Контрафактное топливо: Реальность и борьба на российских АЗС
Москва. Глава Росстандарта Антон Шалаев выделил, что в России значительно снизилась доля несоответствующего обязательствам топлива. На 2025 год в среднем она составляет менее 4%. Около 10 лет назад данный показатель превышал 20%. Также ведомство направило силы на вывод передвижных, фактически сейчас не регулируемых, автозаправочных станций (АЗС) из «серой» зоны.
Как строится работа на российских АЗС и возможно ли избежать попадания на контрафактное топливо, разбираем в материале Агентства нефтегазовой информации.
Рост рынка АЗС
С каждым годом в России открывают все больше автозаправочных станций. Более половины из них приходятся на новые федеральные автомобильные трассы, тем самым избавляя автомобилистов от проблемы отсутствия топлива.
По данным «ОМТ-Консалт», в 2024 году общее число АЗС в стране, без учета новых регионов, увеличилось на 1,7%. Их количество составило 28,97 тыс. Следует отметить, что основной рост пришелся на независимых операторов, тогда как вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) сократили свое присутствие в этом сегменте. Сеть независимых операторов увеличилась на 2,9%, до 19,84 тыс. станций, ВИНК - на 0,9%, до 9,13 тыс. Эксперты выделили, что рост был отмечен в городах-миллионниках, где общее число АЗС выросло на 95 объектов.
Открытие новых АЗС стабильно показывает рост, а вот насколько качественное топливо поставляется на такие объекты?
До 2020 года Росстандарт публиковал специальную карту, которая отражала информацию по выявлению некачественного продукта на территории регионов РФ.
По данным ведомства, в 2019 году всего было отобрано и испытано 1942 образца автомобильного бензина и ДТ, из них 152 образца (7,8%) не соответствовали установленным нормам. По бензину доля выявленных нарушений составила около 3,5%, по дизельному топливу – 15,1%.
По качеству продукции в отчетный период были выделены шесть регионов, где более 20% заправочных станций торгуют контрафактом: республика Северная Осетия, Башкортостан, Рязанская, Иркутская и Ярославская области, Красноярский край. Но все же, большинство регионов вошли в число тех, кому по праву можно доверять в вопросе заправки своих автомобилей.
Берегись подделки
По словам председателя координационного совета ФАР Сергея Канаева, причины появления некачественного топлива на АЗС связаны в первую очередь с желанием увеличить прибыль продавцов.
«Сегодня проблема «контрафакта» остается актуальной, несмотря на усилия государственных органов. Важно отметить, что проверки качества бензина проводятся только по обращениям потребителей. Ситуация осложняется поставками дешевого топлива из Казахстана и других нефтедобывающих республик, а также нелегальной продажей топлива, предназначенного для специальной военной операции», - добавил эксперт.
Безусловно, понять и выявить контрафактный бензин при заправке на АЗС практически невозможно. Для этого необходимо предоставить образцы в специализированные лаборатории, которые смогут измерить октановое число, и провести химическую экспертизу.
На заправках можно лишь обратить внимание на некоторые моменты, которые могут насторожить внимательного покупателя.
Во-первых, запах. Чистое топливо обладает характерным ароматом. Если АЗС торгует некачественным бензином, то в продукте можно уловить незнакомые нотки примесей. Часто появляется запах нафталина, сероводорода, ацетона, серы и другие.
Во-вторых, следует обратить внимание на цвет. Настоящий бензин обладает прозрачным или еле желтоватым оттенком. Другие яркие цвета говорят о контрафакте.
Ну и в-третьих, вы сможете понять, что залили некачественное топливо уже после выезда с АЗС. Двигатель автомобиля начнет стучать и чихать, машина начнет терять мощность, а также может появиться черный дым в выхлопе.
При выявлении выше приведенных признаков, можно отправить топливо на экспертизу.
Примечательно, но большинство экспертов уверены, что больше всего подделке поддается АИ-95. Его получают за счет добавления различных химических присадок к АИ-92. Но при подделке довольно сложно точно воссоздать октановое число.
Фальсификатом пользуются не только мелкие самостоятельные АЗС, но и те предприятия, которые заключают договора с крупными сетями для работы по франшизе. Они могут пользоваться корпоративной символикой известной компании, покупать топливо у официальных поставщиков, но им это не мешает пользоваться контрафактом.
Поэтому если хотите заправляться исключительно на брендовых АЗС, то предварительно надо уточнить информацию на стойке информации в реквизитах, в чеке после заправки, на официальном сайте компании. Также иногда могут помочь бонусные карты. Не все предприятия, работающие по франшизе, принимают их.
Передвижные АЗС: польза или вред
Большую популярность на территории России набирают передвижные заправочные станции. Еще по-другому их называют прицеп-топливозаправщик. Это довольно популярный в последнее время вид АЗС, который позволяет в короткие сроки организовать заправку автомобиля в тех местах, где нет стационарных заправок. Также такими мобильными установками часто пользуются передвижные базы и строительные объекты.
Автомобили-топливозаправщики отличаются по объему резервуара (2500–4000, 9500, 20000, 30000, 40000–50000 литров) и функционалу.
Мобильные АЗС обладают рядом преимуществ: автономная работа, легкое передвижение, экономия расхода топлива, простота использования и уход. Но в такие моменты не стоит забывать и о некоторых проблемах такого рода заправок. Например, теневая работа. АЗС часто могут вести свою деятельность без лицензий, продавая некачественное топливо. Также отсутствие необходимого регулирования. В законе не прописана деятельность передвижных заправок, поэтому порой можно столкнуться с единством измерения для разных видов бензина, перевозкой опасных грузов и несоблюдением требований пожарной безопасности. Также в большинстве своем передвижными АЗС владеют физические лица. За недобросовестный труд их можно наказать лишь по ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, наказание предусматривает штраф 500–2000 руб.
В связи с этим в России планируют ужесточить контроль за такими станциями заправок. Власти, в частности, предлагают обязать бизнес уведомлять контрольные органы об открытии таких заправок, определить для них специальные места, а также рассмотреть введение административных штрафов. Вопросом активно занимается Росстандарт.
По словам руководителя ведомства Антона Шалаева, такие установки являются новым вызовом для отрасли. Сейчас ведомство готовит изменения для нормативно-правовых актов и стандартов. Это поможет вывести «в свет» мобильные АЗС.
«В мае состоялось совещание, посвященное этому вопросу, и сейчас ведется работа по формированию нормативной базы, чтобы исключить появление «серых» станций, которые невозможно контролировать. Однако стоит признать, что у Ростандарта, который отвечает за контроль качества и стандарты топлива, сегодня ограничены полномочия, из-за чего эффективное регулирование сложно. Уже в 2013 году, с приходом руководителя Алексея Абрамова, было принято решение идти путем легализации и создания стандартов, а не просто проверок. Таким образом, задача состоит в том, чтобы дать людям возможность работать легально, что является наиболее эффективным способом борьбы с контрафактом», - заключил Сергей Канаев.
Фото: FreePik.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену



Елена Берегова