$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Кто ответит за рост цен на бензин?

RBCdaily
27 июля 2006/ 08:50
Хотя абсолютное большинство автовладельцев считает расходы на бензин значимыми для семейного бюджета, у многих россиян имеется хороший запас прочности. Почти треть опрошенных ВЦИОМ граждан не пересядет на общественный транспорт ни при каких условиях, даже если стоимость бензина достигнет 50 руб. за литр. Правда, 18% обещают отказаться от пользования машинами, как только цена перевалит 20-рублевый порог. Аналитики уверяют, что до этого не дойдет. Скорее всего, в этом году цены на бензин вырастут не больше чем на рубль.
Личными автомобилями владеют 40% российских семей, и проблема, как прокормить стального коня, весьма актуальна для многих наших соотечественников. В 2004–2005 годах цены на бензин росли на 34 и 16% соответственно. Сильнее всего это ударило по карманам тех, чье финансовое состояние оставляет желать лучшего. Тем не менее половина автовладельцев готова платить больше за гарантированное качество топлива. Интересно, что большинство сторонников «качества за деньги» наблюдается среди тех, чьи доходы не превышают 1500 руб. в месяц (53%), и тех, кто зарабатывает более 5000 руб. (65%). При этом сам по себе рост цен их крайне огорчает. Основная масса собственников машин (41%) возлагает ответственность за него на правительство, 29% винит крупные нефтяные компании, и только 9% считает, что цены устанавливает рынок.
Как бы то ни было, 30% автолюбителей не откажутся от использования машин независимо от того, сколько придется платить за заправку. Для остальных поездки на общественном транспорте вполне возможны. Так, на него пересядет 18% граждан, если стоимость топлива превысит 20 руб. за литр. Ряды пассажиров автобусов и троллейбусов пополнят еще 19% автовладельцев при цене на бензин в 30 руб. Если же цены вырастут до 50 руб., в общественном транспорте будет не протолкнуться: более половины водителей станут пассажирами.
Столь сильного скачка цен на бензин аналитики, конечно, не прогнозируют, но с тем, что их рост продолжится, согласны все. «Цена на бензин в России (за вычетом акцизов) – это экспортная цена минус экспортные пошлины и расходы по транспортировке нефтепродуктов. При росте цен на них в Европе происходит аналогичный рост и в России», – говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Владислав Метнев. По его мнению, несмотря на рост переработки нефти внутри страны и снижение рентабельности ее экспорта, связь между ценами в Европе и России полностью разорвать нельзя. Завотделом цен и региональных рынков нефтепродуктов ИЦ «Кортес» Марина Ковалева отмечает, что из-за благоприятной мировой конъюнктуры растет экспорт высокооктанового бензина, в связи с чем на внутреннем рынке образуется дефицит.
Другая причина высоких цен на бензин кроется в существенной налоговой нагрузке на отрасль. Так, по оценкам Минпромэнерго, структура цен на бензин более чем наполовину состоит из налогов (8% дает НДПИ, 10% – налог на прибыль, 15% – НДС, 20% – акцизы). Получается, что, заправляясь, россияне половину суммы кладут в казну. Учитывая, что существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету, обвинения, звучащие из уст автовладельцев в адрес правительства, не так уж и беспочвенны.
Однако аналитик ИК «Совлинк» Николай Саперов считает налоги не самым главным злом. «США импортер, а Россия – крупнейший после Саудовской Аравии поставщик нефти, при этом внутрироссийские и внутриштатовские цены на бензин примерно одинаковы. Это ненормально – ведь у нас внутренние цены на нефть ниже мировых примерно в три раза», – возмущается эксперт. По его мнению, высокая стоимость бензина связана в том числе «со сговором крупных компаний: когда 5–6 нефтепроизводителей контролируют порядка 90% рынка бензина». Но производители не спешат брать ответственность на себя. Так, пресс-секретарь «Роснефти» Николай Манвелов сказал RBC daily, что рост цен на бензин всегда зависел от экономической конъюнктуры и был привязан к мировым ценам на топливо. Поэтому, по его словам, «нельзя обвинять исключительно нефтяные компании». В ТНК-ВР предпочли вообще не комментировать рост цен на бензин.
Впрочем, у роста цен есть и более прозаические причины. Так, член научно-технического совета Российского акционерного общества нефтегазового строительства (Роснефтегазстрой) Михаил Липилин отмечает, что в России мало исходного материала для производства высокооктанового бензина. «Это связано с тем, что большая часть мощностей осталась еще со времен Советского Союза, а одна установка для вторичной переработки стоит порядка 100 млн долл. В России достаточно НПЗ, но очень мало вторичных мощностей», – поясняет Липилин.
Его поддерживают другие эксперты. «Сейчас цена на бензин марки А92 17–18 руб. за литр, но очевидно, что это не предел», – заявила в беседе с RBC daily г-жа Ковалева. По ее словам, это связано с дефицитом высокооктанового бензина, а также с ожидаемым ростом внутренних цен на нефть. «Рост розничных цен останется в пределах инфляции, то есть 11%, – прогнозирует она. – При этом за первые полгода рост составил 3%, а за июль – 1%. Оптовые цены на бензин за июль выросли на 5,5%».
У Николая Саперова из «Совлинка» другой прогноз. Аналитик напоминает, что в послании президента РФ Федеральному собранию указывалось на недопущение роста внутренних цен на бензин и необходимость развития нефтепереработки. Исходя из этого и будут действовать компании: инвестировать в новые мощности, стараясь сохранить нынешние цены. «Возможно, осенью и произойдет небольшой сезонный скачок, но он не будет больше рубля, – предрекает г-н Саперов. – Ведь рост цен на бензин повышает социальную напряженность, что больно ударит по рейтингам самого президента. А значит, в ближайшее время стоит ожидать встреч с руководителями нефтяных компаний и новых договоренностей о заморозке цен».
Просмотров 766
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^