Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Минфину нефтедоллары не нужны

Ведомости
28 февраля 2006/ 13:04
Верстать главный финансовый план страны нужно без учета поступлений от нефти. Таково мнение кандидата экономических наук, профессора Алексея Кудрина, которое он высказал в статье в журнале “Вопросы экономики”.
Если бы бюджет-2006 верстался по этим правилам, пришлось бы отказаться не только от нацпроектов и инвестфонда, но и от трети запланированных расходов. План министра финансов Кудрина решил бы проблему лишних денег в экономике, но политически неприемлем, убеждены эксперты.
Страны, зависящие от экспорта нефти, сталкиваются с несколькими принципиальными проблемами — несоответствием между денежным предложением и спросом, резким колебанием доходов бюджета и невозобновляемостью природных ресурсов, пишет ученый Алексей Кудрин в февральском номере журнала. Чтобы экономика таких стран была стабильной, они должны проводить жесткую бюджетную политику, изымая сверхдоходы. В большинстве случаев страны-экспортеры так и делают, либо накапливая деньги на счетах в центробанках, либо создавая фонды. Они бывают двух видов — сберегательные, которые сохраняют нефтяные доходы для будущих поколений, и стабилизационные, нужные для снижения зависимости экономики от цен на нефть. Например, Норвегия скопила в “фонде будущего” $187 млрд.
“Позитивных результатов добивались только те страны, которые наряду с созданием фондов ограничивали объем расходов бюджета”, — отмечает Кудрин. Российский стабфонд, который на начало 2006 г. составил 1,5 трлн. руб., аккумулирует только половину поступающих от дорогой нефти денег, рассуждает он. Многие эксперты предсказывают, что цены на энергоносители и дальше будут расти, а в таких условиях без стерилизации все возрастающего денежного предложения правительству России придется допустить серьезное укрепление рубля и ускорение инфляции.
О дополнительных расходах и речи быть не может. По расчетам автора, трата внутри страны 250 млрд. руб. дает лишний процент к показателю роста цен. Из-за того что в последнее время бюджет пересматривается не только в ходе обсуждения, но и в течение года, фактическая цена отсечения в стабфонд оказывается выше положенной (с 2006 г. — $27 за баррель). “Это делает механизм функционирования фонда недостаточно эффективным”, — заключает Кудрин. Решить проблему можно, зачисляя в стабфонд не только доходы от экспорта нефти, но еще газа и нефтепродуктов. А расходы бюджетов надо планировать, исходя только из тех доходов, которые получены без учета нефти.
Идеи Кудрина-ученого пока не стали основой какого бы то ни было официального документа, признается чиновник Минфина. Но все же это не просто частное мнение министра. “Идеологически это один из путей, который мы обсуждаем внутри Минфина”, — говорит чиновник Минфина. Министр может выложить этот план в тот день, когда популисты в очередной раз захотят повысить планку, начиная с которой нефтяные доходы попадают в стабфонд, а не в бюджет, полагает главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик. Он считает предложение министра здравым, так как нынешний подход к формированию бюджета не позволяет справляться с излишней ликвидностью, сдерживать инфляцию и противостоять укреплению рубля.
Однако предложение Кудрина отрежет от бюджета существенную часть доходов. В 2005 г. доходы бюджета составили 5,121 трлн. руб., из них 2,1 трлн. руб. пришлось на экспортную пошлину и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) от нефти, газа и нефтепродуктов. Если бы идея министра уже была воплощена в жизнь, то расходы бюджета не могли бы превысить 3 трлн. руб., тогда как в реальности они в 2005 г. составили 3,6 трлн. руб. С 2006 г. ситуация хуже: объем поступлений от пошлин и НДПИ на энергоносители запланирован на уровне 2 трлн. руб., а все доходы — немногим больше 5 трлн. руб. Тогда максимальные расходы могли бы быть на уровне 3 трлн. руб., а в бюджете-2006 они запланированы на уровне 4,27 трлн. руб. То есть, по Кудрину, расходы следует урезать на 30%. Для сравнения: на нацпроекты в 2006 г. предполагается потратить 147 млрд. руб., а на инфраструктурные проекты из инвестфонда — 69,7 млрд. руб.
“Это фискально-упрощенческий подход”, — считает руководитель департамента Минэкономразвития Андрей Клепач. По его словам, бюджет — не самоцель, а средство решения государством проблем финансовой стабильности и исполнения социальных обязательств. “Почему бы тогда и доходы от экспорта леса и зерна не выводить за баланс бюджета?” — иронизирует зампред бюджетного комитета Думы Виталий Шуба. Он убежден, что доходы от недропользования — такая же часть доходов государства, как и остальные, а Кудрин пытается подстраховаться на случай падения сырьевых цен, не учитывая, что мировая экономика могла выйти на новый уровень нефтяной конъюнктуры. Бывший руководитель экономического управления администрации президента и председатель экспертного совета “Деловой России” Антон Данилов-Данильян сравнил Кудрина с Плюшкиным из “Мертвых душ”: “Положили деньги в стабфонд, и лежат они мертвым грузом”. Словом, при благоприятной ценовой конъюнктуре идея Кудрина “социально и политически непроходима”, заключает эксперт Центра развития Наталья Акиндинова.
Просмотров 541
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

Индекс цитирования