Дешевый бензин россиянам не грозит
Примерно наполовину цены на нефтепродукты состоят из налогов. По оценкам Минпромэнерго, в цене дизтоплива налоговая составляющая «тянет» на 40%, автомобильного бензина – на все 50%. Примерно столько же (49,2% в 2005 году) составляет доля нефтяной отрасли в налоговых поступлениях в бюджетную систему РФ. Существующая система налогообложения, направленная на изъятие сверхдоходов от нефтедобычи в условиях высоких мировых цен на нефть, выгодна бюджету. И она же приводит к росту цен на нефтепродукты на внутреннем рынке. Так, в 2004-2005 годах цены на бензин выросли на 34% и 16% соответственно. Дело в том, что ставка НДПИ привязана к мировым ценам на нефть, и в результате доля этого налога в цене нефти на внутреннем рынке составляет более 30%.
Казалось бы, вполне естественный в таких условиях шаг – «отвязать» ставку НДПИ от мировых цен. Только это может привести к снижению цен на внутреннем рынке. Причем, по мнению главы комитета по бюджету Совета Федерации Евгения Бушмина, НДПИ должен рассчитываться без учета коэффициента, характеризующего изменение мировых цен, для всей нефти – независимо от того, идет ли она на экспорт или реализуется внутри страны. Сенатор считает, что изымать сверхдоходы от экспорта нужно с помощью таможенных пошлин. Заместитель директора департамента госрегулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Александр Гладков говорит, что в МЭРТ этот вопрос готовы рассматривать, однако для целей налогообложения будет проблематично найти индикатор цен на внутреннем рынке. В общем, правительство к такому повороту событий пока явно не готово – не случайно законопроект, готовящийся сейчас в Госдуме ко второму чтению, фиксирует привязку НДПИ к мировым ценам до 2017 года. Да и президент в последнем бюджетном послании заявил, что «следует на постоянной основе закрепить в НК РФ применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть». Так что НДПИ в деле снижения цен на бензин, судя по всему, не помощник.
Единственное, что предлагает правительство для сдерживания цен на внутреннем рынке, – это решение не индексировать акцизы на нефтепродукты. «Неиндексация в какой-то степени позволяет говорить, что акцизы не будут увеличивать цены», – осторожно отмечает заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Наталья Комова. Свою осторожность она объясняет тем, что в свое время отмена налога с продаж не привела к снижению цен на продукты. Следовательно, одними акцизами проблему решить не удастся. Тем не менее их доля в цене на бензин достаточно высока и, по словам директора департамента ТЭК Минпромэнерго Анатолия Яновского, составляет около 20%. Однако нужно учитывать, что свое «черное дело» правительство уже сделало: с 2002 по 2005 год акцизы на нефтепродукты выросли на 75%. Кроме того, применяемый механизм взимания акцизов не способствует производству высококачественных продуктов: ставка акциза на бензин с октановым числом до 80 на треть меньше, чем на бензин с «иными октановыми числами». По словам Александра Гладкова, Минэкономразвития уже подготовило и направило на согласование в министерства и ведомства законопроект по акцизам. Предлагаемые изменения в законодательство будут стимулировать техническое перевооружение предприятий и производство нефтепродуктов более высокого качества.
Анатолий Яновский согласен, что нефтяным компаниям нужны стимулы для реконструкции нефтеперерабатывающих заводов. Он считает, что стимулировать нужно нормативно, создавая технические регламенты, и экономически – освобождая НПЗ от таможенных пошлин на ввозимое оборудование. Без технического перевооружения все встает с ног на голову. Сейчас, например, экспортная пошлина на «темные» нефтепродукты (мазут, масла, битумы) ниже, чем на «светлые» (автобензин, дизтопливо). Так государство стимулирует переработку нефти внутри страны, потому что при производстве бензина вырабатывается много мазута, и производителям предоставляется возможность реализовать его на внешнем рынке. «Пока наша налоговая политика не может привести к снижению цен на внутреннем рынке», – констатирует г-н Яновский.
Но даже с точки зрения развития отрасли предлагаемых сейчас мер явно недостаточно. Дифференцировать НДПИ нужно не только по выработанности месторождений: ставка должна снижаться и при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, и при добыче нефти более низкого качества – например, высокосернистой, переработка которой, по экспертным оценкам, на 20% дороже. «А если мы хотим нормальное законодательство, необходимо ввести рентные платежи», – предлагает заместитель председателя бюджетного комитета СФ Вячеслав Новиков. Но в Минфине такой подход не приветствуют. «Это очень трудноадминистрируемый механизм», – парирует Наталья Комова.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык