$62.49 -2.02%
$ 76.81 -0.46
€ 89.43 -0.28
               

Энергетическая безопасность: Энергетическая небезопасность

Ведомости
17 июля 2006/ 11:23
Правительства часто заявляют о необходимости вмешиваться в работу энергетических рынков, чтобы обеспечить надежность поставок энергоресурсов. Однако и законы экономики, и накопленный опыт убеждают, что вмешательство государства только ухудшает ситуацию. Либерализованные энергорынки — лучшая гарантия безопасности поставок.
Некоторые утверждают, что государство должно обеспечивать энергетическую безопасность, ибо это “общественное благо”, которое не будет предоставлено в надлежащем объеме свободным рынком. Инвестиции в безопасность поставок (например, установление резервных генераторов или создание дополнительных запасов нефти) приносят выгоду населению, а не инвесторам.
Но те, кто приводит эти доводы, пренебрегают двумя вещами. Во-первых, они не учитывают первостепенной роли рынка в обеспечении энергобезопасности. Безопасность — это составная часть любого энергетического продукта. Потребители нуждаются не только в самом продукте, но и в надежности и долгосрочности его поставок и готовы за это платить. Поставщик будет обеспечивать бесперебойные поставки, потому что меньше всего хочет заслужить репутацию ненадежного партнера.
Во-вторых, антирыночные доводы не учитывают недостатков государства. Централизованное планирование не позволяет точно предсказать, какие меры лучше всего отвечают интересам производителей и потребителей. Такое вмешательство, как субсидируемые правительством электростанции или создание запасов горючего, уменьшает прибыль частных инвесторов и удерживает их от вложения денег в эту сферу. Более того, если государство берет на себя ответственность за энергетическую безопасность, компании приходят к выводу, что они не смогут поднять цены в случае дефицита ресурсов, что еще больше снижает стимул инвестировать.
Один из характерных примеров — дорогостоящая поддержка Лондоном угольных шахт в течение нескольких десятилетий начиная с 1950-х гг. Делалось это, конечно, ради повышения энергобезопасности. Но результатом была не безопасность. Власть рынка была передана в руки угольщикам и шахтерским профсоюзам, начались угрозы забастовок, от которых обычно удавалось откупиться, но порой они все-таки проводились, принося огромный ущерб. На совести британских шахтеров куда более серьезные и длительные приостановки поставок, чем позволяли себе члены ОПЕК. Кстати, энергетический рынок неплохо приспособился к мировым “нефтяным шокам” 1970-х и начала
1980-х гг. Диверсификация поставок и разнообразие технологий, которые предлагает рынок, — это основа безопасности. А никак не самодостаточность.
Западные компании закладывают политические риски в свои расчеты при работе с поставщиками из таких мест, как Россия, Ближний Восток и Африка. И смогут работать еще эффективнее в условиях по-настоящему свободного рынка. Вспомните тесные связи, которые наладило предыдущее руководство Германии с Россией. Если бы решения принимал частник, разве он пошел бы на такую тесную связь с единственным источником поставок?
Став одной из немногих европейских стран, приватизировавших и либерализовавших энергетический сектор, включая хранение газа, Великобритания пользуется плодами возросшей безопасности. Все рынки, включая рынки газа и электроэнергии, конкурентны. Контроль за ценообразованием ушел в прошлое, за исключением естественных газовых монополистов и электросетей. Рынок создал механизмы решения проблем безопасности. Рост цены дает сигнал о необходимости инвестиций и создает стимул для них; перспектива недолгого периода высоких цен стимулирует инвестиции в хранилища; контракты, предусматривающие право их разрыва, ведут к гибкости при устранении дефицита, а коммерческие стимулы помогают своевременно увеличивать емкость сетей, максимально использовать существующие возможности и избегать дискриминации среди пользователей.
К сожалению, на большей части континентальной Европы таких механизмов не существует. В отсутствие конкурентного рынка государство волей-неволей становится гарантом безопасности, которую оно понимает как уменьшение импортозависимости.
Создание необходимых условий и стимулов для функционирования энергорынка должно стать первостепенной целью государственной политики, направленной на увеличение безопасности. Правительство Великобритании, в чьей деятельности недавно стали заметны признаки возвращения к политике вмешательства, должно оставить энергетический сектор в покое. Страны ЕС должны забыть свои попытки снизить импортозависимость и без промедления сосредоточиться на создании эффективного внутреннего рынка энергии. Открытый доступ к газопроводам, электросетям и хранилищам, а также создание коммерческих стимулов, призванных сделать мощности доступными участникам рынка, повысят энергетическую безопасность.
В то же время правительства должны прекратить отдавать предпочтение тем или иным видам энергетики во имя борьбы за безопасность, будь то ядерная энергетика или какая-то другая. Правительства не располагают и не могут располагать информацией, необходимой для принятия подобных решений, и слишком подвержены влиянию группировок, эффективнее других лоббирующих свои интересы, а все это приводит к дорогостоящим ошибкам и небезопасности энергопоставок.

Авторы - профессор экономики Университета Сюррея Колин Робинсон и бывший руководитель британского Управления по рынкам газа и электроэнергии Эйлин Маршалл.
Просмотров 734
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году

03.12.2025 виктор

Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".

03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства

03.12.2025 Мануйлова Наталья Владимировна

Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.

01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

02.12.2025 Кузьменков Станислав Григорьевич

Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика

01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года 

01.12.2025 Мельников Владимир Георгиевич

Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!

25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля

27.11.2025 К.

О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!

17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м 

18.11.2025 Баташев Евгений Александрович

В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.

17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо 

17.11.2025 Гню 1982

Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г

14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю

16.11.2025 Влад 62

Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


^