Обзор рынка электромобилей в России: стоит ли игра свеч
Нижневартовск. В последние годы сфера электромобилей в России набирает все большую популярность. Согласно данным агентства «Автостат», в январе 2024 года в нашей стране продано 1485 новых электромобилей, что в 4,1 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года.
Электромобиль – транспортное средство, которое работает на электрической тяге. В отличие от традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в электромобиле установлен электропривод - электродвигатель, который работает от аккумуляторной батареи.
Первый электромобиль был создан в 1890 году американским ученым Уильямом Моррисом. Работая часовщиком в Де-Мойне, столице штата Айова, он тайно оборудовал лабораторию в своем подвале. В ней он вместе со своим напарником инженером-механиком Лью Арнцом занялся конструированием аккумуляторов и самоходных электрических экипажей.
В 1890 году американцы продемонстрировали на параде в Де-Мойне первый электромобиль, оснащённый 4-сильным мотором. Он мог развивать скорость до 32,2 км/ч и вмещал до шести (по другим данным – до 12) пассажиров. Аккумулятор обеспечивал запас хода до 80 км, а перезарядка занимала 12 часов.
В России первый электромобиль появился в 1899 году. Его создателем был русский инженер Ипполит Романов. Электромобиль Романова имел запас хода около 60 км и максимальную скорость 35 верст в час (около 39 км/ч). Масса транспорта составляла 750 кг, из которых 370 кг занимал аккумулятор.
Рынок электромобилей в России
По данным Минэкономразвития, к концу июня 2023 года количество зарегистрированных в России электромобилей составило 30,2 тыс. За первую половину года наблюдался рост более чем на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошло года. А с начала 2022 года рост составил более 77%.
Интересно отметить, что около половины (48,4%) из всех зарегистрированных электромобилей приходится на марку Nissan Leaf. В то же время, согласно данным агентства «Автостат», показатели входящих в ТОП-5 Tesla Model 3, Tesla Model Y, Porsche Taycan и Volkswagen iD.4 не дотягивают и до 7%.
Правительство России в последние годы делает ставку на расширение электромобильного рынка в стране. Исходя из концепции развития электротранспорта, принятой в августе 2021 года, планируется, что к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль будет электрическим, а число электрозаправок в стране вырастет как минимум до 72 тыс.
Электромобили в 2024-м
В январе 2024 года лидером продаж электромобилей в России стал китайский бренд Zeekr, реализовавший 695 экземпляров. На второй и третьей строчках рейтинга расположились отечественные бренды Москвич и Evolute, продав 267 и 111 автомобилей соответственно.
Так, сразу два российских бренда оказались в тройке лидеров рынка новых электромобилей. Кроме них, в ТОП-5 попали немецкий Volkswagen и американская Tesla, реализовавшие 89 и 45 автомобилей соответственно.
Успех Москвича и Evolute обусловлен тем, что эти автомобили представлены на рынке официально, в то время как электрокары остальных трех марок поставляются в нашу страну путем параллельного импорта, отмечает Автостат.
Льготы для россиян
Для владельцев электромобилей с 1 марта 2023 года и вплоть до 2030 года предоставлено право бесплатного проезда по платным дорогам.
В некоторых регионах страны, например, в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на электромобили (гибридные автомобили в данную категорию не попадают) не распространяется транспортный налог. А в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске владельцы электромобилей могут бесплатно пользоваться парковками.
С 1 января 2023 года государство предоставляет возможность компенсировать 25% стоимости (но не более 625 тыс. руб.) при покупке электромобиля российского производства.
Преимущества электромобилей
1. Экономия на заправке . Электричество стоит дешевле бензина. Так, в Москве быстрая зарядка электромобиля в общественных терминалах стоит в среднем 14–20 руб. за кВт/ч, а медленная обойдется владельцам электрокаров в 8-12 руб. за кВт/ч.
В то же время в ХМАО, ЯНАО, а также в Тюменской области, по данным АО «Россети Тюмень», быстрая зарядка «ЭЗС DC» 50 кВт будет стоить 20 руб. за кВт/час, а медленная зарядка «ЭЗС AC» 22 кВт - 10 руб. за кВт/час.
Стоит также отметить, что при частых замедлениях, неизбежных в городском трафике, электромобиль способен вернуть часть потраченной на разгон энергии обратно в аккумуляторы - за счёт рекуперации.
2. Расходы на обслуживание. С электромобилем гораздо меньше хлопот: в нём практически нечему изнашиваться, поэтому на СТО придется обращаться не чаще одного раза в два-три года. Регулярное техническое обслуживание электромобиля обычно сводится к замене салонного фильтра, добавлению (при необходимости) антифриза в систему охлаждения аккумулятора и проверке исправности светотехники.
3. Отсутствие шума от работы двигателя. Электромобилю не требуется дополнительная шумоизоляция в салоне. В салоне электромобиля можно спокойно разговаривать, слушать музыку или наслаждаться тишиной. Кроме того, отсутствие шума двигателя позволяет электромобилям лучше слышать окружающие звуки, что повышает безопасность движения.
Недостатки электромобилей
1. Долгая зарядка. Традиционно электрический автомобиль заряжается 10-12 часов, а быстрая зарядка все равно занимает не менее 30 минут.
2. Наличие зарядных станций. Количество станций для зарядки электромобилей в России сильно отличается в зависимости от региона. Если в крупных городах ситуация с зарядными станциями постепенно улучшается, то в небольших городах зарядок для электромобилей ограниченное количество, особенно, когда речь идет о быстрых станциях. Так, например, в Тюмени на 14 февраля 2024 г. работает 30 заправок (данные 2ГИС).
3. Ограниченное расстояние поездки на одном заряде аккумулятора. Даже современные модели электрокаров с самыми емкими аккумуляторами не могут преодолеть расстояние, которое проезжают обычные автомобили с полным баком бензина или дизельного топлива. Из-за этого электромобили подходят в большей степени только для перемещения по городу и его ближайшим окрестностям.
К тому же, зимой обогрев в электромобиле потребляет значительное количество энергии, поэтому дальность поездки на одном заряде аккумулятора не большая.
4. Высокая цена. Несмотря на отсутствие двигателя внутреннего сгорания и общую простоту конструкции по сравнению с обычными автомобилями, электромобили всё же остаются значительно дороже традиционных машин. По данным Авто.ру, средняя цена нового электромобиля в России к концу второго квартала 2023 года составила 5,9 млн руб., а поддержанного - 3,1–3,2 млн руб.
Преимущества и недостатки по мнению пользователей электромобилей
«Было бы здорово если бы зарядных станций в городе стало больше, т.к. число электротранспорта стремительно растет и очередь для зарядки приходится ждать порой до 2-х часов», - отмечает владелец Хетчбэк Nissan Leaf Василий.
Владелица электромобиля Tesla Model Y Татьяна также указала на то, что возможность подзарядки в черте города не всегда удобна.
«Хоть я и обожаю свою машину, идеальный вариант для ее содержания – собственный дом с гаражом, – говорит Татьяна. - Что касается длительности поездок - смотря сколько ездить. А так нам зарядки хватило от Екатеринбурга до Тюмени осенью! Зимой не проверяли и не рискнули бы, так как по трассе не было места, где зарядить. Заряд батареи зависит от многих факторов: тепло, слушание музыки, социальные сети, игры на мониторе на парковке тоже садят батарею».
«За рулем электромобиля Tesla Model 3 я провел несколько дней, - рассказывает Александр. - Такая машина требует определенного образа жизни. Если вы живете в многоквартирном доме, то не всегда есть возможность зарядить его. Когда возвращаешься домой после работы, а все свободные места во дворе уже заняты, найти подходящее место, чтобы протянуть зарядку становится еще сложнее. Часто не хватает времени даже на то, чтобы зарядить свой телефон, не говоря уже об электромобиле. Поэтому, чтобы наслаждаться вождением Tesla Model 3, нужно иметь достаточно свободного времени и размеренный график».
Фото: frimufilms, Freepik, wikipedia.org
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно



.png)



