$88.42 +1.28%
$ 92.51 -0.78
€ 98.91 -0.65
               

Россия посадила Литву на нефтяную диету

RBCdaily
03 августа 2006/ 09:03
Российская нефть в августе не пойдет по трубе на Мажейкяйский НПЗ в Литве. У прекращения поставок по нефтепроводу есть техническая причина – авария, произошедшая в конце прошлой недели на российском участке нефтепровода «Дружба» в районе Брянска. Однако эксперты не исключают возможности того, что дело не только в форс-мажоре: РФ может посадить Литву на нефтяную «диету» в отместку за упущенный актив.
В состав Mazeikiu nafta (MN) входят Мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал в Бутинге и литовские нефтепроводы. Чистая консолидированная неаудированная прибыль компании за шесть месяцев 2006 года составила 132,7 млн долл. После получения разрешения Еврокомиссии на приобретение до 100% акций MN польская PKN Orlen должна будет заплатить ЮКОСу 1,492 млрд долл. за 53,7% акций и 851,829 млн долл. – Литве за 30,66% акций.
Проблемы с поставками возникли после того, как в конце мая этого года завершилась эпопея с выбором нового собственника литовского актива НК «ЮКОС». Интерес к нему проявляли «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «КазМунайГаз». Правительство Литвы тоже планировало самостоятельно выкупить пакет Mazeikiu nafta у ЮКОСа, а затем перепродать его компании, способной обеспечить завод стабильными поставками нефти. Однако в апреле 2006 года суд Нью-Йорка вынес временный запрет на продажу активов ЮКОСа в связи с заявлением компании о добровольном банкротстве. После того, как этот запрет был снят, в конце мая владельцы ЮКОСа договорились продать актив польскому концерну PKN Orlen почти за 1,5 млрд долл.
Поэтому когда на MN начались перебои с российской нефтью, власти Литвы заподозрили Россию в попытке давления. Отметим, что сделка еще не завершена и может быть «отыграна назад». Ранее сообщалось, что компания ожидает получить одобрение Еврокомиссии этой осенью и закрыть сделку в первом квартале 2007 года, но вчера пресс-секретарь PNK Orlen Павел Пореба не смог назвать RBC daily сроки, в которые антимонопольные органы дадут «зеленый свет» сделке.
А в конце июля, по данным литовской стороны, РФ вообще остановила поставки на Мажейкяйский НПЗ. Вероятно, из-за аварии на российском участке нефтепровода «Дружба» около Брянска. Однако вчера RBC daily не удалось получить подтверждение этой информации в «Транснефти», владеющей всеми российскими магистральными нефтепроводами. А в пресс-службе «ЛУКОЙЛа» RBC daily сообщили, что компания не меняла направления поставок нефти, поскольку не получала уведомления от «Транснефти» о такой необходимости. «В июле у нас поставки шли даже чуть выше среднемесячной нормы, которая составляет 120 тыс. т», – сообщил собеседник в нефтяной компании. По его словам, если окажется, что «Транснефть» не обеспечивает поставки, то «ЛУКОЙЛ» должен будет добиться перенаправления этих потоков, чтобы избежать убытков.
На MN утверждают, что завод был вынужден перейти на нефть, поставляемую по морю танкерами, в частности, из Приморска. По данным RBC daily, входящий в комплекс MN терминал в порту Бутинге возобновил работу в реверсном режиме из-за сокращения поставок российской нефти по трубопроводу. Как сообщил RBC daily представитель MN Гедрюс Карсокас, вчера была закончена разгрузка танкера, доставившего 100 тыс. т нефти. Этого хватит на неделю работы при минимальной загрузке.
По оценкам экспертов, без российской трубы рентабельность НПЗ резко упадет. Министр экономики Литвы Витас Навицкас утверждает, что поставка одной тонны нефти морем будет дороже примерно на 9 долл. Аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин говорит, что это приведет к удорожанию барреля нефти на 1,23 долл. «При цене барреля выше 60 долл. это несущественное увеличение», – заявил он. Однако эксперт сомневается в том, что оценки литовцев точны. Он предполагает, что транспортные расходы вырастут значительно больше. «Транспортный тариф при поставках из Приморска ниже, но к нему следует добавить значительные расходы на нефтеперевалку, размер которых оценить трудно», – сказал RBC daily аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, в долгосрочной перспективе нужно будет переориентировать всю логистику снабжения завода. «Большого пространства для маневра на заводе нет, а вот рентабельность его работы точно существенно снизится», – уверен он.
Ситуация осложняется тем, что литовские власти планируют с 15 сентября закрыть Бутингский терминал на ремонт буя на 65 суток. Витас Навицкас выразил надежду на то, что до начала ремонта буя «нефтепровод из России до Мажейкяйского НПЗ заработает в полную силу». По его словам, если к этому сроку российский нефтепровод не будет полностью восстановлен, «MN понесет крупные убытки». Как заявил в среду премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас, проблемой дефицита нефти совместно занимаются власти Литвы и Польши, но договоренности о поставках нефти на август пока нет.
Просмотров 742
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^