Вслед за нефтью: эмбарго на нефтепродукты вступило в силу

Москва. 5 февраля вступает в силу запрет стран ЕС на импорт российских нефтепродуктов морским путем. Подобное эмбарго на поставки сырой нефти уже действует с 5 декабря. Кроме того, 4 февраля Минфин США подписал распоряжение о введении двух отдельных ценовых лимитов в зависимости от категории - $100 и $45 за баррель для нефтепродуктов, торгующихся по ценам выше и ниже стоимости сырой нефти соответственно.
Такая мера, по мнению зарубежных политиков, должна существенно ударить по экономике России, так как именно страны ЕС (до введения санкций из-за СВО на Украине) были основным рынком сбыта для российских нефтепереработчиков. В 2021 г. Россия поставила в ЕС 91 млн тонн нефтепродуктов, или 14% от потребности региона. Еще 14% российского экспорта, или 20 млн тонн, направилось в Африку и Латинскую Америку, 13%, или 19 млн тонн, – в Азиатско-Тихоокеанский регион. В США в 2021 году было поставлено 12 млн тонн нефтепродуктов, или 8% экспорта РФ. Однако с 1 апреля 2022 года Вашинготн прекратил эти закупки в рамках эмбарго.
Экспорт нефтепродуктов из России в Европу в течение 2022 г. составлял в среднем 1,2 млн барр./сутки.
В последние месяцы трейдеры отмечают рост поставок российского топлива из-за приближающего эмбарго. Так, в декабре 2022 года поставки дизтоплива из России достигли многолетнего максимума в 1,2 млн барр./сутки. Экспорт бензина за рубеж, по данным МЭА, также вырос сразу на 110 000 барр./сутки. Часть этого увеличения пришлось на страны ЕС.
В 2023 году рост экспорта продолжился. Согласно данным Vortexa Ltd., собранным Bloomberg, Европа импортировала из России более 600 тыс. баррелей дизельного топлива в день за первые 23 дня этого месяца. Это немного больше, чем средний импорт за 2022 год и поступления за аналогичный период 2021 года.
В 2022 году, по данным Росстата, переработка нефти в РФ в 2022 году снизилась по сравнению с 2021-м на 3,5% - до 276 млн тонн. Производство кокса и нефтепродуктов сократилось на 0,4%. Производство автомобильного бензина в 2022 году увеличилось по сравнению с 2021 годом на 3,6% и составило 42,3 млн тонн. Производство дизельного топлива выросло на 5,4% по сравнению с 2021 годом, составив 84,7 млн тонн.
Что касается планов на 2023 год, то 3 февраля министр энергетики России Николай Шульгинов заявил СМИ, что пока нет оснований для резкого сокращения переработки нефти и выпуска нефтепродуктов из-за вступающего в силу 5 февраля эмбарго ЕС на российское топливо.
Смена российского курса
Опыт переориентации рынков сбыта нефти показал – основной покупатель российской продукции сосредотачивается на Востоке, в странах АТР. Как отмечает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в качестве основных импортеров могут стать азиатские страны, в частности Турция, Индия и Китай.
«Были публикации, что там эти нефтепродукты не нужны. Я бы не стал к этому относиться как к истине в последней инстанции. Благодаря тому, что российские компании готовы давать скидки, может установиться следующая схема: сейчас Индия или Китай закупают российскую нефть, перерабатывают ее и часть нефтепродуктов отправляют внутренний рынок, а часть – экспортируют. Особенно активно это делает Индия: на прибрежных НПЗ российскую нефть перерабатывают, и дизельное топливо в массовом порядке отправляют обратно в Европу. Оно не попадает ни под какие ограничения, потому что как продукт уже никак не связан с Россией», - отметил Игорь Юшков в разговоре с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации.
Таким образом российские нефтепродукты можно использовать на внутреннем рынке, высвобождая дополнительные объемы собственных НПЗ на экспорт.
«Конечно России выгодно сокращать скидку на свою нефть, но сначала надо пристроить нефтепродукты на азиатских рынках, чтобы произошло перестроение рынков сбыта, когда те, кто поставлял в Азию нефтепродукты – перешли в Европу, а мы как раз разместились в Азии. Я думаю, что есть возможно», - добавил эксперт.
Что касается мазута, то в 2022 году Россия уже перенаправляла значительную часть на азиатские рынки, где основными покупателями стали страны Ближнего Востока, которые при этом сами являются экспортерами нефти.
«Ситуация интересна тем, что ближневосточные страны - Саудовская Аравия, ОАЭ - активно используют электростанции, работающие на жидком топливе, ведь себестоимость нефти у них низкая. В течение прошлого года они скупали российский мазут со скидками, потребляли его на внутреннем рынке, а высвобожденную нефть экспортировали по высоким ценам. И тем самым зарабатывали. Эта схема отработана как раз на мазуте в рамках Ближнего Востока. Думаю, она может быть расширена за счет и других государств тоже», - пояснил Юшков.
Эксперты ТАСС в качестве перспективного рынка сбыта нефтепродуктов также называют Латинскую Америку. Но здесь основная проблема - это транспортировка на большие расстояния.
«Ключевой вопрос, ответ на который пока сложно дать, — это хватит ли танкеров для новой конфигурации потоков нефтепродуктов, в которой длина маршрутов транспортировки растет в 2-3 раза. Рост ставок фрахта представляет собой основную угрозу российскому экспорту», - отметил руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.
Говоря о транспортировке, стоит упомянуть, что помимо танкеров и страхования, необходимо учесть новую логистику по территории России. Как пишет газета «Коммерсантъ», три крупнейших оператора нефтеналивного парка - «Трансойл», «Нефтетранссервис» и RailGo - выкупили в собственность 22 тыс. цистерн, которые прежде арендовали у «Атланта» и Brunswick Rail. Сейчас цистерны в дефиците, а с увеличением потока нефтепродуктов на восточном направлении, которое неминуемо последует за введением эмбарго ЕС 5 февраля, спрос еще вырастет. При этом заказывать новые цистерны сейчас невыгодно, отмечают аналитики, поскольку непонятно, как вообще будет выстроен в будущем экспорт нефтепродуктов.
Нефтяные компании опасаются ухудшения ситуации с погрузкой в восточном направлении, грузопоток на котором резко усилится в январе 2023 года. При этом в РЖД отмечают, что погрузка нефтепродуктов назначением на дороги Восточного полигона в январе составила 2,3 млн тонн, что на 2,1% больше, чем годом ранее, причем растет погрузка и на экспорт (на 4,8%), и на внутренний рынок (на 0,8%), но терминалы Дальнего Востока и юга не выполняют нормативы по выгрузке.
Европа в зоне риска
Аналитики The New York Times отмечают, что предстоящее прекращение поставок российского топлива создает риски для автомобилистов и дальнобойщиков в Европе, которые могут столкнуться с дефицитом и повышением цен на дизельное топливо в ближайшие месяцы. В то время как Европа пока реализует эмбарго на российскую сырую нефть без особых сбоев с момента его введения 5 декабря, есть опасения, что запрет на продукты переработки, такие как дизельное топливо, может быть не таким гладким.
Дизельное топливо имеет решающее значение для экономики Европы. Его используют не только дальнобойщики грузовых автомобилей, но и более 40% автомобилистов. В прошлом году Россия поставляла около половины европейского импорта дизельного топлива, около 700 тыс. баррелей в день. Эти объемы может быть трудно быстро восполнить, и в последние недели европейские нефтеперерабатывающие заводы готовились, наращивая свои резервы. В результате, в первые дни февраля стоимость дизтоплива в странах ЕС снизилась.
По мнению аналитиков, Европе предстоит нарастить импорт дизеля из других нефтеперерабатывающих держав. Среди них - Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Индия, Китай и США.
В свою очередь, по информации Bloomberg, нефтеперерабатывающие предприятия Персидского залива пытаются быть готовыми к запрету ЕС на российское топливо. Однако три новых НПЗ в Саудовской Аравии, Кувейте и Омане, которые могли бы помочь Европе заменить 600 тыс. барр./сут. выпадающего российского дизельного топлива, столкнулись с многочисленными задержками. Ни один из них еще не работает на полную мощность, и могут быть еще большие задержки.
Фото: lukoil.ru.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
03.12.2025
Нефтехимический бум в Китае грозит миру новым кризисом перепроизводства
Весьма странно в декабре 2025 г. читать "прогнозы" на 2023 и 2024 гг. ("в 2023 году производство полиэтилена в Китае вырастет на 18%", "аналитики предупреждают, что в 2024 году мощности в стране вырастут еще на 16%"). Классная аналитика, ничего не скажешь.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену


