МЧС добралось до АЗС
Первое положение о лицензировании деятельности пожароопасных объектов было принято в 2002 году и сразу вызывало недовольство владельцев АЗС. Первая претензия – деятельность автозаправочных станций не попадает под действие Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», согласно которому АЗС не относятся к опасным объектам. Правда, впоследствии Высший арбитражный суд все-таки добавил АЗС в список таких объектов. Вторая проблема – фактически получение лицензии обходилось намного дороже установленной законом таксы в 1,3 тыс. руб. за одну АЗС. По оценкам участников рынка, затраты на каждую АЗС составляют 50–60 тыс. руб. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков. К тому же после получения лицензии каждая АЗС автоматически тратила по 2–6 тыс. руб. в месяц на штрафы сотрудникам пожарной службы.
На днях стало известно, что в дальнейшем количество проблем с законом у бензиновых ритейлеров будет только расти. Сейчас в Минэкономразвития России на согласовании находится новый проект постановления правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов», разработанный МЧС РФ совместно с Ростехнадзором. Авторы предлагают ввести второй вид лицензирования – на ведение взрывоопасной деятельности. Как пояснили в МЧС, за пределами Москвы качество АЗС оставляет желать лучшего: за МКАД можно встретить курсирующие по автостраде заправщики и топливораздаточные комплексы образца 1940 года. Все это способствует возникновению опасных ситуаций, констатируют в ведомстве.
Несмотря на соображения безопасности, новый законопроект не вызвал восторга у участников рынка. Представители компаний отказались от официальных комментариев, но в один голос заявили, что необходимость получать вторую лицензию – автоматическое удвоение расходов на получение документа и соответствие нормам. Руководитель сети АЗС, попросивший об анонимности, назвал еще одну возможную проблему – длительность получения этой лицензии. «Когда появилось первое положение о лицензировании, процедура ее получения длилась месяцами: требования к АЗС постоянно меняются. В частности, однажды пожарные потребовали наличия горячей проточной воды и кранов, как в операционной, – которые локтем открываются и закрываются. Единственный способ получить документ без проблем – сразу дать крупную взятку», – рассказывает собеседник RBC daily.
Сейчас ритейлеры пытаются скорректировать проект и убрать из него два наиболее мешающих им пункта: необходимость получения второй лицензии и контроль за взрывоопасной деятельностью со стороны соответствующих служб. В частности, Российский топливный союз сейчас собирает аргументационную базу: стоимость предлицензионной подготовки документов, стоимость разработки и согласования плана ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов, стоимость договоров на абонентское обслуживание АЗС аварийно-спасательными формированиями, стоимость разработки и экспертизы паспортов безопасности АЗС. Ассоциация, защищая интересы предпринимателей, также намерена представить свои поправки, которые МЧС рассмотрит на согласительной комиссии. Как сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко, предприниматели надеются достичь компромисса с властями.
По мнению экспертов, основная цель законопроекта – отнюдь не забота о здоровье и безопасности потребителей АЗС. «В среднем в России взрывается одна АЗС в год, и каждый второй случай – конкурентные войны. На нефтебазах пожары случаются чаще», – отмечает старший аналитик ИГ «Петромаркет» Анатолий Каретников. Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков полагает, что, по сути, эти поправки можно признать монополистическими, направленными на вытеснение мелких игроков и дальнейшее снижение конкуренции на рынке. «Если проект вступит в силу, расходы АЗС могут значительно возрасти. В проигрышной ситуации окажутся независимые игроки: получение дополнительных лицензий, необходимость заключения новых договоров и т. д. приведут к снижению рентабельности бизнеса. Одновременно он станет более бюрократизированным, что затруднит доступ на рынок новых мелких игроков», – считает Владислав Кочетков.
С ним соглашается аналитик ЦИК ННР «КОРТЕС» Павел Строков, который отмечает, что изменения никак не отразятся на крупных компаниях, так как у них достаточно ресурсов для заключения всех необходимых договоров и ухода от традиционных для России проблем с проверками. Наблюдатели уверены, что МЧС смягчит свой законопроект только в одном случае: если он затронет интересы крупных нефтяных компаний. «Вертикально интегрированные структуры не единожды добивались отмены неугодных им законов, у них достаточно серьезное лобби, чтобы писать законы под себя», – полагает Анатолий Каретников из «Петромаркета».
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



RBCdaily