Сергей ЗЕМЛЯНКИН: Муниципалитет способен не на словах, а на деле оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства
- Сергей Федорович, Вы уже четвертый год – в депутатском кресле, но Ваше имя по-прежнему ассоциируется в первую очередь не с Думой, а с Торгово-промышленной палатой Нижневартовска. Общественная деятельность для Вас важнее депутатской?
- Для меня депутатство, конечно, важно, но ТПП остается на главном месте. И поэтому из всего нынешнего состава Думы мне, как депутату, наверное, всех легче. Я даже никогда не говорю о себе: «я, Землянкин». Говорю обычно: «мы, Торгово-промышленная палата». Землянкин – это всего лишь фамилия. А Торгово-промышленная палата представляет бизнес-сообщество. Я выдвигался по списку «Единой России», но в первую очередь всегда был частью бизнес-сообщества. Я шел в Думу как представитель предпринимательских кругов, как их доверенное лицо. И все вопросы, касающиеся моей депутатской деятельности, непосредственно касаются предпринимательства. И мне, по большому счету, избиратели в своих обращениях пишут не «депутату Землянкину…», а «президенту Торгово-промышленной палаты…». Наверное, именно поэтому я не боюсь потерять власть, лишиться депутатского кресла, потому что у меня, как у доверенного лица наших предпринимателей, есть определенная независимость. Также для меня не стоит и вопрос финансирования: мне в Думе зарплату не платят, я и без этого – человек обеспеченный.
- Вы сказали: «не боюсь потерять власть». А в каком качестве у вас больше власти и рычагов воздействия: президента ТПП или депутата?
- Конечно, как у президента ТПП. Безусловно. Хотя депутатство – это, во-первых, дополнительный рычаг воздействия на всех уровнях власти. И, во-вторых, это более эффективное использование своих возможностей. Одно дело, когда ты находишься вне процесса, а другое – когда находишься внутри и можешь на него влиять до того, как будет принято то или иное решение. Ведь проблема часто состоит в том, что когда решение уже вступает в силу, только тогда мы пытаемся дать ему задний ход. Честно говоря, перед выборами, желания идти в депутаты у меня как такового и не было. Я по-своему считал, что на те процессы, которые затрагивают сферу малого и среднего бизнеса, проще влиять со стороны.
- А почему все-таки решили баллотироваться?
- Предприниматели сказали: представитель бизнес-сообщества обязан быть в депутатах. И сегодня я тоже смотрю на это иначе. Не надо ждать, когда грянет гром. Надо уже в процессе подготовки того или иного решения влиять на него так, чтобы потом в результате принятия этого решения ситуация не ухудшилась. У нас же в Думе все происходит в рабочем порядке. И многие нижневартовские предприниматели зачастую даже не представляют, что назревает и что для них готовится, потому что все спорные вопросы и опасные моменты мы стараемся предотвращать еще до того, как они воплотятся в жизнь. Причем эта работа проводится совместно и с администрацией, и непосредственно с главой города. Взять, к примеру, желание муниципалитета повысить налоги. Ведь это нормальное явление – стремление повысить доходы городской казны. Но в Нижневартовске те налоги, которые поступают в бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса, вот уже более пяти лет не повышали ни на одну копейку, хотя такое предложение каждый год выносится на рассмотрение Думы. Многие предприниматели, возможно, и не задумываются, почему происходит именно так, но это и есть не что иное, как результат тесного сотрудничества бизнес-сообщества и муниципальных органов власти.
- Взаимопонимание, однако, пришло к ним не сразу…
- Я кратко расскажу предысторию. В начале 90-х годов в Нижневартовске, как и во всех городах России, не было бизнес-сообщества. Торгово-промышленная палата, созданная в 1993 году, по сути, не отражала интересов бизнеса. Да и бизнес толком и не знал, что такое ТПП. В 1998 году, когда произошел дефолт, нижневартовские предприниматели собрались и решили: «Сколько можно ждать от власти, когда она будет что-то решать для нас? Давайте хотя бы на уровне города сами будем защищать свои интересы». Так в Нижневартовске был создан Союз промышленников и предпринимателей, и с этого момента мы начали эффективно отстаивать свои интересы. На том этапе нам приходилось обращаться к органам власти с просьбой: «вы хотя бы с нами поговорите, хотя бы поймите, что происходит у нас, прежде чем принимать какие-то решения». Сегодня все обстоит иначе. Мы уже не говорим, как повсюду в Российской Федерации, что власть должна хотя бы не мешать бизнесу. Мы – бизнес-сообщество, которое создает рабочие места, платит налоги в бюджет и зарплату работникам. Мы и есть экономика. И на сегодняшний день все делаем совместно с органами власти. В Нижневартовске это – не громкие слова. Сегодня мы, как Торгово-промышленная палата, очень эффективно влияем на многие процессы, которые происходят у нас в городе, и в первую очередь – на его социально-экономическое развитие. Это не говорит о том, что власть нас слушается. Мы просто живем в нормальном рабочем диалоге. И пускай это не так гладко и хорошо, как, может быть, кому-то кажется со стороны. Но если бы вся страна так жила, у нас, наверное, и власть была бы другая, и мировой кризис в такой степени нас бы не затронул.
- Сегодня много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. А как конкретно содействуют развитию предпринимательства в Нижневартовске?
- Много написано статей о том, что создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, нанопарки и еще много чего умного. Другими словами, такого, что простому жителю, во-первых, не совсем понятно. А во-вторых, оно ему и не нужно. Все системы поддержки малого и среднего бизнеса на государственном уровне направлены на определенную категорию людей, которые составляют сложно даже сказать какую тысячную долю от всего предпринимательского сообщества. Человек слышит, что какая-то поддержка есть, но прекрасно понимает, что она – не для него. Нижневартовск живет по-другому. Сколько бы мы с вами ни говорили о поддержке бизнеса, о целевых программах, все это, по большому счету, остается на бумаге. Муниципалитет способен не на словах, а на деле оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства. А на деле это как? Деньгами? Нет. Выстраиванием системы? Да. Выстраиванием системы взаимоотношений бизнеса и власти. Но это все вещи, так скажем, неосязаемые. Тут все просто: система или работает, или ее нет. Но есть и «осязаемая» поддержка. Муниципалитет владеет имуществом. И когда он сдает это имущество в аренду малому и среднему бизнесу, да не по той рыночной цене, которая существует, а по цене, намного ниже – вот это и есть реальная поддержка, ведь арендная плата для любого предпринимателя – это львиная доля затрат.
Когда вышел 131-й федеральный закон, которым было установлено, что муниципалитет должен в обязательном порядке выставить имущество, находящееся в его ведении, на аукцион, мы сразу для себя определили, что это неправильно. А где тогда окажется тот малый и средний бизнес, который годами находился в этих помещениях? Ведь если бы муниципалитет выставил на аукцион свое имущество, не факт, что все предприниматели остались бы в арендуемых ими ранее помещениях. Что такое аукцион? Пришел человек со стороны, дал, грубо говоря, на 5 рублей больше. И тем самым лишил людей рабочих мест, а предпринимателя – возможности продолжать заниматься своим бизнесом. А если смотреть шире? Продал бы муниципалитет имущество, получил бы деньги, и эти деньги в течение года ушли бы на финансирование ряда программ. А на следующий год? Городской бюджет не получил бы уже ни арендной платы (а она, между прочим, составляет сотни миллионов и стабильно поступает в казну, позволяя реализовывать социальные программы), ни налогов. У нас, правда, тоже есть «горячие головы» – и в Думе, и в администрации, – которые часто сетуют на неэффективное, по их мнению, использование муниципального имущества и задают вопрос: почему его сдают в аренду по цене, которая ниже рыночной? Так ведь это, еще раз повторю, и есть реальная поддержка предпринимательства.
Что же касается 131-ФЗ, то здесь мы поступили следующим образом. В июле 2007 года вступил в силу 209-й федеральный закон «О поддержке и развитии малого и среднего бизнеса», одна из статей которого прямо указывает: муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса выражается в имущественных отношениях. Пользуясь этой строкой, нижневартовская Дума сразу же внесла мораторий на приватизацию муниципального имущества, которое находилось на тот момент в аренде у предпринимателей, а в 2008 году мы сняли это имущество с программы приватизации. Ну а на сегодняшний день существует 159-ФЗ, который дает предпринимателям, арендующим муниципальные помещения, право приоритетного выкупа.
- Однако закон ограничивает сроки, когда предприниматели могут воспользоваться этим правом: до 1 июля 2010 года…
- К сожалению, это действительно так. В чем вообще неправильность данного нормативного акта? Во-первых, он создает неравные условия. Получается, что те, кто до 2008 года арендовал муниципальное помещение, тот имеет право выкупа, а те, кто взял его в аренду после выхода закона – такого права не имеет. Мы считаем, что правила игры для всех должны быть одинаковыми. Они должны быть прописаны честно и добросовестно. Любой человек раз в жизни должен использовать то право, которое ему предоставило государство. Но почему он должен сделать это до 2010 года, а не до 2020-го? Значит, это кому-то нужно. Значит, этот закон носит коррупционный характер и создает коррупционные отношения. Значит, кто-то из чиновников может использовать такой механизм: одному дам, а другому не дам. А если у меня, предпринимателя, воспользоваться правом приоритетного выкупа до 1 июля условия не позволяют? Тем более что в стране сейчас – кризис. Почему я должен лишиться этого права? Зачем тогда мне это право давали? Вот поэтому мы и обратились в окружную Думу с предложением выйти на Правительство Российской Федерации и на Государственную Думу с инициативой изменить сроки 159-ФЗ. И сегодня ждем результата.
- Отстаивать прежние ставки налога и арендной платы за землю в прошлом году, наверняка, было куда тяжелей?
- Здесь получилось так, что вопрос с повышением платы за землю из рабочего порядка перерос в публичные действия. Где-то тут, конечно, и политика завязана. Мы все – хотим или не хотим – зависим от нефтяников. Когда по миру прокатился финансовый кризис, его последствия прежде всего отразились на таких «отраслевых» городах, как наш. Хотя в Нижневартовске это и не сильно заметно, в отличие от других территорий. А когда происходит экономическое потрясение, что самое главное? Безболезненно выйти из этой ситуации, вернуть стабильность. Что в данном случае могут сделать муниципальные органы власти для бизнеса? На что может влиять муниципалитет? На то имущество, которое находится в его ведении, на местные налоги и платежи за землю. Поэтому, согласовав предварительно свою позицию с администрацией города, мы от лица Торгово-промышленной палаты предложили единственно правильное решение: не трогать никаких ставок, никаких платежей. Оставить все на уровне 2008 года. И на последнем заседании Думы в 2008 году мы узаконили наши договоренности с администрацией. Плата за землю стала «святой коровой», которую трогать нельзя.
Но уже в феврале к нам пришли постановления председателя окружного правительства 279-П и приказ Департамента по государственному имуществу об изменении ставок налога на землю и арендных платежей. В тот момент мы вместе с городской администрацией подключились к решению проблемы, но административных рычагов оказалось недостаточно. Подключили общественность. У нас в Торгово-промышленной палате за 10 лет выработалась своя методика воздействия на власть. Почему она нас слышит? Власть – хочет или не хочет – всегда прислушивается к общественному мнению. Ведь если это общественное мнение правильно, если оно обоснованно, подкреплено цифрами, фактами и реальностью, куда от него деваться? Вот этот механизм мы и использовали на тот момент. Провели заседание экспертно-консультативного совета, подтвердили правильность наших действий через администрацию. Дума тоже нас поддержала. И после нашего совместного обращения к правительству Югры, для нас установили коэффициенты переходного периода. Но, увы. Те действия, которые мы предприняли (и даже немного успокоились на этом), оказались неэффективными.
- Почему?
- Из-за неправильной кадастровой оценки земель. Мы считаем, что по всей России она проведена неправильно. Она не отражает не только реалии сегодняшнего времени, но и особенности наших территорий. Та методология расчетов, которая была применена в Москве и Санкт-Петербурге, совсем не подходит ни для нашего города, ни для Югры в целом. Оценку земель производили не местные, а московские специалисты. Им с кремлевской стены, может быть, и виднее, что здесь у нас происходит, да только сюда, правда, никто не приезжал и не смотрел. А это разве не подрыв экономики? Правительство Югры в начале не совсем нас поддерживало, но сегодня мы консолидированно ищем пути, имеющие юридическую основу, пытаемся хоть как-то выйти из создавшегося положения. Надо признать, мы выиграли битву, но не войну. Мы лишь оттянули неизбежное на более поздний срок, спасли положение на 2009 год. Сейчас в 2010 году – нравится нам это или нет – новые платежи надо выставлять. И масса людей уже начали обращаться к нам по этому поводу. К большому сожалению, ситуация нынче такова, что нижневартовская общественность выходит с предложениями, и округ проявляет инициативу, а вот соседние наши территории, в том числе и Тюменская область, никак не реагируют. У них такого же эффективного бизнес-сообщества нет. Да, они говорят: «вам хорошо, у вас в Нижневартовске развита система взаимодействия бизнеса и власти». Но кто им мешает приехать сюда, поучится? Мы готовы передавать свой опыт. Мы тоже не сразу научились понимать друг друга. Наши взаимоотношения складывались годами, и мы сами протаптывали эту тропу. Мы со всеми городами готовы сотрудничать. Нам экономически выгодно не говорить, что мы – самые лучшие, а передавать свой опыт другим территориям по той простой причине, что один в поле – не воин. В одиночку мы не выстроим в стране ту экономическую модель, которая необходима.
- С какого времени изменится размер платежей?
- Он уже изменился с 1 декабря прошлого года. Но пока не для всех, а примерно для 10% пользователей: в основном это те, у кого ставки после прошлогоднего нововведения повысились в 10-30 раз. Конечно, мы их не бросим на произвол судьбы. Наоборот, я призываю, чтобы эти люди к нам обращались. Вместе с администрацией города будем искать выход из сложившейся ситуации. Это не говорит о том, что мы опускаем руки, что от нас ничего уже не зависит. Нет, зависит. И мы будем продолжать ту работу, которую начали год назад.
- Сергей Федорович, на какой-то грустной ноте заканчивается наша беседа…
- Такова реальная жизнь. Но для того чтобы сделать ее лучше, мы и работаем. На самом деле, поводов для оптимизма немало. Главное, что в нашем городе выстроена нормальная система отношений с различными структурами. Обратите внимание, даже контролирующие органы в Нижневартовске действуют не так, как в других местах. Они по многим вопросам консультируются с Торгово-промышленной палатой, активно участвуют в семинарах для представителей малого и среднего бизнеса. Последний из них, который мы организовали перед Новым годом, был посвящен изменениям в законодательстве, касающимся организации и проведения проверок. Кстати, после этих изменений мы предложили нашим предпринимателям такой механизм: если пришел проверяющий, а предприниматель сомневается в качестве проверки, он может позвонить в ТПП, и к нему приедет наш представитель. Результаты проверки, проведенной в его присутствии, вряд ли будут предвзятыми. Вместе с тем, нам хотелось бы весь накопленный положительный опыт вывести на более высокий, окружной уровень. У нас, в Нижневартовске, получилось выстроить такую систему, при которой глава города, прежде чем издать распоряжение, согласовывает его с ТПП. Это называется «общественной экспертизой». В округе на уровне правительства ничего подобного пока нет. Мы давно предлагаем: давайте проводить общественную экспертизу законных и подзаконных актов, связанных с малым и средним бизнесом. По каким причинам наше предложение «тормозится», не понятно. Хотя некоторые сдвиги в параллельном направлении все же есть. Так в прошлом году по нашей инициативе при губернаторе Югры был создан экспертно-консультативный совет. И это уже определенный прогресс.
30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor
Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!
15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике
У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.
23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом
А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....
11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина
Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.
29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли
Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.
01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти
Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.
С праздником!
24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано
У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.
12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане
Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.
28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского
Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.
05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»
СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!