест, сколько в размере оплаты труда. Работы хватает, но как она оплачивается? То, что касается старой части города, то там главный вопрос в настоящее время — это, конечно же, внутриквартальные дороги. Большая часть их просто никогда не ремонтировалась.
- В марте следующего года состоятся выборы. Но уже сейчас можно подводить какие-то итоги за почти пятилетний период работы. Как по-Вашему, удалось ли сделать все, что Вы намечали для себя, идя в Думу. И что-то осталось не реализовано?
- Политика — это такой процесс, который постоянно находится в движении. У нас за эти почти пять лет был принят целый ряд долгосрочных программ. Взять ту же дорогу на Старый Вартовск: мы ее начали, хотелось бы и закончить. Потому что мы обещали ее избирателям, она им крайне нужна. Но теперь получается так, что это уже — вопрос Думы следующего созыва. Работа в нынешнем составе Думы стала для меня первым депутатским опытом. На начальном этапе приходилось, конечно, многому учиться у более опытных коллег-депутатов, во многое вникать, детально разбираться. Теперь этот становительный этап — позади, я знаю, как решать те или иные вопросы, и в следующем созыве всю начатую работу готов продолжить. Хотел бы добавить, что в этом созыве у нас сложилась очень хорошая, работоспособная команда. И это все благодаря тому, что избиратели сделали верный выбор. Каждое решение, принятое нынешним составом Думы, было обосновано и хорошо продумано. За любое из них мне, как и, надеюсь, моим коллегам-депутатам, сейчас не стыдно.