Топливо победы: значимость нефтяной промышленности СССР в годы войны
Нижневартовск. 9 мая - праздник, который навеки переплетен с историей каждой семьи. Жители нашей необъятной страны носят в сердце память о подвиге великого многонационального народа. Масштабная победа воинов Советской Армии и тружеников тыла не меркнет с течением времени. Неоценимый вклад в это благородное дело внесли и нефтяники СССР, которые даже в самые трудные моменты поддерживали промышленность.
По словам доктора исторических наук, профессора Института российской истории РАН Андрея Соколова, Гитлер при завоевательных планах первым делом обращал внимание на нефтяные запасы завоеванных стран. С захватом новых территорий в распоряжение германского рейха перешло 93 нефтеперерабатывающих завода, дающих 8 млн тонн нефтепродуктов.
Военные годы
1941 год - нападение Германии застало Советский Союз врасплох. В результате германских авиационных ударов были разбомблены аэродромы, нефтехранилища и нефтесклады. Большая часть самолетов, танков, автомобилей на западных границах СССР, лишенных топлива и защиты, была уничтожена или захвачена.
Неоценимую помощь Советской армии в борьбе с немцами оказывали «коктейли Молотова» - бутылки с горючей смесью. Именно они, в первые месяцы войны, помогли нашим солдатам держать оборону. Их состав был довольно прост – смесь представляла собой обычный авиационный бензин, загущенный отверждающим порошком.
В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление, которым обязал Наркомат пищевой промышленности производить 120 тыс. бутылок с горючей смесью в день. На производство этого средства были переориентированы вино-водочные заводы, кондитерские фабрики и многие другие производственные объекты.
Иосиф Сталин считал, что воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в войне.
При Народном комиссариате нефтяной промышленности (НКНП) был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим. 30 июля 1941 года появилось постановление о развитии добычи и переработки нефти в восточных районах СССР.
1942 год - С момента нападения Германии число подаваемых цистерн на железной дороге сократилось более чем вдвое, а имеющиеся резервуарные емкости на промыслах и нефтезаводах были переполнены. Количество незагруженных остатков поднялось свыше 1 млн тонн и росло ежедневно. Несколько сот тысяч тонн высококачественной нефти хранилось в открытых земляных амбарах, что вело к потерям и ухудшению ее качества.
В связи с продвижением противника в Баку и другие каспийские порты пошел эвакуационный поток, что сильно затрудняло перевозки нефтепродуктов. Бакинский порт не справлялся с перевалкой грузов. Ввиду трудностей с вывозом нефти ГКО постановил снизить объемы добычи и нефтепереработки в Баку и перебросить часть оборудования в Ишимбай. Туда же был направлен НПЗ имени Сталина. В Стерлитамак был эвакуирован бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Пермь - завод имени Мясникова, в Сарапул - завод им. Дзержинского. В 1942 году по указанию ГКО НПЗ в Баку прекратили выпуск многих видов нефтепродуктов, чтобы обеспечивать авиацию высококачественными бензинами. К середине войны НПЗ обязали производить 70 тыс. тонн бензина Б-78 и 50 тыс. тонн бензина Б-70 ежемесячно.
Батумский НПЗ вместо 19 700 тонн в мае 1942 года произвел только 8 300 тонн бензина Б-70.
Общая цифра поставок горючего промышленностью в годы войны составила более 20 млн тонн. Топливо и его компоненты, поставленные по ленд-лизу и импорту, – 2,599 млн тонн, горючее заводов европейских стран, занятых Красной Армией, – 0,816 млн тонн, а также довоенные запасы наркомата обороны – 1,219 млн тонн. Всего за годы Великой Отечественной войны Советские Вооруженные силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн тонн различного рода горючего.
1943 год - Роста военного производства при сокращении числа рабочих и служащих удалось достичь за счет большей интенсивности труда, удлинения рабочего дня, сверхурочных работ и ужесточения трудовой дисциплины, сокращения производства в гражданских отраслях, что снижало уровень жизни людей.
В связи с тяжелым положением в нефтяных районах на Кавказе объективно усиливалась роль восточных областей в добыче и переработке нефти. Здесь был образован ряд новых нефтекомбинатов: Куйбышевский, Пермский, Дальневосточный, трест Востокнефтемаш. Основной упор делался на Второе Баку, которое должно было давать больше авиабензина, аммиачной селитры, азотной кислоты и толуола.
1944 год - В годы войны были построены новые магистральные нефте- и газопроводы, магистральный керосинопровод «Астрахань–Урбах–Саратов», нефтеперерабатывающие заводы.
Важнейшим событием можно считать открытие девонской нефти на скважине №41 в Куйбышевской области, а затем на скважине №100 Туймазинского месторождения Башкирской АССР. Началось бурное развитие нефтяной промышленности на востоке, столь необходимое для обеспечения горючим фронта и тыла.
Все эти мероприятия позволили приостановить падение добычи, а также провести стратегически важную реструктуризацию отечественной нефтяной промышленности.
1945 год - Германия терпела поражение за поражением. В результате массированных бомбардировок союзнической авиации первым был выведен из строя нефтяной район в Плоешти. Германия теряла источники топлива. Производство синтетического горючего не могло возместить потери.
В результате бомбардировок взлетали на воздух знаменитые заводы ИГ Фарбен. Авиация развернула настоящую охоту за танкерами и нефтяными грузами. Последние дни рейха памятны тем, что из-за отсутствия горючего танки закапывали в землю, четверки волов и лошадей тянули грузовики и военную технику.
В период войны объем капиталовложений в нефтяную промышленность превысил довоенные. Если в 1938-1940 гг. в нефть было вложено 3 млрд 487 млн руб., то за 1941-1945 гг. - 5 млрд 566 млн руб. В нефтедобычу было направлено 2 млрд 206 млн руб., в том числе на бурение - немногим больше 1 млрд руб. Если удельный вес капиталовложений в нефтедобычу Урало-Поволжья в 1938-1940 гг. составил 13%, то в 1941-1945 гг. повысился до 20%.
Материал подготовлен на основе статей из изданий «Бурение и нефть», «История государства».
Фото: Википедия
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!



