$111.93 -2.06%
$ 63.54 +0.1
€ 66.36 +0.54

В России вырастет стоимость авиабилетов

26 декабря 2005/ 09:59
Низкие тарифы на авиаперевозки не позволяют отечественным авиакомпаниям развиваться
Стоимость авиабилетов по отношению к доходам населения в последнее время снизилась. Если в 2002 г. средний тариф на авиаперевозку был на 48% больше средней заработной платы, то в прошлом году это соотношение изменилось: средний тариф составил только 68% заработной платы. Такие данные приводятся в аналитическом обзоре департамента консалтинга РБК «Гражданская авиация в России». В авиакомпаниях говорят, что тарифы, в общем-то, не снижались, а повышалось финансовое благосостояние населения. Эксперты рынка отмечают, что возникающая вследствие избыточной конкуренции на рынке низкая стоимость авиабилетов в свою очередь приводит к изнашиванию парка воздушных судов. Этот фактор заставит отечественные авиакомпании задуматься о будущем и без учета уровня покупательной способности населения повысить тарифы на свои услуги.
На 1 января 2005 г. в области пассажирских перевозок и доставки грузов в России работало 215 авиакомпаний (из них 55 государственных), 423 аэропорта, в том числе 70 международных. В последнее время все отчетливей стала прослеживаться тенденция укрупнения авиакомпаний и концентрации пассажирских перевозок у крупнейших авиаперевозчиков. В 2004 г. 22 авиакомпании России выполнили 78,5% от общего объема пассажирских перевозок и 86,2% от общего пассажирооборота. Всего в 2004 г. российскими авиакомпаниями было перевезено 33,8 млн пассажиров (на 14,9% выше уровня 2003 года). Наиболее динамично росли показатели международных перевозок (на 21% по сравнению с 2003 годом).
По данным аналитиков РБК, чтобы доехать из Москвы до Красноярска на поезде, в 2004 г. надо было заплатить 2134 руб. и потратить 64 часа. Долететь же можно было за 4,5 часа, заплатив 6760 руб. По сравнению с 2002 годом, когда средняя стоимость наземного и воздушного транспорта составляла 2134 руб. и 5950 руб. соответственно, в прошлом году билет на самолет относительно железнодорожного подешевел: в 2002 г. он стоил в 2,78 раза дороже, а в 2004 г. – лишь в 1,98. По мнению ведущего аналитика РБК Станислава Мирина, разрыв сократился из-за более высоких темпов роста цен на железнодорожные перевозки. В 2002 г. средний авиационный тариф по России был на 48% выше средней заработной платы. В 2004 г. это соотношение кардинально изменилось: теперь средний тариф составил 68% от заработной платы. По мнению эксперта, у нас в стране пользоваться услугами воздушного транспорта выходит дороже, чем, например, в США (территория стран практически сопоставимая). Хотя номинальная стоимость авиаперевозок в России ниже, чем в Штатах, низкий уровень средней заработной платы россиян все еще не позволяет им летать так же часто, как американцам», – считает Станислав Мирин.
Относительное снижение стоимости авиабилетов вызвано несколькими факторами. Первый из них, по мнению экспертов РБК, – это экономический рост, сопровождающийся увеличением деловой активности населения. Во-вторых, рост благосостояния граждан ведет к повышению спроса на авиапутешествия по личным делам. По сравнению с кризисным 1999 годом пассажиропоток в 2004 г. увеличился почти на 55%, но это не позволило отечественным перевозчикам достигнуть уровня начала девяностых годов. Сейчас это расхождение составляет 2,7 раза.
В авиакомпаниях к итогам данного исследования отнеслись по-разному. Например, в «Трансаэро» сравнивать себя с наземными перевозчиками не стали, но напомнили, что в середине октября компания объявила мораторий на повышение цен на авиабилеты. Не повлияло на это решение и введение по рекомендации ИАТА в системах автоматического бронирования с 1 ноября нового курса, который составил 33,5 руб. за 1 доллар. «Так что пассажиры смогли приобрести авиабилеты, даже на время новогодних праздников, по стабильным ценам», – отметил представитель авиакомпании Сергей Быхал. Как отмечают эксперты, этот факт показывает, что как у «Трансаэро», так и других авиакомпаний есть существенный запас прочности, и они могут противостоять многим негативным факторам рынка.
В борьбе за «дешевый билет» многие авиакомпании используют разные способы. Вячеслав Илюшин, коммерческий директор авиакомпании «Атлант-Союз», считает, что главные проблемы авиакомпаний – это высокая стоимость авиационного топлива и увеличение расходов на техническое обслуживание отечественных самолетов. «Поэтому авиакомпании выходят на прямые договора с поставщиками топлива и запасных деталей, заинтересовывают их объемом запрашиваемых услуг», – сообщил он RBC daily. Таким же способом решаются и другие проблемы: расходы в аэропортах на взлет-посадку, наземное обслуживание и парковку. «По парковке вопрос решается следующим образом: все уходят от почасовой оплаты, берется фиксированная плата за нахождение самолета на перроне за месяц или год. Это удается сделать лишь в тех аэропортах, где авиакомпании осуществляют основную свою деятельность», – рассказывает Вячеслав Илюшин. Также сокращаются расходы и на техническое обслуживание самолетов из расчета на один рейс, путем увеличения частоты полетов. «Но это не сильно влияет на величину тарифа», – резюмирует он.
В «Аэрофлоте» главную причину сложившегося положения видят в замене самолетов на более экономичные, поскольку сегодня именно эта статья на керосин растет непропорционально всему остальному. «К сожалению, эксплуатация Ил-86, Ту-134, да и Ту-154 в условиях нынешних цен на топливо не может быть экономически эффективной», – констатирует заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков.
Несмотря на то что авиакомпании в последнее время прилагают титанические усилия, чтобы сократить собственные издержки, а значит, и сохранить низкой стоимость тарифов, долго продолжаться так не будет, «стоимость билетов будет расти», считает директор департамента маркетинга AiRUnion Андрей Егоров. Но, по его мнению, этого не произойдет, пока на рынке есть избыточная конкуренция. Например, только в Сочи летают 18 авиакомпаний, которые постоянно борются между собой за клиентов, понижая тарифы. Продавая билеты по демпинговым ценам, они снижают стоимость билетов на всем рынке. «Из-за низких тарифов компании могут покрыть только затраты на топливо, но не на лизинг самолетов. Отсюда проблема постоянно устаревающего парка самолетов», – отмечает Андрей Егоров. По его мнению, рано или поздно авиакомпании, летающие по одному и тому же направлению, договорятся и начнут одновременно повышать стоимость билетов. «Это ударит по карману потребителя, зато авиакомпании получат дополнительные источники финансирования своего развития», – заключает он.
Источник: RBK.daily
Просмотров 1449
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^