$65.47 +1.44%
$ 81.93 -1.07
€ 95.67 -1.16
               

Игорь Юшков: Экономика и ремонты НПЗ стали причиной дефицита бензина

08 октября/ 11:20

Москва. В России в последние месяцы фиксируется рост цен на бензин и дефицит топлива на АЗС в некоторых регионах. Ситуацию Агентству нефтегазовой информации прокомментировал ведущий аналитик ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

- Дефицит бензина на рынке в первую очередь возник из-за экономических факторов: высокие биржевые котировки и снижение выплат по демпферному механизму почти на 50% за девять месяцев. Это вынудило компании компенсировать недополученную прибыль за счет повышения цен на внутреннем рынке, что усилило давление на биржевые котировки.

В августе был обновлен рекорд по цене АИ-95 - его удорожание не влияет на выплаты по демпферу, которые продолжаются даже при росте стоимости свыше 10% от индикатора. В сентябре рекорда достигла цена на АИ-92 после заявления Минфина РФ о расширении коридора демпфера с 10% до 20%. Это сразу сказалось на росте цен.

Повышение биржевых котировок привело к тому, что независимые АЗС, закупающие топливо по высоким ценам, не могут продавать бензин с прибылью, поскольку конкурируют с крупными вертикально интегрированными компаниями и находятся под контролем ФАС. В итоге многие перестают закупать и продавать - в результате в дефиците оказывается именно бензин, а не дизель, которого на заправках по-прежнему достаточно.

Дополнительным фактором стали участившиеся с августа внеплановые ремонты на российских НПЗ, что усиливает риски уже физического дефицита бензина. Пока это риск, но угроза становится все более реальной. С дизелем ситуация стабильна как по ценам, так и по объемам производства.

Запрет на экспорт бензина и отмена импортной пошлины позволили завозить топливо из-за рубежа, что особенно важно для Дальнего Востока, где ощущается дефицит. Топливо туда поступает из Китая, Южной Кореи, Японии. Центральная и европейская части России ориентированы на поставки из Турции, Азербайджана и Беларуси - здесь НПЗ недозагружены и могут увеличить переработку нефти.

Однако эти меры не дали ожидаемого эффекта: и до запрета излишков бензина для экспорта было мало, поэтому возвращенные на внутренний рынок объемы не помогли решить проблему, особенно в пик сезона. Ситуацию осложнили ремонты НПЗ - производство снизилось, и дополнительных внутренних поставок оказалось недостаточно.

Прогнозировать развитие ситуации сложно. Для государства стратегически важно обеспечить стабильную работу НПЗ: ремонты уменьшают производство и увеличивают затраты компаний, которые могут попытаться компенсировать их за счет роста цен. Это может привести как к дефициту, так и к подорожанию бензина, а возможно - и к тому, и к другому.

Положительный фактор - к октябрю потребление топлива снижается по всей стране, особенно зимой. Это может немного стабилизировать ситуацию.

В ответ на риск острого дефицита правительство рассматривает дополнительные шаги: снижает требования к октановому числу (больше низкооктанового бензина с добавлением присадок) и временно разрешает продавать топливо более низких экологических классов (евро-4, евро-3), чтобы насытить внутренний рынок.

Какие меры окажутся эффективнее - станет ясно в ближайшее время.

Просмотров 101
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?

23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели

23.09.2025 Гость

Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

21.09.2025 Татьяна Михайловна

Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.

29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль

18.09.2025 Александр

Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив

04.08.2017
Анатолий Григорьев: Право называться первопроходцами принадлежит именно геологам

29.03.2025 Людмила Федоровна Поршнева Степина

Мой любимый,дорогой брат.Горжусь тобой!Перестала биться сердце Анатолия Васильевича.26 марта 2025 г. Крым 29 марта 2025.

02.12.2024
В России за 2024 год произошло 23 взрыва бытового газа

21.03.2025 Белянчикова Александра Аркадьеана 67 лет

Вот сколько живу - раньше с 70-х до 2000-ни о каких взрывах газа не слышали. А последние лет 10 это просто бич какой то! То ли раньше люди более ответственными были, то ли сейчас одни шалопаи безответственные пошли!

21.02.2025
В Тюмени около 2 тыс. студентов приняли участие в ярмарке вакансий

21.02.2025 Критик 49

Добротный материал. Интересное событие.
Редакция АНГИ - как всегда в материале и на пике новостей. Спасибо.


^