Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Биржевую торговлю нефтью спасут госзакупки

RBCdaily
12 июля 2006/ 11:07
С начала следующего года в России может развернуться экспериментальная торговля нефтепродуктами для госнужд, причем на базе уже действующих электронных площадок. Такое мнение высказал во вторник государственный советник по экономическим вопросам Минпромэнерго Юрий Плакиткин. Новый механизм предлагается опробовать для начала в двух федеральных округах – Приволжском и Центральном, после чего к ним могут примкнуть потребители из других регионов. Торговые биржи хороши тем, что позволят добиться прозрачного ценообразования на продаваемое сырье, однако они не защитят потребителей от возможного колебания цен. В этой связи предпочтительнее всего развивать рынок фьючерсных контрактов на нефть и другие ресурсы, утверждают эксперты.
Идея создания в России биржевых площадок, торгующих российской нефтью за рубли, прозвучала в ежегодном послании президента России Федеральному Собранию. Владимир Путин упомянул ее в связи с приданием рублю статуса свободно конвертируемой валюты. По его мнению, появление такой площадки повысит спрос на национальную валюту и тем самым повысит престиж рубля в мире. Если углубиться в историю этого вопроса, то еще в ноябре прошлого года Российский биржевой союз направил в правительство РФ обращение с просьбой оказать содействие со стороны государства в формировании биржевого товарного рынка в России. Это было продиктовано тем, что Будапештская фондовая биржа и Нью-Йоркская товарная биржа планировали организовать торги производными инструментами на нефть марки Urals.
Сейчас в России, по данным г-на Плакиткина, около 35 бирж имеют возможности торговать нефтью. Однако ни одна из них не берется за это. «Во-первых, у нефтяных компаний отсутствует экономическая мотивация, – отмечает советник. – Во-вторых, этому мешает вертикально интегрированная структура компаний. Из-за этого почти 95% нефти находится во внутрифирменном обороте». Другое дело рынок нефтепродуктов, 15–20% которого приходится на закупки для госнужд и нужд естественных монополий. Поэтому в качестве эксперимента Ю. Плакиткин предлагает попробовать сначала развернуть торговлю бензином и дизельным топливом, но не сразу вовлекать в процесс все регионы, а делать это поэтапно. По оценкам советника, наиболее подходящими для эксперимента являются Приволжский округ и Центральный. «Выбор происходил на основании двух критериев, – пояснил советник. – В округе должно быть более 3 конкурирующих компаний. И учитывалось отношение количества топлива, потребляемого самим округом, к общему объему его производства. Выбранные регионы не должны быть дефицитными». Спустя полгода к ним могут присоединиться потребители Северо-Западного и Сибирского округов, а затем – еще через 6 месяцев – очередь дойдет и до Уральского, Южного и Дальневосточного ФО.
Подготовительная работа не займет много времени, поскольку не потребуется создавать новые торговые площадки. Продавать нефтепродукты сможет любая действующая электронная биржа «с хорошей репутацией». «При этом торгово-закупочная система не должна принадлежать ни одному из потребителей, а ее бюджет не должен зависеть от цен сделок», – перечислил требования г-н Плакиткин. Как скоро начнет действовать торговая биржа, зависит от правительства, которое со своей стороны должно подготовить соответствующее постановление.
Но, как считает президент Российского биржевого союза Анатолий Гавриленко, на этом государство не должно останавливаться. «Существует иллюзия, что можно ограничиться созданием нормативной базы, а дальше рынок все сам построит, – говорит г-н Гавриленко. – Это не так, необходимо задействовать государственные ресурсы». По его мнению, чтобы предложенный проект был воплощен в жизнь, нужна последовательная государственная политика и государственная воля. Государство должно взять на себя, как считает начальник управления товарного рынка ММВБ Сергей Наумов, прежде всего регулирование товарного рынка. «Эта функция включает в себя проведение интервенций, установление стандартов на товар, лицензирование участников торговли», – говорит он.
В результате построения товарной биржи, как утверждают эксперты, власти сумеют добиться прозрачного ценообразования на отечественное сырье и гарантированных поставок. Однако торговый рынок не защитит потребителей от внезапного изменения цен на нефть, газ и другие товары. Застраховать покупателей от возможных рисков может только рынок фьючерсных контрактов. «Такие сделки позволяют фиксировать будущие цены», – поясняет вице-президент «Российской торговой системы» Роман Горюнов. Развивать фьючерсные рынки на товар, по его мнению, можно как на базе торговых бирж, так и используя технологию срочного валютного рынка. Второй вариант эксперты считают более предпочтительным, поскольку уже накоплен достаточный опыт совершения таких сделок.
Более того, ведущие биржи пробуют торговать и торговыми фьючерсами. Так, в июне РТС стала продавать фьючерсы на нефть и на золото. «Ликвидность этого рынка на сегодняшний день составляет 15 тыс. контрактов в день, – констатирует г-н Горюнов. – И мы видим, как растет интерес к этому инструменту». До конца этого года РТС рассчитывает выйти на уровень 100 тыс. контрактов по товарным деривативам. Между тем ММВБ уже с 2007 г. планирует запустить серию фьючерсных контрактов на поставку зерна. Эксперты советуют применить в отношении рынка нефтепродуктов идентичный подход и создать базу для организации поставочных деривативов. Только предварительно властям придется поправить российское законодательство. Во-первых, нужно прописать механизмы налогообложения физических лиц при проведении срочных сделок на товарные активы, а во-вторых, установить механизмы создания поставочных контрактов. «Сейчас есть механизм только заключения расчетных контрактов», – говорит г-н Горюнов.
Просмотров 275
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

31.10.2019 Данилов Виталий Александрович, 44 года.

Хорошее размышление, спасибо Константин.
Ясно донесено, что верхи думают о собственном благе и не могут думать о простых смертных, на плечи которых и будет возложена нагрузка за плату о "всеобщем (понимай, их) благе"
Хочу дополнить, что в основе всей этой истории с климатом стоит энциклика Папы Франциска "laodato si".
Зачем? Чтобы перестроить весь мир под себя, ведь нанесённая этому зверю рана, с победой контрреформации, - исцелела!
Европа стоящая на принципах Протестантизма пала; она предала веру своих отцов реформаторов, и в октябре 2017 года облобызалась с Римом.
Упомянутый мною зверь Откровение 13гл., имеет союзника " образ зверя", который и заставит (попытается!) всех поклониться первому зверю и принять начертание его.
Этот образ зверя сформируется в США. Почему? Потому что религиозные власти захотят иметь силу власти гражданской! Чем и занимался их "учитель и господин", первый зверь, в средние века поставляя царей и монархов по своей воле.
Это только сегодня кажется, что Трамп противится Ватикану, нет.они в одной команде под руководством дракона, и пожелают доказать Творцу, что Его творения продадутся им за карточку с супермаркетом, Интернет, и ипотеку.
Но, избранные и верные, - устоят и как и их Спаситель скажут: " Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи"

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

Индекс цитирования