$65.47 +1.44%
$ 81.93 -1.07
€ 95.67 -1.16
               

Юрий Шафраник: Необходимо увеличивать объемы бурения и повышать его эффективность

08 октября/ 13:55

Тюмень. 25 августа 2025 года на заседании правительства ХМАО-Югры была утверждена концепция развития ресурсной базы углеводородного сырья в регионе. Документ был разработан по поручению губернатора автономного округа Руслана Кухарука. Основная цель концепции - сохранить до 2050 года в регионе долю в размере 40% от годовой добычи нефти в России. А также, к 2050 году добывать 216 млн тонн нефти ежегодно.

Мнением о том, какие задачи и вызовы стоят перед регионом на пути к этим целям с Агентством нефтегазовой информации поделился председатель Совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник.

- Юрий Константинович, какие стратегические задачи для нефтегазового комплекса Югры Вы считаете приоритетными?

Стратегические Задачи для Югры, являющейся нефтяным ядром и сердцем России, определяются важностью нефтяного фактора для России и мира, для России в первую очередь. Удержать динамику добычи. Снижение добычи – остановить. В идеале добычу - наращивать.

Пример - в американской нефтяной отрасли они падали десятилетия, но нащупали всё-таки технологии по сланцевым Проектам и сделали гигантский прорыв за последние 15 лет.

Поэтому Стратегическая Задача российская и Югры, она точно в положительной динамике добычи за счет роста объемов бурения и повышения эффективности бурения. Для Югры особенность ситуации - это поздняя фаза разработки месторождений. Плохие запасы или хорошие - все зависит от того - как оценивать. Мы знали, что запасы будут ухудшаться. При этом эффективными могут быть и ТРИЗы, и Баженовская свита. Главное – эффективные технологические и экономические подходы.

- Из этого вытекает следующий вопрос. Какие основные вызовы сегодня стоят перед нефтегазовым комплексом Югры и как их преодолевать?

Основные вызовы – эффективное управление недрами, эффективность добычи общая и эффективность бурения, и далее цепочка на добавленную стоимость конечного продукта.

Ситуация в нефтегазовом сервисе России следующая: эффективность бурения в Америке за последние 15 лет выросла в 2,5 раза, а у нас и по газу и по нефти упала в 2,6 раза.

Это общая характеристика. Мы не отстали катастрофически. Ситуация не трагическая, но тяжелая для нас. С 2000 по 2015 год мы получили огромный эффект - в 3 раза нарастили бурение. До 2015-го года мы были в лидерах по эффективности бурения. В 2015-2019 годах– держали примерный паритет. И только последние 5 лет мы сначала остановились, а сейчас снижаемся в объемах бурения.

Если говорить про минус, это то, что мы уповали на международное сотрудничество. Сами не разрабатывали или не локализовывали технологические решения на территории России. Считали, что купим эти технологии. Не развивали свою научную базу, или развивали слабо, мало. Заимствовали. Да, мы получили очень много - целый список на многих листах. И тем самым повысили эффективность добычи. Это нельзя преуменьшать – успехи очень большие, но они достигнуты за счет использований западных технологий и компетенций. Но все эти достижения и успехи - это уже прошлое относительно к той стадии разработки месторождений, на которой мы находимся сегодня.

Сейчас нужен комплексный подход - эффективное определение зон залежей, точки бурения, проектирование конструкции скважин, само эффективное бурение, завершение скважин и получение результата.

Задача – двуединая: должен расти объем бурения, а у нас он начал снижаться; должна расти эффективность бурения (на 1 метр проходки на 1 буровую).

Вроде, казалось, мы так и делаем.  Нет! Геологи - одно, буровики - другое, экономисты считают третье… А должно быть - в цикле. Каждая скважина должна быть рентабельна. Нужен полный замкнутый цикл, и ответственность за его конечный результат. В этом подходе нет разделения: геологи, буровики, экономисты.

Пока две компании вполне успешно с этим справляются - «Сургутнефтегаз» и «Газпромнефть». И они даже по общим оценочным цифрам (у нас сейчас с вами нет публично официальных данных) получают достойный результат.

Яркий пример эффективного подхода – «Газпром нефть». Их центр, который сформирован в ХМАО, как раз для выполнения этой задачи. Идет выделение эффективных зон. Эффективность строительства скважины и получения максимально эффективного результата по каждой скважине у них выше. У всех падает, а они стабилизировали добычу. Нужно перенимать лучшие инновационные технологии практики, они известны и не обязательно где-то далеко искать примеры.

Главная задача компаний через целенаправленную политику совместно с государством - это получение добавленной стоимости с конечных продуктов переработки.

Когда-то мы ставили задачу, создать ВИНКи от «скважины до бензоколонки». Эту задачу мы – выполнили, и такой подход в то время дал требуемый результат.

Новый девиз - «от скважины до прилавка». Сейчас стоит задача создания гибких комплексов, ориентированных на конечные продукты. Программа обновления реконструкции нефтепереработки, нефтегазохимия, полимеры, композитные материал и так далее. Нужна проработка и перезагрузка парадигмы развития.

- Насколько важна роль молодых специалистов и кадровой политики для развития нефтегазового комплекса Югры?

В 60-80-ые годы, когда героически формировался и создавался Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, успех был заложен в нескольких подходах: было понимание, что это очень нужно стране. Были руководители, вышедшие из Великой Отечественной войны, для которых не было границ возможного – надо, значит сделаем. И большое количество молодежи, целые города с их молодой энергетикой и потенциалом.

То есть была, есть и будет триада: правильная постановка целей и задач, опытные руководители, знающие, что задачу надо решить и стремящиеся к этому, и молодежь, которая за счет энтузиазма и своего потенциала обеспечивает динамику развитию.

- Планируются ли совместные проекты с международными компаниями или организациями в регионе?

Международные проекты пока под вопросом. Причем слово планируется здесь не подходит. Не мы планируем какая страна откроется для сотрудничества, какая - нет.

В 90-ые 2000-ые, когда страны была открыты для взаимовыгодного сотрудничества, сделали серьезные проекты с крупными международными компаниями: Сахалинские проекты, Каспийский трубопроводный консорциум, Тимано-Печора, взаимодействие с Шлюмберже, на территории Югры - это Салым Петролеум с Shell.

Эти проекты были выгодными и для нас, и для наших партнеров, и эффект от них колоссальный. Но проблема, что мы посчитали, будто всегда можно и дальше взаимодействовать, легко покупать технологические решения. Это самая главная ошибка. Дальше ориентироваться на взаимодействие с международными компаниями - можно, но нужно переходить к запуску нужных для нас проектов с безусловной локализацией и развитием наших технологических цепочек, создавая выгодность и зарубежным компаниям. Это важная и сложная задача.

- Каковы на ваш взгляд долгосрочные перспективы развития нефтегазового комплекса Югры с учетом глобальных энергетических трендов?

Потребность в традиционных ресурсах сохранится и будет увеличиваться за счет развития энергоемких производств, как на существующих направлениях, так и в сфере цифровизации, внедрения искусственного интеллекта, работы с центрами обработки данных и тому подобным. Предполагается также рост потребления в развивающихся странах в Азии. При этом поддержание требуемого уровня добычи будет происходить за счет совершенствования нефтесервисных технологий.

Югра обеспечивала последние пол века страну нефтегазовыми ресурсами, и эта важная задача у региона не только сохраняется, но и становится двигателем научного и технологического прогресса за счет развития новых технологий.

- Юрий Константинович, что необходимо для привлечения в Югру инвесторов, заинтересованных в развитии нефтегазовой отрасли?

Первое ключевое условие - доступ инвесторов к инфраструктуре. Вся базовая инфраструктура (энергетика, транспорт, трубопроводы, связь, банковские и финансовые услуги) в России чаще всего строится государством или большими частными компаниями, которые действуют на условиях, созданных государством. Необходимо четко определить приоритетные правила: инвестор должен получать равный доступ к инфраструктуре, без необоснованных ограничений и «дополнительных сборов». Создание таких условий - важнейшая задача. Без них инвесторы просто не придут.

Успешный международный пример - совместная выгодная разработка месторождений Сахалина. В Югре, при поддержке федеральных властей, можно создать лучшие в стране условия для инвесторов.

Второе направление связано с эффективным управлением недрами. Следует выстраивать работу с крупными компаниями (различных форм собственности) и развивать совместные проекты с зарубежными инвесторами. В то же время Югра должна усиливать собственный нефтегазовый сервис - это снизит зависимость от иностранных технологий в стратегически важной отрасли.

Для повышения эффективности стоит отдать сервисные услуги на свободный рынок, развивать конкурентную среду. Это позволит создать тысячи малых предприятий и привлечь специализированные компании, которые справляются с отдельными задачами быстрее и дешевле, чем крупные структуры. Такой подход повышает итоговую эффективность крупных компаний-заказчиков. Также целесообразно передавать малые и средние месторождения на более гибких условиях. Все вышеперечисленное - сложная, постепенная и порой политически непростая работа, требующая изменений в законодательстве.

Просмотров 52
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?

23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели

23.09.2025 Гость

Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

21.09.2025 Татьяна Михайловна

Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.

29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль

18.09.2025 Александр

Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.


^