$76.87 +0.00%
$ 97.81
€ 102.13
               

Сергей ЗЕМЛЯНКИН: Муниципалитет способен не на словах, а на деле оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства

29 января 2010/ 16:28
Нижневартовск. Агентство нефтегазовой информации «Самотлор-экспресс» продолжает серию интервью в рубрике «Общественная приемная» с депутатами городской Думы Нижневартовска. О том, зачем нижневартовским предпринимателям свой человек в Думе, что такое поддержка малого и среднего бизнеса не на словах, а на деле и почему не стоит бояться потерять власть – наш разговор с президентом Торгово-промышленной палаты Нижневартовска, депутатом Сергеем Землянкиным.

- Сергей Федорович, Вы уже четвертый год – в депутатском кресле, но Ваше имя по-прежнему ассоциируется в первую очередь не с Думой, а с Торгово-промышленной палатой Нижневартовска. Общественная деятельность для Вас важнее депутатской?
- Для меня депутатство, конечно, важно, но ТПП остается на главном месте. И поэтому из всего нынешнего состава Думы мне, как депутату, наверное, всех легче. Я даже никогда не говорю о себе: «я, Землянкин». Говорю обычно: «мы, Торгово-промышленная палата». Землянкин – это всего лишь фамилия. А Торгово-промышленная палата представляет бизнес-сообщество. Я выдвигался по списку «Единой России», но в первую очередь всегда был частью бизнес-сообщества. Я шел в Думу как представитель предпринимательских кругов, как их доверенное лицо. И все вопросы, касающиеся моей депутатской деятельности, непосредственно касаются предпринимательства. И мне, по большому счету, избиратели в своих обращениях пишут не «депутату Землянкину…», а «президенту Торгово-промышленной палаты…». Наверное, именно поэтому я не боюсь потерять власть, лишиться депутатского кресла, потому что у меня, как у доверенного лица наших предпринимателей, есть определенная независимость. Также для меня не стоит и вопрос финансирования: мне в Думе зарплату не платят, я и без этого – человек обеспеченный.

- Вы сказали: «не боюсь потерять власть». А в каком качестве у вас больше власти и рычагов воздействия: президента ТПП или депутата?
- Конечно, как у президента ТПП. Безусловно. Хотя депутатство – это, во-первых, дополнительный рычаг воздействия на всех уровнях власти. И, во-вторых, это более эффективное использование своих возможностей. Одно дело, когда ты находишься вне процесса, а другое – когда находишься внутри и можешь на него влиять до того, как будет принято то или иное решение. Ведь проблема часто состоит в том, что когда решение уже вступает в силу, только тогда мы пытаемся дать ему задний ход. Честно говоря, перед выборами, желания идти в депутаты у меня как такового и не было. Я по-своему считал, что на те процессы, которые затрагивают сферу малого и среднего бизнеса, проще влиять со стороны.

- А почему все-таки решили баллотироваться?
- Предприниматели сказали: представитель бизнес-сообщества обязан быть в депутатах. И сегодня я тоже смотрю на это иначе. Не надо ждать, когда грянет гром. Надо уже в процессе подготовки того или иного решения влиять на него так, чтобы потом в результате принятия этого решения ситуация не ухудшилась. У нас же в Думе все происходит в рабочем порядке. И многие нижневартовские предприниматели зачастую даже не представляют, что назревает и что для них готовится, потому что все спорные вопросы и опасные моменты мы стараемся предотвращать еще до того, как они воплотятся в жизнь. Причем эта работа проводится совместно и с администрацией, и непосредственно с главой города. Взять, к примеру, желание муниципалитета повысить налоги. Ведь это нормальное явление – стремление повысить доходы городской казны. Но в Нижневартовске те налоги, которые поступают в бюджет от предприятий малого и среднего бизнеса, вот уже более пяти лет не повышали ни на одну копейку, хотя такое предложение каждый год выносится на рассмотрение Думы. Многие предприниматели, возможно, и не задумываются, почему происходит именно так, но это и есть не что иное, как результат тесного сотрудничества бизнес-сообщества и муниципальных органов власти.

- Взаимопонимание, однако, пришло к ним не сразу…
- Я кратко расскажу предысторию. В начале 90-х годов в Нижневартовске, как и во всех городах России, не было бизнес-сообщества. Торгово-промышленная палата, созданная в 1993 году, по сути, не отражала интересов бизнеса. Да и бизнес толком и не знал, что такое ТПП. В 1998 году, когда произошел дефолт, нижневартовские предприниматели собрались и решили: «Сколько можно ждать от власти, когда она будет что-то решать для нас? Давайте хотя бы на уровне города сами будем защищать свои интересы». Так в Нижневартовске был создан Союз промышленников и предпринимателей, и с этого момента мы начали эффективно отстаивать свои интересы. На том этапе нам приходилось обращаться к органам власти с просьбой: «вы хотя бы с нами поговорите, хотя бы поймите, что происходит у нас, прежде чем принимать какие-то решения». Сегодня все обстоит иначе. Мы уже не говорим, как повсюду в Российской Федерации, что власть должна хотя бы не мешать бизнесу. Мы – бизнес-сообщество, которое создает рабочие места, платит налоги в бюджет и зарплату работникам. Мы и есть экономика. И на сегодняшний день все делаем совместно с органами власти. В Нижневартовске это – не громкие слова. Сегодня мы, как Торгово-промышленная палата, очень эффективно влияем на многие процессы, которые происходят у нас в городе, и в первую очередь – на его социально-экономическое развитие. Это не говорит о том, что власть нас слушается. Мы просто живем в нормальном рабочем диалоге. И пускай это не так гладко и хорошо, как, может быть, кому-то кажется со стороны. Но если бы вся страна так жила, у нас, наверное, и власть была бы другая, и мировой кризис в такой степени нас бы не затронул.

- Сегодня много говорят о поддержке малого и среднего бизнеса. А как конкретно содействуют развитию предпринимательства в Нижневартовске?
- Много написано статей о том, что создаются бизнес-инкубаторы, технопарки, нанопарки и еще много чего умного. Другими словами, такого, что простому жителю, во-первых, не совсем понятно. А во-вторых, оно ему и не нужно. Все системы поддержки малого и среднего бизнеса на государственном уровне направлены на определенную категорию людей, которые составляют сложно даже сказать какую тысячную долю от всего предпринимательского сообщества. Человек слышит, что какая-то поддержка есть, но прекрасно понимает, что она – не для него. Нижневартовск живет по-другому. Сколько бы мы с вами ни говорили о поддержке бизнеса, о целевых программах, все это, по большому счету, остается на бумаге. Муниципалитет способен не на словах, а на деле оказывать содействие развитию малого и среднего предпринимательства. А на деле это как? Деньгами? Нет. Выстраиванием системы? Да. Выстраиванием системы взаимоотношений бизнеса и власти. Но это все вещи, так скажем, неосязаемые. Тут все просто: система или работает, или ее нет. Но есть и «осязаемая» поддержка. Муниципалитет владеет имуществом. И когда он сдает это имущество в аренду малому и среднему бизнесу, да не по той рыночной цене, которая существует, а по цене, намного ниже – вот это и есть реальная поддержка, ведь арендная плата для любого предпринимателя – это львиная доля затрат.
Когда вышел 131-й федеральный закон, которым было установлено, что муниципалитет должен в обязательном порядке выставить имущество, находящееся в его ведении, на аукцион, мы сразу для себя определили, что это неправильно. А где тогда окажется тот малый и средний бизнес, который годами находился в этих помещениях? Ведь если бы муниципалитет выставил на аукцион свое имущество, не факт, что все предприниматели остались бы в арендуемых ими ранее помещениях. Что такое аукцион? Пришел человек со стороны, дал, грубо говоря, на 5 рублей больше. И тем самым лишил людей рабочих мест, а предпринимателя – возможности продолжать заниматься своим бизнесом. А если смотреть шире? Продал бы муниципалитет имущество, получил бы деньги, и эти деньги в течение года ушли бы на финансирование ряда программ. А на следующий год? Городской бюджет не получил бы уже ни арендной платы (а она, между прочим, составляет сотни миллионов и стабильно поступает в казну, позволяя реализовывать социальные программы), ни налогов. У нас, правда, тоже есть «горячие головы» – и в Думе, и в администрации, – которые часто сетуют на неэффективное, по их мнению, использование муниципального имущества и задают вопрос: почему его сдают в аренду по цене, которая ниже рыночной? Так ведь это, еще раз повторю, и есть реальная поддержка предпринимательства.
Что же касается 131-ФЗ, то здесь мы поступили следующим образом. В июле 2007 года вступил в силу 209-й федеральный закон «О поддержке и развитии малого и среднего бизнеса», одна из статей которого прямо указывает: муниципальная поддержка малого и среднего бизнеса выражается в имущественных отношениях. Пользуясь этой строкой, нижневартовская Дума сразу же внесла мораторий на приватизацию муниципального имущества, которое находилось на тот момент в аренде у предпринимателей, а в 2008 году мы сняли это имущество с программы приватизации. Ну а на сегодняшний день существует 159-ФЗ, который дает предпринимателям, арендующим муниципальные помещения, право приоритетного выкупа.

- Однако закон ограничивает сроки, когда предприниматели могут воспользоваться этим правом: до 1 июля 2010 года…
- К сожалению, это действительно так. В чем вообще неправильность данного нормативного акта? Во-первых, он создает неравные условия. Получается, что те, кто до 2008 года арендовал муниципальное помещение, тот имеет право выкупа, а те, кто взял его в аренду после выхода закона – такого права не имеет. Мы считаем, что правила игры для всех должны быть одинаковыми. Они должны быть прописаны честно и добросовестно. Любой человек раз в жизни должен использовать то право, которое ему предоставило государство. Но почему он должен сделать это до 2010 года, а не до 2020-го? Значит, это кому-то нужно. Значит, этот закон носит коррупционный характер и создает коррупционные отношения. Значит, кто-то из чиновников может использовать такой механизм: одному дам, а другому не дам. А если у меня, предпринимателя, воспользоваться правом приоритетного выкупа до 1 июля условия не позволяют? Тем более что в стране сейчас – кризис. Почему я должен лишиться этого права? Зачем тогда мне это право давали? Вот поэтому мы и обратились в окружную Думу с предложением выйти на Правительство Российской Федерации и на Государственную Думу с инициативой изменить сроки 159-ФЗ. И сегодня ждем результата.

- Отстаивать прежние ставки налога и арендной платы за землю в прошлом году, наверняка, было куда тяжелей?
- Здесь получилось так, что вопрос с повышением платы за землю из рабочего порядка перерос в публичные действия. Где-то тут, конечно, и политика завязана. Мы все – хотим или не хотим – зависим от нефтяников. Когда по миру прокатился финансовый кризис, его последствия прежде всего отразились на таких «отраслевых» городах, как наш. Хотя в Нижневартовске это и не сильно заметно, в отличие от других территорий. А когда происходит экономическое потрясение, что самое главное? Безболезненно выйти из этой ситуации, вернуть стабильность. Что в данном случае могут сделать муниципальные органы власти для бизнеса? На что может влиять муниципалитет? На то имущество, которое находится в его ведении, на местные налоги и платежи за землю. Поэтому, согласовав предварительно свою позицию с администрацией города, мы от лица Торгово-промышленной палаты предложили единственно правильное решение: не трогать никаких ставок, никаких платежей. Оставить все на уровне 2008 года. И на последнем заседании Думы в 2008 году мы узаконили наши договоренности с администрацией. Плата за землю стала «святой коровой», которую трогать нельзя.
Но уже в феврале к нам пришли постановления председателя окружного правительства 279-П и приказ Департамента по государственному имуществу об изменении ставок налога на землю и арендных платежей. В тот момент мы вместе с городской администрацией подключились к решению проблемы, но административных рычагов оказалось недостаточно. Подключили общественность. У нас в Торгово-промышленной палате за 10 лет выработалась своя методика воздействия на власть. Почему она нас слышит? Власть – хочет или не хочет – всегда прислушивается к общественному мнению. Ведь если это общественное мнение правильно, если оно обоснованно, подкреплено цифрами, фактами и реальностью, куда от него деваться? Вот этот механизм мы и использовали на тот момент. Провели заседание экспертно-консультативного совета, подтвердили правильность наших действий через администрацию. Дума тоже нас поддержала. И после нашего совместного обращения к правительству Югры, для нас установили коэффициенты переходного периода. Но, увы. Те действия, которые мы предприняли (и даже немного успокоились на этом), оказались неэффективными.

- Почему?
- Из-за неправильной кадастровой оценки земель. Мы считаем, что по всей России она проведена неправильно. Она не отражает не только реалии сегодняшнего времени, но и особенности наших территорий. Та методология расчетов, которая была применена в Москве и Санкт-Петербурге, совсем не подходит ни для нашего города, ни для Югры в целом. Оценку земель производили не местные, а московские специалисты. Им с кремлевской стены, может быть, и виднее, что здесь у нас происходит, да только сюда, правда, никто не приезжал и не смотрел. А это разве не подрыв экономики? Правительство Югры в начале не совсем нас поддерживало, но сегодня мы консолидированно ищем пути, имеющие юридическую основу, пытаемся хоть как-то выйти из создавшегося положения. Надо признать, мы выиграли битву, но не войну. Мы лишь оттянули неизбежное на более поздний срок, спасли положение на 2009 год. Сейчас в 2010 году – нравится нам это или нет – новые платежи надо выставлять. И масса людей уже начали обращаться к нам по этому поводу. К большому сожалению, ситуация нынче такова, что нижневартовская общественность выходит с предложениями, и округ проявляет инициативу, а вот соседние наши территории, в том числе и Тюменская область, никак не реагируют. У них такого же эффективного бизнес-сообщества нет. Да, они говорят: «вам хорошо, у вас в Нижневартовске развита система взаимодействия бизнеса и власти». Но кто им мешает приехать сюда, поучится? Мы готовы передавать свой опыт. Мы тоже не сразу научились понимать друг друга. Наши взаимоотношения складывались годами, и мы сами протаптывали эту тропу. Мы со всеми городами готовы сотрудничать. Нам экономически выгодно не говорить, что мы – самые лучшие, а передавать свой опыт другим территориям по той простой причине, что один в поле – не воин. В одиночку мы не выстроим в стране ту экономическую модель, которая необходима.

- С какого времени изменится размер платежей?
- Он уже изменился с 1 декабря прошлого года. Но пока не для всех, а примерно для 10% пользователей: в основном это те, у кого ставки после прошлогоднего нововведения повысились в 10-30 раз. Конечно, мы их не бросим на произвол судьбы. Наоборот, я призываю, чтобы эти люди к нам обращались. Вместе с администрацией города будем искать выход из сложившейся ситуации. Это не говорит о том, что мы опускаем руки, что от нас ничего уже не зависит. Нет, зависит. И мы будем продолжать ту работу, которую начали год назад.

- Сергей Федорович, на какой-то грустной ноте заканчивается наша беседа…
- Такова реальная жизнь. Но для того чтобы сделать ее лучше, мы и работаем. На самом деле, поводов для оптимизма немало. Главное, что в нашем городе выстроена нормальная система отношений с различными структурами. Обратите внимание, даже контролирующие органы в Нижневартовске действуют не так, как в других местах. Они по многим вопросам консультируются с Торгово-промышленной палатой, активно участвуют в семинарах для представителей малого и среднего бизнеса. Последний из них, который мы организовали перед Новым годом, был посвящен изменениям в законодательстве, касающимся организации и проведения проверок. Кстати, после этих изменений мы предложили нашим предпринимателям такой механизм: если пришел проверяющий, а предприниматель сомневается в качестве проверки, он может позвонить в ТПП, и к нему приедет наш представитель. Результаты проверки, проведенной в его присутствии, вряд ли будут предвзятыми. Вместе с тем, нам хотелось бы весь накопленный положительный опыт вывести на более высокий, окружной уровень. У нас, в Нижневартовске, получилось выстроить такую систему, при которой глава города, прежде чем издать распоряжение, согласовывает его с ТПП. Это называется «общественной экспертизой». В округе на уровне правительства ничего подобного пока нет. Мы давно предлагаем: давайте проводить общественную экспертизу законных и подзаконных актов, связанных с малым и средним бизнесом. По каким причинам наше предложение «тормозится», не понятно. Хотя некоторые сдвиги в параллельном направлении все же есть. Так в прошлом году по нашей инициативе при губернаторе Югры был создан экспертно-консультативный совет. И это уже определенный прогресс.
Просмотров 733
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

30.01.2025
Суд обязал пересмотреть газовые и нефтяные проекты Shell и Equinor

30.01.2025 Седов Виктор Юрьевич, 81г, 11мес.

Проекты были разработаны до ГринПис, и Разрешения Выданы! Бурить! И Добывать!

15.11.2024
Газпром: ЕС искусственно разрушает спрос на газ, вредя собственной экономике

16.11.2024 Пётр

У России есть газ, а у Европы есть спесь. Каждому своё.

23.10.2024
В Иркутской области выявлено загрязнение реки Кая молибденом

24.10.2024 Болбат Михаил Александрович

А Кая впадает в Иркут, а Иркут в Ангару....

11.10.2024
BitRiver использовала 150 млн кубометров ПНГ для добычи биткоина

11.10.2024 Андрей

Молодцы, хоть кто-то работает в России очень успешно.

29.08.2024
Генадий Шмаль: Нужна новая парадигма развития нефтегазовой отрасли

30.08.2024 Кузнецов Владимир Александрович, 73 года.

Прошу обратить внимание на возможности использования попутной пластовой воды для добычи из неё минеральных ресурсов. Тема особенно актуальна для уже выработанных месторождений, с развитой системой ППД. Например для Башкортостана это огромный шанс резко поднять рентабельность работы нефтяников.

01.09.2024
Мифы и легенды: Какие истории вводят в заблуждение о происхождении нефти

30.08.2024 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фонтаны нефти результат спешки, нарушений технологии проводки скважин. Приводили к пожарам с грузами 200.Виноватых искать не надо. Вся история Сибирских геологоразведочных суть громадные риски, технологии имеющиеся никуда не годились. Две устойчивые
теории происхождения нефти. Органическая и неорганическая.

С праздником!

24.04.2014
Иван Нестеров-младший: О промышленной добыче "искусственной" нефти говорить пока рано

03.08.2024 Кропачев Николай Михаилович кандидат наук 70 лет

У меня есть отличные идеи хотелось бы с тобой связаться и пообщатся есть такое желание. Я думаю мои идеи тебе понравятся и дополнят твои исследования а может быть и расширят направление поисков и цели. Успехов . здорово.

12.07.2024
Татнефть будет разрабатывать месторождение в Азербайджане

15.07.2024 Юсифов Теюб Юсиф оглы

Добрый день!
Отличный проект. Я кандидат наук, имею огромный опыт в области разработки старых месторождений. Тел: 89173700531
С уважением, Юсифов Т.Ю.

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!


^