Нефтяная инфраструктура северо-запада России замерла, достигнув полной загрузки
Рост экспорта нефтепродуктов через Северо-Западный регион достиг своих предельных значений вместе с выходом в этом году на предельную мощность трубопровода Балтийская транспортная система «Транснефти» с выходом в порту Приморск. Однако существуют и несколько иных факторов влияния, которые называют эксперты. Во-первых, повлияло резкое августовское увеличение нефтяниками переработки нефти на фоне падения экспортной маржи по «черному золоту» до уровня первого квартала 2007 года. По мнению аналитика ИГ «КапиталЪ» Виталия Крюкова, до конца года перевалка нефти через Приморск, скорее всего, продолжит снижаться в связи с перенаправлением экспортных потоков на внутренний рынок нефтепереработки. Снижение объемов перевалки характерно для всех портов, кроме Туапсе.
Второй важный фактор — стагнация добычи нефти в целом по России. Так, по данным Росстата, за первые семь месяцев этого года было добыто 283 млн т нефти и газового конденсата, что на 0,8% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом в июле падение составило уже 1,9%, в то время как еще в январе—феврале этого года добыча выросла по сравнению с первыми двумя месяцами 2007 года на 0,6%. Эксперты полагают, что у нефтяников большая долговая нагрузка и недостаточно средств, чтобы вкладывать в новые проекты. Следовательно, и экспорту расти не с чего. Однако дополнительные объемы есть где взять. В настоящее время около 50% общего объема экспорта светлых нефтепродуктов России осуществляется через Вентспилсский морской порт (Латвия). Но правительство России намерено изменить ситуацию.
Как заявил недавно министр транспорта России Игорь Левитин, чтобы расширить мощности собственных портов, планируется увеличить грузооборот порта Усть-Луга, объем которого вместе с БТС-2 к 2015 году достигнет 100—130 млн т нефти. Грузооборот порта Приморск к этому времени, по словам г-на Левитина, составит 25 млн т нефти, портов Высоцк и Архангельск — по 12 млн т, порта Выборг — 3 млн т, терминала Варандей — 12 млн т, Кандалакши — 1,5 млн т.
Кроме того, по словам главы Минтранса, в Калининградском порту рассматривается возможность строительства контейнерного терминала, а в Мурманском порту предусматривается развитие западного берега Кольского залива для перевалки угля и нефтепродуктов, причем уровень грузооборота этого порта в соответствии с имеющимися заявками составит 50 млн т. Чиновник сообщил, что на развитие портов северо-запада до 2015 года планируется выделить 279 млрд руб. Из этих средств 120 млрд руб. предполагается направить на развитие транспортных подходов к портам региона.
Последнее как раз необходимо. Вложений требует развитие железной дороги. Так, глубоководный порт Мурманск, способный обрабатывать суда дедвейтом свыше 150 тыс. т, существенно снизил экспортные отгрузки нефти и нефтепродуктов в январе—июне 2008 года против аналогичного периода прошлого года. По мнению экспертов, нефтяные компании переориентировали отгрузки мазута на Высоцк и Санкт-Петербург и тенденция падения экспорта нефтепродуктов через Мурманск будет продолжаться из-за высокой загруженности железной дороги, по которой он получает грузы. Та же проблема и у распределительно-перевалочного комплекса (РПК) нефтепродуктов «Высоцк — ЛУКОЙЛ-II». Теоретически ЛУКОЙЛ хотел бы переваливать через свой терминал до 15 млн т в год. Однако Высоцк работает на предельной мощности — 12 млн т в год, и экспортировать больше нефтепродуктов отсюда невозможно, так как железнодорожная ветка перегружена.
Один из последних проектов, задача которых снизить зависимость России от портов прибалтийских стран, проект «Север», включающий нефтепродуктопровод Кстово — Ярославль — Кириши — Приморск и морской терминал для перевалки светлых нефтепродуктов в порту Приморск в восточной части Финского залива. Им занимается «Транснефть», в мае была введена его первая очередь. Проектная мощность терминала — 24 млн т нефтепродуктов в год.
Существенному развитию нефтяной инфраструктуры на северо-западе поспособствует и нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти в год, который пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ «Сургутнефтегаз» в Киришах. Недавно «Транснефть» сообщила, что в сентябре выйдет правительственное постановление о начале строительства БТС-2. Правда, его точка выхода до сих пор обсуждается. По мнению аналитика ИК «Велес Капитал» Дмитрия Лютягина, несмотря на то что проект некогда назывался убыточным и задумывался лишь как альтернатива трубопроводу «Дружба», в ближайшем будущем он станет актуальным. «В случае строительства второго НПЗ (Кириши-2) «Сургутнефтегазом», который планируется начать после 2011 года, пропускной способности первой ветки БТС будет недостаточно», — уверен эксперт.
В целом БТС-2 должен дать мощный толчок развитию перерабатывающих мощностей в области. Существенным преимуществом строительства НПЗ в Ленобласти является его близость к границе, что позволяет с более коротким транспортным плечом поставлять нефтепродукты в Европу, считает Виталий Крюков. Основными недостатками выступают нехватка энергомощностей для НПЗ в связи со строительством большого количества заводов в области и проблемы водоснабжения. Пока никто из нефтяников еще не принял окончательного решения по строительству НПЗ в области. В первую очередь необходимо модернизировать инфраструктуру области и уже после этого принимать решение о строительстве НПЗ, уверен аналитик.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



РБК daily