$83.36 +0.68%
$ 91.36 -0.27
€ 98.67 -0.18
               

Мастер буровых искусств: Путь ветерана-первопроходца Анатолия Филимонова

Татьяна Белецкая
25 сентября 2023/ 10:50

Тюмень. Анатолий Филимонов - настоящий ветеран-нефтяник, первопроходец, известный буровой мастер, чья карьера была украшена смелыми шагами и трудными вызовами. Его история не только про борьбу за цифры и достижение целей, но и о способности адаптироваться к переменам и преодолевать трудности на пути к успеху. Жизнь Филимонова стала примером преданности работе и стремлению к совершенству, а его опыт - наставлением для будущих поколений нефтяников.

От учебных скамеек в мир газа и нефти

Анатолий Андреевич родился в далекой Костанайской области Казахской ССР, в маленьком уютном городке, где все друг друга знают. Он окончил среднюю школу в районном центре, получив 11 классов образования.

Затем Филимонов переехал в г. Грозный. Здесь судьба улыбнулась юному Анатолию - ему посчастливилось поступить в главную «кузницу кадров» того времени для нефтяной промышленности страны - Грозненский институт. Так началась новая глава в его жизни. Анатолий Филимонов стал студентом промышленного факультета, где погрузился в удивительный мир технологий и комплексной механизации нефтяных и газовых месторождений.

Четыре года университетской учебы пролетели незаметно, наполнив выпускника знаниями и амбициями. В 1973 году, успешно окончив вуз, Филимонов был готов доказать миру свою ценность в нефтегазовой отрасли. Его отправили в Краснодарский край. Однако судьба не хотела разлучать Анатолия Андреевича с родиной, и уже через год он вернулся в г. Грозный, где присоединился к работе на месторождении.

Это стало отправной точкой пути, на котором его ждали невероятные вызовы и незабываемые воспоминания.

Нефтяная революция

Работу на промысле сменила научная деятельность. Молодого и амбициозного специалиста пригласили в Грозненский нефтяной научно-исследовательский институт, где он стал ведущим инженером. Однако сердце Филимонова все так же лежало к северу, где развивались нефтяные месторождения. После долгих раздумий, он принял решение покинуть институт и отправиться на поиски своей собственной дороги.

В 70-е годы Советский Союз стоял на пороге великого переворота в нефтяной промышленности. Северные месторождения, в том числе легендарный Самотлор, стали символами этой эпохи. В начале десятилетия на Самотлоре произошло событие, которое вошло в историю - добыт первый миллион тонн нефти.

«Мои товарищи были уже на севере, - вспоминает Анатолий Андреевич. «В один из приездов меня пригласили в Нижневартовск, где я поступил на работу в управление буровых работ №3. Начинал я работу с помощника бурового мастера, затем эту же бригаду возглавил».

Бурение в экстремальных условиях

Работа на отдаленных нефтяных месторождениях стала для Анатолия Филимонова частью его повседневной жизни. Он начинал на Покачевском месторождении, которое располагалось в 150 км от г. Нижневартовска, на правом берегу реки Аган.

«Дороги на месторождение не было. Оно было летное. А в непогоду мы добирались туда «комплексным способом»: сначала на автобусе до конца бетонки, по болоту 3 км до строящегося моста через реку Аган и там нас встречали», - рассказывает герой.

Погода на Покачевском могла измениться в одно мгновение, и часто оказывалось, что лететь на вертолете было невозможно. Такие моменты могли затягиваться на два или даже три дня, в то время как неутомимые нефтяники на самом месторождении продолжали свою работу, несмотря на суровые условия и переработки на вахте.

Работа Филимонова была невероятно тяжелой. Но здесь не было места страху или колебаниям: «Бурение – это непрерывное производство. Нельзя останавливаться ни днем ни ночью».

Стойкость к экстремальным условиям становилась нормой для Анатолия Андреевича. «Мы переносили самое максимальное это минус 56°C. Практически все останавливается, но производство бурения останавливать нельзя. Надо двигаться и работать. Самое главное в этот момент - чтоб не остановилась котельная, не заморозилась сама буровая».

Гонка за первенство

В то время вся страна жила под лозунгом «Миллион тонн добычи нефти и миллиард кубов добычи газа в сутки». 

«Эта фраза стала не просто слоганом, а неотъемлемой частью нашей жизни», - вспоминает Анатолий Андреевич.

Тогда буровые бригады и компании соревновались между собой, чтобы достичь этой амбициозной цели. Каждый чувствовал себя как воин на поле боя, готовый сразиться за победу. Гонка за первенство создавала атмосферу вдохновения и соперничества, которая помогала Филимонову и его коллегам преодолевать любые трудности.

«Мы старались быть лучшими, чтобы наша бригада была впереди, - делится он. - Интересно было следить за процессом соревнования. Каждое утро мы смотрели сводку с различных буровых, отмечали, кто впереди, а кто отстает. Было захватывающе видеть, как наши усилия и мастерство приводят к достижению цели».

Компании были готовы вознаграждать своих сотрудников за успешную работу. В 2003 году Филимонов был премирован автомобилем Волга. «Тогда Волга считалась очень крутой машиной», - делится Анатолий Андреевич.

Эти награды были не просто материальным выражением благодарности, они символизировали признание труда и вклада работников в достижение целей страны.

«Мои ребята, буровики, тоже имели машины. Все были обеспечены квартирами. Все наши старания и труд вознаграждались», - гордо вспоминает он.

Но для буровиков было важно не только заработать, но и принести пользу государству - в то время это было самое главное. Они осознавали, что их труд напрямую влияет на благосостояние и развитие страны.

Перемены и передислокация

1985-1986 годы были временами значительных перемен в карьере Анатолия Филимонова. Он сменил специальность и стал инженером в технологических службах УБР-3.

«Работа буровика очень не легка. Бурение - это самый тяжелый и аварийный процесс. Но если, допустим, работая буровым мастером, я отвечал за одну бригаду, то работая начальником ЦИТС (Центральная инженерно-технологическая служба)  я отвечал за работу 12 буровых бригад и 7 бригад освоения. Естественно на мне была большая ответственность», - рассказывает Филимонов.

Тогда происходила передислокация буровых предприятий на отдельные месторождения. Некоторые предприятия были переданы в управление Татнефти, и Анатолия Филимонова и его коллег перевели в объединение Татнефть в г. Нижневартовск. Этот переход не был легким и требовал значительных усилий и ресурсов.

«В нашем УБР снабжение было по остаточному принципу. Мы послали просьбу перевести нас обратно в Нижневартовск в объединение Нижневартовскнефтегаз. В 1986 году мы туда перевелись. Пришлось перебазировать все бригады. Работали только на отдаленных месторождениях: Мало-Черногорском, Гун-Еганском, Тюменском, Новомолодежном», - вспоминает ветеран-нефтяник.

Новые горизонты

После этого Анатолию Андреевичу поступило предложение, которое открыло перед ним новые горизонты. Филимонову было предложено стать главным инженером в УБР-2 Ямаковской экспедиции, находящейся на левом берегу реки Хаби.

Работая в Покачах, Анатолий Филимонов познакомился с Камневым Юрием Михайловичем. Встреча с этим неординарным человеком оказала большое влияние на его дальнейшую карьеру и жизнь. Юрий Михайлович был не только выдающимся буровиком, но и человеком с нескончаемым интересом к науке и исследованиям.

Филимонов с теплом вспоминает о своем друге и соратнике: «Это был выдающийся буровик, неординарный по своей натуре человек, очень грамотный. В 90-е годы он уже возглавлял в Нижневартовске СпецУБР, которое преобразовалось из Управления буровых работ №3 и пригласил меня на предприятие, где я возглавил департамент маркетинга».

То время было для Анатолия Андреевича увлекательным и волнующим, полным вызовов и открытий.

Нефтяные буревестники в эпоху развала СССР

Период 90-х годов в России был временем глубоких перемен, связанных с развалом Советского Союза. Эта эпоха привнесла огромные вызовы и неопределенность в жизнь многих граждан, включая тех, кто работал в нефтяной промышленности.

«Это был период отсутствия объемов работ. Мы практически искали ее самостоятельно. А почему самостоятельно? Потому что мы акционировались, вышли из состава объединения Нижневартовскнефтегаз. У нас было акционерное общество. Естественно, пришлось находить работу где-то вдалеке», - делится Филимонов. 

В поисках работы буровые бригады вынуждены были трудиться на удаленных территориях. Работа требовала готовности к долгим командировкам и адаптации к различным условиям труда.

Как вспоминает Филимонов, примерно в то же время были подписаны контракты с Тюменской нефтяной компанией и с объединением Тюменнефтегаз.

«Мы четырьмя бригадами вышли на их месторождения. Это месторождения Северо-Демьянское и Кальчинское. Здесь, в Туртасе нам пришлось строить базу. Мы дали возможность работать нашим предприятиям», - рассказывает нефтяник.

В последующие годы в Тюмени было образовано дочернее предприятие, которое Филимонов возглавлял до 2007 года.

О современном поколении нефтяников

Анатолий Андреевич по сей день не остается в стороне и наблюдает за динамикой изменений, с которыми сталкиваются современные нефтяники.

«Современное поколение намного умнее нас. Им сложнее работать. Совершенно другой подход сейчас. Все технологические процессы более сложные, чем раньше и оборудование – взять, допустим, буровую установку - совершенно другое. Поэтому естественно им тяжело приходится работать. Но тем не менее они справляются. Я интересуюсь, показатели хорошие».

Анатолий Андреевич Филимонов - заслуженный работник Минтопэнерго и почётный нефтяник Тюменской области, участник фонда имени В.И. Муравленко.

Фото: из архива Анатолия Филимонова. 

Просмотров 18191
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

28.07.2008
В Нижневартовске задержан подозреваемый в нападении на профессора Рянского

27.04.2024 Каримова Раиса Александровна, 77 лет

Я помню статьи профессора Ф. Н. Рянского в газете Местное время,с его предвидением природных катаклизмов, что мы наблюдаем в настоящее время. Сколько бы ещё открытий последовало!
Меня до глубины души потрясла его бессмысленная гибель от рук подонка,ничтожества.


05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут


^