$65.99 +5.15%
$ 80.97 -0.3
€ 94.08 -0.31
               

Записки нефтяника: Воспоминания заслуженного энергетика Югры Павла Плюхина

15 июля/ 13:00

Тюмень. В постоянной рубрике «Записки нефтяника» мы рассказываем о людях, чья судьба неразрывно связана с отечественной нефтегазовой отраслью. Своей историей с Агентством нефтегазовой информации поделился заслуженный энергетик Югры, почетный нефтяник Тюменской области, Павел Плюхин, посвятивший профессии почти 40 лет.

С южного Урала - на Север

Павел Семенович Плюхин родился на Южном Урале. Будущий энергетик воспитывался в большой семье, где было десять детей: две сестры и восемь братьев. Мать, награжденная медалью «Мать-героиня», несмотря на работу, всегда находила время для воспитания детей. Отец трудился дорожным рабочим, следил за сельскими трассами Челябинской области.

После окончания школы Павел Плюхин поступил в Челябинский институт (ныне Агроинженерная академия) на инженера-энергетика. В 1972 году он окончил вуз с красным дипломом и остался работать младшим научным сотрудником на кафедре, ведя дипломников и готовясь к диссертации.

«Зарплата у преподавателя была скромной, а просить деньги у родителей-пенсионеров не позволяла совесть. В это время моя старшая сестра работала в Нижневартовске. Узнала, сколько я получаю на кафедре, и удивилась: «Здесь тебе готовы платить в четыре раза больше!». Внутри меня была борьба: бросить науку, уехать на Север или остаться в родном университете. В итоге решился: сорвался с кафедры, где уже начал писать диссертацию, и отправился в столицу Самотлора. Так в 1973 году началась моя «северная эпопея», затянувшаяся на 40 лет», - вспоминает Павел Семенович.

Первые шаги в профессии

Когда Павел Плюхин прибыл в Нижневартовск, он не подозревал, что встреча с легендарным нефтяником Романом Кузоваткиным станет для него судьбоносной.

«Прилетев в Нижневартовск, я пришел в НГДУ «Нижневартовскнефть» к Роману Ивановичу Кузоваткину. Мне тогда исполнилось 25 лет. Он выслушал меня и сказал: «Я посмотрел твою трудовую книжку. Ты имеешь опыт работы в науке. Предлагаю идти непосредственно в производство, там тоже необходимы академические знания. Мы только создали управление «Нижневартовскэнергонефть», всего несколько месяцев назад. Здесь ты сможешь не только работать, но и параллельно развивать науку», - делится наш герой.

Эти слова стали отправной точкой в его карьере.

Все начинается с Самотлора

В то время главным событием отрасли было открытие нефтяного гиганта - Самотлорского месторождения, символа нефтяного прорыва СССР. К приезду Павла Плюхина месторождение уже функционировало восемь лет, активно вводились новые группы скважин.

«В 1965 году там пробурили первую скважину. Если раньше старые месторождения в Башкирии или в Куйбышевской области в лучшем случае выдавали по 150-200 тонн нефти, и это считалось хорошим объемом, то, когда бригада Григория Норкина на Самотлоре пробурила скважину, и она дала в пять раз больше, это был прорыв», - увлеченно рассказывает ветеран отрасли.

После войны стране остро не хватало топлива, а старые месторождения истощались. В 1964 году Тюменская область добывала 200 тыс. тонн нефти, а уже в 1965-м, с открытием Самотлора, - миллион, а в 1966-м - 10 млн тонн. В мае 1965-го месторождение открыли, а уже в сентябре создали «Главтюменьнефтегаз» под руководством Виктора Муравленко. К 1973 году, когда Павел приехал в Нижневартовск, на предприятии работало около 60 тыс. человек, а месторождений было уже около сотни.

«Меня, конечно же, затянуло. Это была настоящая комсомольская стройка. Для молодых специалистов - большой шанс проявить себя. Я тоже с головой окунулся в этот круговорот», - делится Павел Плюхин.

Первый рабочий день и новые вызовы

Свой первый рабочий день на месторождении ветеран отрасли вспоминает с особым трепетом. Для молодого Павла Плюхина переход из академической среды в производство был довольно резким.

«Я шагнул в совершенно другой мир. На кафедре меня окружали кандидаты, доктора наук. И тут я попадаю на производство - терминология совершенно другая, рабочая, от литературной далекая, особенно на месторождении. Но я быстро втянулся», - вспоминает Павел Семенович.

Молодого специалиста направили в лабораторию релейной защиты и автоматики, которой руководил кандидат технических наук Владимир Александрович Зеленский. Там он получил инженерную должность и стал обслуживать определенные месторождения в составе бригады. Уже на следующий день после приема на работу Павел Плюхин оказался на нефтяном месторождении и увидел все своими глазами. На нескольких объектах ему посчастливилось быть среди первых энергетиков, которые занимались энергообеспечением.

«Месторождение начинает жить и отдавать нефть, когда там есть электроэнергия, пробурены скважины, построены нефтепроводы. Самотлор рос, и я принимал участие в этом процессе», - делится он.

Ответственность и испытания

Павел Плюхин посвятил электроэнергетике почти 40 лет и знает, что профессия требует не только знаний, но и постоянной бдительности.

«Электроэнергетика, конечно, очень высокоорганизованная отрасль, поскольку связана с большим риском для жизни человека. Поэтому система построена так, что все проходят тщательную подготовку, проверку и сдают экзамены. Здесь нельзя позволить себе расслабиться - рядом высокое напряжение, которое не прощает ошибок», - поясняет наш герой.

Трудности работы на промыслах были не только техническими, но и бытовыми. Холодные машины, долгие часы в неотапливаемых будках - для специалистов того времени это были обычные испытания.

«В те годы для нас это были мелочи, над которыми смеялись. А сейчас ездить без кондиционера в вагоне считается чем-то жутким. Разное время, разные сложности были, - вспоминает Павел Семенович. - 80% времени мы были в разъездах, обслуживали электрооборудование: высоковольтные двигатели, которые качали воду в пласт, распределительные линии, идущие на кусты, а также для буровых установок. Малую часть работы выполняли в конторе, где у нас была лаборатория».

В ранние годы освоение Севера добираться до месторождений приходилось самым разным способом: весной, когда Мегионское все заливало водой, плавали на баржах и теплоходах. Зимой - на «Уралах» с брезентовыми кузовами, а если дорог не было - садились на вертолет.

«У нас даже по рации точки так и назывались: «вертолетки». Прилетали, а там уже местный транспорт - лодки, вездеходы. На дальние месторождения - Радужный, Северный Варьеган - были выезды на несколько дней. Жили в вагончиках вместе с местными работниками», - поясняет Павел Семенович.

Впечатления от командировок ветеран отрасли называет яркими: летом донимали зудящая мошка, комары и слепни. Если на объекте с назойливыми насекомыми еще можно было справляться, но ночью они проникали даже под полог. Зима же преподносила совсем другие вызовы.

«Зимой - морозы. Приходилось работать в минус 50 градусов, а на Северном Варегане было минус 55 в то время, но, тем не менее машины, люди, рабочий процесс не останавливались. Оборудование ломалось, техника замерзала, но люди трудились. И вертолеты… я налетал тысячи километров, даже не считал», - вспоминает Павел Семенович.

Порой между рейсами на промысел личное время растворялось в череде рабочих забот: нужно было успеть проверить приборы, устранить неисправности, быстро заменить детали на линии - ведь ни погода, ни дистанции не служили оправданием для простоев.

«Расскажу, как мы на Самотлоре в лютый мороз (далеко за минус 50) разгружали конструкцию из уголка. Груз привезли на площадку, и водитель УТТ настойчиво просил его скорее разгрузить. Крановщик отказался - работать краном в такой холод запрещено и опасно. Тогда решили по-простому: привязали ажурную конструкцию за «якорь» и аккуратно стянули ее на землю. Только спустили - и она рассыпалась, словно была не из металла, а изо льда! Сначала расстроились, потом посмеялись. С тех пор четко усвоили, как нельзя обращаться с металлом в мороз».

Время перемен и больших строек

До 1985 года Павел Плюхин работал непосредственно на промыслах - от Мегионского до Самотлора, Радужного, Северного Варьёгана, Аганского и Повховского. Затем, когда Нижневартовск стал стремительно расти, возник дефицит электроэнергии, и в «Нижневартовскнефтегазе» создали управление электрических сетей. Опытному сотруднику предложили должность главного инженера, и он переключился на обеспечение энергией города, сотрудничая с проектными институтами и застройщиками.

Несмотря на изменения в структуре предприятия, суть работы оставалась прежней - надежное и бесперебойное электроснабжение города Нижневартовска. Так продолжалось вплоть до выхода Павла Семеновича на пенсию в 2013 году.

Продолжение следует…

Фото: личный архив Павла Плюхина

Просмотров 1457
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти

23.10.2025 Курындина Татьяна Георгиевна, 75 лет

Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"

20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики

20.10.2025 Царев Борис 68лет

Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.

16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию

16.10.2025 Гость

То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!

02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа

05.10.2025 Мотынга Л.И.

Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...

21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике

30.09.2025 Астафьев Игорь Иванович

Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!

24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка

24.09.2025 Вахитов Ришат Нигматьянович

Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?

23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели

23.09.2025 Гость

Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно

13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов

21.09.2025 Татьяна Михайловна

Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.

29.07.2025
TNF, «Сбер» и центр «Платформа» запустили первое исследование влияния ИИ на нефтегазовую отрасль

18.09.2025 Александр

Решение выглядит нужным, потому что в ТЭК (нефть и газ) очень большие потенциалы для оптимизации — будь то добыча, переработка, логистика, мониторинг. ИИ может помочь экономить ресурсы, улучшать безопасность, повышать эффективность.

23.05.2025
Биоэкономика и биоэнергетика: Какие у отрасли перспективы развития в России

23.05.2025 Екатерина Александровна

Поднята очень актуальная тема. Ждем реализации инициатив


^