Отсроченные мэры: Закон об ограничении полномочий градоначальников отложен до осени
Перенос на осень поправок в законы "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления", можно считать первым аппаратным поражением главы администрации президента Сергея Собянина. Именно господин Собянин, который до сих пор не выступал с собственными политическими инициативами, стал, по данным источников Ъ, одним из главных инициаторов этого законопроекта.
Однако рассмотрение поправок, внесенных в Думу от имени "единороссов" Владимира Мокрого, Владимира Жидких и Алексея Огонькова, еще в начале апреля, застопорилось. Обычно подготовка подобных инициатив занимает не больше месяца, после чего профильный комитет выносит проект на рассмотрение пленарного заседания.
Но против данных поправок, по информации источника Ъ в правительстве, выступили единым фронтом Минэкономразвития, Минфин, Минюст и Минрегионразвития, потребовавшие "существенно его доработать". В результате, по словам правительственного чиновника, законопроект "по рекомендации с самого верха отложен в лучшем случае до осени". Правда, депутат Мокрый сообщил Ъ, что ни мнения правительства, ни отзыва из Кремля он пока не получал. Но подтвердил, что в весеннюю сессию "законопроект вряд ли будет вынесен на пленарное заседание", так как "вопрос сложный, и пока комитет изучает экспертные оценки, мнения регионов и муниципалов".
Законопроект разрешает регионам "временно осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов, являющихся административными центрами субъектов РФ, в целях обеспечения единства их систем жизнеобеспечения, коммуникаций и иной инфраструктуры". Если закон вступит в силу, губернаторы смогут при необходимости отбирать у глав региональных столиц более 10 важнейших полномочий, включая организацию тепло-, газо-, электро- и водоснабжения, строительство и содержание автодорог и мостов, транспортные услуги, установление правил землепользования и застройки, контроль за использованием земель.
Впрочем, факт переноса рассмотрения поправок еще не означает отказа от самой идеи продления вертикали власти до муниципального уровня, давно лоббируемой многими влиятельными губернаторами. Просто в настоящий момент интересы ее сторонников и противников временно совпали, поскольку и тем, и другим для достижения своих целей требуется передышка.
У муниципалов в Кремле действительно есть влиятельные защитники в лице автора муниципальной реформы, полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака и главы межведомственной комиссии по вопросам местного самоуправления, помощника президента Игоря Шувалова. Именно комиссия господина Шувалова в августе 2005 года подготовила уточнения к поправке единоросса Михаила Гришанкова, фактически дезавуирующие его предложение о переносе на 2009 год срока вступления в силу нового закона о местном самоуправлении.
Кстати, тогда с поправкой господина Гришанкова тоже не согласились Минэкономразвития, Минфин и Минрегионразвития. Правда, в итоге все равно победили сторонники переноса, главным из которых источники Ъ называли тогдашнего главу кремлевской администрации Дмитрия Медведева, и поправка депутата Гришанкова была принята – пусть и с некоторыми оговорками, позволяющими отдельным регионам начинать муниципальную реформу и ранее указанного срока.
Резкую критику нынешние "антимэрские" поправки вызвали и в Общественной палате. Глава ее комиссии по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев назвал законопроект единороссов "чрезвычайно вредным". По его мнению, нельзя "записывать возможность перехвата ключевых функций по внятно не определенным причинам" и наказывать все города из-за отдельных конфликтов между губернаторами и мэрами. Общественная палата, по словам господина Глазычева, намерена "провести тщательную экспертизу проекта, как только официально получит его из Думы". А противники поправок в Кремле, судя по всему, постараются использовать мнение общественников, чтобы воспрепятствовать принятию этого законопроекта Госдумой.
А вот субъекты РФ, приславшие свои отзывы в Думу, заступаться за мэров не пожелали. Двадцать из них поправки одобрили, а глава Нижегородской области Валерий Шанцев даже предложил еще сильнее закрепить зависимость мэров от губернаторов, разрешив изымать у городов полномочия без оформления этого региональным законом. Не поддержали документ лишь три субъекта РФ, в том числе законодательное собрание Ульяновской области, которое в своем отзыве заявило, что "поправки нарушают сущность местного самоуправления, Конституцию РФ и Европейскую хартию местного самоуправления".
В то же время недовольство поправками со стороны ряда министерств вовсе необязательно означает неприятие самой муниципальной вертикали. Скажем, упомянутый источник Ъ в правительстве, назвавший депутатский проект "непродуманным и сырым", аргументировал это следующим образом: "Как можно отобрать полномочия у мэров, оставив им материальные и финансовые ресурсы? Если уж так надо было подчинить губернаторам региональные столицы, можно было это сделать, как в Москве: ввести административное руководство, оставив местное самоуправление только на уровне городских районов".
Примерно о том же заявил Ъ и Владимир Мокрый: по его мнению, депутатам, прежде чем рассматривать проект в первом чтении, надо понять, "что такое временный характер изъятия полномочий, какие органы госвласти субъектов РФ будут их выполнять и на какие средства", а также подумать, "не расширить ли это право на все муниципальные образования", чтобы "ответственность перед людьми была одинаковой и у региональных, и у местных властей". Другими словами, депутат Владимир Мокрый тоже не против доработки своих поправок с целью распространения их действия не только на региональные столицы, но и на любые другие муниципалитеты. Тем более что в небольших городах реальные проблемы с "единством систем жизнеобеспечения", как показывает практика, возникают куда чаще, чем в столицах субъектов РФ.
Кроме того, перенос рассмотрения поправок позволит их сторонникам уточнить еще один важный вопрос – о финансировании полномочий, забираемых регионами у муниципалитетов. Ведь передача отдельных муниципальных полномочий региональным органам власти потребует и перераспределения финансовых потоков, закрепленных Бюджетным и Налоговым кодексами за местным самоуправлением, и, следовательно, внесения соответствующих поправок в упомянутые документы. Но таких поправок законопроект единороссов в его первоначальном виде попросту не предусматривает.
Противникам же продления властной вертикали на муниципальный уровень придется, по-видимому, упирать лишь на то, что в результате этого некоторые губернаторы могут не только резко повысить свой политический вес, но и укрепить свою финансовую самостоятельность. А это в свою очередь может сделать этих региональных лидеров слишком независимыми от федерального центра, что особенно опасно для Кремля в преддверии федеральных выборов 2007-2008 годов.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык