Игорь Сечин настаивает на отягощении лицензий, налоговой реформе и стимулировании разработки шельфа
В конце апреля состоялось заседание правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы под председательством Игоря Сечина (протокол есть в распоряжении РБК daily). Вице-премьер обратил внимание руководителей всех ведомств на «неудовлетворительную работу по реализации решений», принятых комиссией ранее. Отдельным предметом недовольства г-на Сечина стала пассивность ответственных федеральных органов исполнительной власти «в части предоставления пользователям недр участков континентального шельфа». За прошлые два года было выдано всего пять лицензий.
Вице-премьер поручил чиновникам профильных ведомств совместно с «Роснефтью» и «Газпромом» сформировать программу перспективного лицензирования недр континентального шельфа с обязательным требованием размещения заказов на строительство морской техники на российских судостроительных мощностях. Подобное отягощение коснется и лицензий на суше, которые дополнят обязательством заказывать оборудование у российских производителей. «Это могло бы стать серьезным стимулом для развития отечественного нефтесервиса, но я сомневаюсь, что такое решение может быть реализовано на практике», — говорит президент СНО «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников. Дело в том, что отечественные судоверфи не способны на данном этапе производить оборудование требуемого качества в необходимом количестве, пояснил аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин. Фактически это потребует полной модернизации российского судостроения.
Центральным вопросом обсуждения правительственной комиссии стала активизация работ по освоению континентального шельфа. По поручению вице-премьера Минэнерго, Минприроды и Роснедра до конца июля должны разработать и внести в правительство поправки в закон «О недрах». В такие проекты теперь будут допускаться компании с опытом работы более пяти лет не только на российском, но и шельфах иностранных государств. Фактически это означает, что наряду с «Роснефтью» и «Газпромом» шельфовые месторождения сможет разрабатывать «Зарубежнефть». «Компания имеет большой опыт работы с зарубежными партнерами, возможно, именно через нее в российский шельф пойдут иностранные инвестиции», — рассуждает г-н Лютягин.
Вместе с тем существенных послаблений для иностранцев пока не предусматривается. По итогам заседания было принято решение, что оптимальными являются только три способа привлечения зарубежных инвесторов на шельф. Во-первых, если лицензия на месторождение была получена до 5 мая 2008 года, проект должен реализоваться с обозначенными в ней условиями и поправки в законодательство, внесенные после этого срока, на нее не распространяются.
Во-вторых, российские и иностранные инвесторы могут создавать совместные предприятия по оказанию операторских услуг с учетом сохранения коммерческого интереса инвесторов. Такая формулировка дает достаточный простор для взаимоотношений партнеров, отмечает аналитик ФК «Метрополь» Алексей Кокин. По его мнению, компании могут договориться, что за операторские услуги оплата частично будет производиться сырьем, что будет фактически скрытой формой СРП.
Третьей формой станет возможность приобретения иностранцами доли в уставном капитале компаний, имеющих доступ к шельфовым проектам. Также притоку инвестиций в шельф должна способствовать налоговая реформа, которая коснется новых нефтегазовых месторождений и будет учитывать геологические и географические различия в условиях их разработки. Соответствующие нормативно-правовые акты будут разработаны и приняты до декабря этого года, говорится в документе. По мнению экспертов, сейчас правительство пытается делать первые реальные шаги на пути либерализации в отношении допуска иностранных игроков на российский шельф, так как без их участия, как финансового, так и технологического, активного развития таких проектов не последует.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



РБК daily