«По опросам трейдеров»: почему непонятна реальная цена на Urals
Москва. Средняя цена на нефть Urals с 15 января по 14 февраля 2023 года, по данным Минфина РФ, составила $50,51 за баррель, или $368,7 за тонну. Показатель вырос на $3,69 за баррель относительно данных предыдущего периода мониторинга: с 15 декабря 2022 года по 14 января 2023 года - $46,82 за баррель, или $341,8 за тонну.
Однако наблюдается очевидный тренд на снижение самой экспортируемой российской марки нефти с конца 2022 года, когда западные страны ввели ограничение на стоимость и поставки российской нефти. Отметим, в 2022 году средняя цена Urals составила $76,09 за баррель.
Urals - основной сорт нефти, который экспортирует Россия. Его получают из нефти, добываемой в ХМАО, ЯНАО, Татарстане, Башкортостане и Самарской области. Именно котировки Urals учитывает государственный бюджет - в области средней цены на черное золото, цены отсечения, а также расчета экспортных пошлин, в том числе на разные виды производимого из нефти сырья.
Данные по стоимости нефти Urals регулярно публикуются, но в последнее время эксперты отмечают, что эти цифры не вполне репрезентативны. В частности, несмотря на то, что в ноябре Argus поменял методологию: теперь Urals считается на основе сделок на базисе FOB в портах отгрузки в Приморске, Усть-Луге и Новороссийске с экспертными корректировками, эти данные не учитывают издержки на доставку грузов до потребителя в Азии.
В интервью РБК эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов обратил внимание на то, что сегодня реальная цена Urals не известна.
«На биржах она (Urals) не котируется, а то, что нам дают ценовые агентства Pratt и Argus, это, извините, «по опросам трейдеров». Трейдерам сейчас очень выгодно занижать цену, чтобы все считали, что нефти полно, что она дармовая, и цена будет еще ниже, тогда они ее дешевле купят и будут иметь больше доход. Поэтому я не исключаю, что трейдеры занижают данные намеренно».
Он подчеркнул, что озвучиваемая цена - это данные в порту отгрузки, без учета транспортировки и страхования перевозок, а они сейчас выросли в разы, фрахт даже малых танкеров - до $42 тыс. в сутки. Причем занимаются этим делом преимущественно российские компании, им же достаются и повышенные доходы.
«А на коротких фрахтах скидки невелики: в Китае наша нефть с поставкой в декабре стоила $81 за баррель», - подчеркнул эксперт.
Эксперт БКС Экспресс Игорь Галактионов в своей авторской колонке от 15 февраля пояснил, что фактическая средняя цена барреля, которую получают от продажи российские нефтяники, находится где-то между официальными котировками Urals и тем, сколько платят за нее конечные покупатели в портах назначения.
«Но по законодательству налогообложение отрасли привязано именно к ценам на Urals. Поэтому доходы бюджета сильно снизились, что вынудило чиновников искать возможности вмешаться в ценообразование», - отметил он.
Напомним, Минфин России подготовил законопроект, который содержит изменения в части порядка определения котировок российской нефти, используемых для расчета налогов – НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть. Переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчёта налогов на базе котировок Urals, уверены в Минфине РФ.
Чтобы понять, сколько реально сегодня может стоить российская нефть эксперты рекомендуют изучить статистику поставок в Индию и Китай. Именно на эти страны приходится более чем 90% экспорта российской сырой нефти. В Индию поставки отправляются морским путем, а в Китай — по трубопроводу ВСТО и морем, примерно в равных пропорциях. Но и здесь не обойдется без вопросов.
Китай импортирует преимущественно другой сорт - ESPO, который поставляется по ВСТО. Он отличается от Urals по спецификации и традиционно торгуется с премией. Поэтому, как рассказал президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов газете «Известия», среднюю стоимость импорта Китаем российской нефти не вполне корректно сравнивать с котировкой Urals.
«В ноябре 2022 года средняя цена ESPO (на условиях FOB, то есть в российском порту Козьмино) составила $83,4 за баррель, в декабре - $75. Текущие значения - также около $75 за баррель. Поэтому вполне логично, что китайская таможенная статистика фиксирует стоимость импорта из России в $80 за баррель», - пояснил эксперт.
По данным агентства Platts, в Индии средняя импортная цена российской нефти в IV квартале 2022 года составляла $87 и чуть более $80 в декабре. Правда, все эти цены уже включают в себя фрахт, страховку и прочие связанные с транспортом издержки.
Марсель Салихов резюмировал, что спред Urals к Brent (сейчас это примерно $32 за баррель), на который обычно ориентируются, не отражает реальную скидку, по которой продается российская нефть. Фактический размер скидки гораздо меньше, но она всё же есть.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык