$114.24 +2.35%
$ 63.44 -0.34
$ 65.82 +0.03

Россия посадила Литву на нефтяную диету

RBCdaily
03 августа 2006/ 09:03
Российская нефть в августе не пойдет по трубе на Мажейкяйский НПЗ в Литве. У прекращения поставок по нефтепроводу есть техническая причина – авария, произошедшая в конце прошлой недели на российском участке нефтепровода «Дружба» в районе Брянска. Однако эксперты не исключают возможности того, что дело не только в форс-мажоре: РФ может посадить Литву на нефтяную «диету» в отместку за упущенный актив.
В состав Mazeikiu nafta (MN) входят Мажейкяйский НПЗ, нефтетерминал в Бутинге и литовские нефтепроводы. Чистая консолидированная неаудированная прибыль компании за шесть месяцев 2006 года составила 132,7 млн долл. После получения разрешения Еврокомиссии на приобретение до 100% акций MN польская PKN Orlen должна будет заплатить ЮКОСу 1,492 млрд долл. за 53,7% акций и 851,829 млн долл. – Литве за 30,66% акций.
Проблемы с поставками возникли после того, как в конце мая этого года завершилась эпопея с выбором нового собственника литовского актива НК «ЮКОС». Интерес к нему проявляли «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «КазМунайГаз». Правительство Литвы тоже планировало самостоятельно выкупить пакет Mazeikiu nafta у ЮКОСа, а затем перепродать его компании, способной обеспечить завод стабильными поставками нефти. Однако в апреле 2006 года суд Нью-Йорка вынес временный запрет на продажу активов ЮКОСа в связи с заявлением компании о добровольном банкротстве. После того, как этот запрет был снят, в конце мая владельцы ЮКОСа договорились продать актив польскому концерну PKN Orlen почти за 1,5 млрд долл.
Поэтому когда на MN начались перебои с российской нефтью, власти Литвы заподозрили Россию в попытке давления. Отметим, что сделка еще не завершена и может быть «отыграна назад». Ранее сообщалось, что компания ожидает получить одобрение Еврокомиссии этой осенью и закрыть сделку в первом квартале 2007 года, но вчера пресс-секретарь PNK Orlen Павел Пореба не смог назвать RBC daily сроки, в которые антимонопольные органы дадут «зеленый свет» сделке.
А в конце июля, по данным литовской стороны, РФ вообще остановила поставки на Мажейкяйский НПЗ. Вероятно, из-за аварии на российском участке нефтепровода «Дружба» около Брянска. Однако вчера RBC daily не удалось получить подтверждение этой информации в «Транснефти», владеющей всеми российскими магистральными нефтепроводами. А в пресс-службе «ЛУКОЙЛа» RBC daily сообщили, что компания не меняла направления поставок нефти, поскольку не получала уведомления от «Транснефти» о такой необходимости. «В июле у нас поставки шли даже чуть выше среднемесячной нормы, которая составляет 120 тыс. т», – сообщил собеседник в нефтяной компании. По его словам, если окажется, что «Транснефть» не обеспечивает поставки, то «ЛУКОЙЛ» должен будет добиться перенаправления этих потоков, чтобы избежать убытков.
На MN утверждают, что завод был вынужден перейти на нефть, поставляемую по морю танкерами, в частности, из Приморска. По данным RBC daily, входящий в комплекс MN терминал в порту Бутинге возобновил работу в реверсном режиме из-за сокращения поставок российской нефти по трубопроводу. Как сообщил RBC daily представитель MN Гедрюс Карсокас, вчера была закончена разгрузка танкера, доставившего 100 тыс. т нефти. Этого хватит на неделю работы при минимальной загрузке.
По оценкам экспертов, без российской трубы рентабельность НПЗ резко упадет. Министр экономики Литвы Витас Навицкас утверждает, что поставка одной тонны нефти морем будет дороже примерно на 9 долл. Аналитик «МДМ-Банка» Андрей Громадин говорит, что это приведет к удорожанию барреля нефти на 1,23 долл. «При цене барреля выше 60 долл. это несущественное увеличение», – заявил он. Однако эксперт сомневается в том, что оценки литовцев точны. Он предполагает, что транспортные расходы вырастут значительно больше. «Транспортный тариф при поставках из Приморска ниже, но к нему следует добавить значительные расходы на нефтеперевалку, размер которых оценить трудно», – сказал RBC daily аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, в долгосрочной перспективе нужно будет переориентировать всю логистику снабжения завода. «Большого пространства для маневра на заводе нет, а вот рентабельность его работы точно существенно снизится», – уверен он.
Ситуация осложняется тем, что литовские власти планируют с 15 сентября закрыть Бутингский терминал на ремонт буя на 65 суток. Витас Навицкас выразил надежду на то, что до начала ремонта буя «нефтепровод из России до Мажейкяйского НПЗ заработает в полную силу». По его словам, если к этому сроку российский нефтепровод не будет полностью восстановлен, «MN понесет крупные убытки». Как заявил в среду премьер-министр Литвы Гедиминас Киркилас, проблемой дефицита нефти совместно занимаются власти Литвы и Польши, но договоренности о поставках нефти на август пока нет.
Просмотров 499
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

04.04.2022
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

06.05.2022 Иравин Сергей, 53 года

Пытались мы тогда своим заводом помочь в импортозамещении реально. Нет. Не дали. Так и покупали имортное оборудование. Вот теперь пусть отгребают. Только ведь, опять никого не накажут.

11.04.2022
Как запустить китайские производства в России

13.04.2022 Гогоберидзе Арсен Давидович

Металлурги много лет сидели тихо и только Белоусов, получив полномочия, ими занялся.

07.04.2022
ЛУКОЙЛ видит риски остановки НПЗ из-за избытка нефтепродуктов

07.04.2022 Прокопов Вячеслав, 43 года

Цены не пробовали снижать?

06.04.2022
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?

06.04.2022 Вергазов Шамиль Алиевич

Все бесполезно. Основные сферы давно поделили. Минпромторг в связке с Ростехом, а там сами знаете кто.

05.04.2022
Среднесуточный экспорт нефти из РФ в дальнее зарубежье в начале апреля вырос на 2%

05.04.2022 Владимир В .

не продавать ни газ , ни нефть , вообще ни какие ресурсы из России в недружественные страны не за рубли , не за любую валюту. пусть у этих демократов в их странах люди сами решат что с ними делать. пока мы видим только начало этого хауса .

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.04.2022 Нагаева Любовь Николаевна

Считаю Хачатурова Бориса недоучкой и лжецом. К нему обращаться бесполезно. Пообещает разобраться, НО спихнёт всё нижестоящим начальничкам, а сам - в кусты. Трубку НЕ берёт- СМС --ПЕРЕЗВОНЮ. И так годами. Судить таких надо, только судьи ещё НЕ родились. Убожество, а не руководитель.

01.04.2022
Газпром продолжает штатную подачу газа для транзита в Европу через Украину

02.04.2022 Константинова ирина Викторовна

Считаю поставки газа на территории враждебных нам стран предательством Газпрома. Надо срочно оставить запад без газа, нефти, металлом, зерна и т.д. Уверена, что также считает подавляющее большинство народа. Мы народ согласны потерпеть. Наш российский бизнесмен самый жадный в мире. На западе терпят урон от санкций, наши солдаты погибают, а Газпрому лишь бы деньги зарабатывать. Если я не права пусть нам с экранов телевизоров это объяснят

01.04.2022
В России создано ПО способное заменить более 20 зарубежных аналогов

01.04.2022 Семён Семеныч

Давно пора менять все!

30.03.2022
Reuters: Поставки российского газа по трубопроводу «Ямал-Европа» упали до нуля

30.03.2022 Владимир Владимирович Воронцов 64

***
— А у нас в Сибири газ!
— А у вас?...
***

29.03.2022
Вместо дискуссий о «сером» импорте необходимо делать свое качественное оборудование

29.03.2022 Светлова Марина Леонидовна

Вот это правильный путь!
Тарасов Александр Михайлович окончил Московский автотракторный институт
работал на Куйбышевском карбюраторно-арматурном заводе инженером, начальником конструкторского бюро, цеха, технического отдела, главным инженером завода
директор Алтайского тракторного завода
директор Минского тракторного завода
председатель Совнархоза Белоруссии
заместитель председателя ВСНХ СССР — министр СССР
министр автомобильной промышленности СССР


^