$66.77 -0.25%
$ 75.55 -1.43
$ 90.46 -1.77
Нижневартовск

Минск нарастил экспорт топлива в Россию в 10 раз

Известия
01 апреля/ 08:01

Белоруссия в прошлом году резко нарастила поставки топлива в Россию. Ввоз в страну легких нефтяных дистиллятов (в эту категорию входит преимущественно бензин) увеличился в 10 раз по сравнению с 2019-м. Фактически еще до идеи правительства предупредить топливный кризис за счет импорта из братской республики (вице-премьер Александр Новак ранее поручил проработать такую возможность) поставки из Белоруссии начали возрастать ускоренными темпами. Ввоз из соседнего государства теоретически мог бы сгладить рост цен на заправках, полагают эксперты. Но тогда придется адаптировать налоговую политику под белорусских производителей.

Рост закупок

В целом РФ в прошлом году закупила по таможенному коду 271012 «Легкие дистилляты и продукты» (включает прежде всего бензин) товары на сумму $100 млн — в два раза больше, чем в 2019-м. Больше половины импорта приходится на Белоруссию — $55 млн, что в 10 раз больше, чем годом ранее.

Резкий рост поставок начался с апреля. В этом месяце РФ закупила из республики топлива на $11 млн, в следующем — на $16 млн. Затем импорт несколько замедлился: с июня по октябрь 2020-го он составлял в среднем $3 млн в месяц. А в ноябре резко подскочил до $9,5 млн.

Минэнерго и МИД должны до 15 апреля проработать вопрос о поставках бензина из Белоруссии. Об этом со ссылкой на протокол совещания вице-премьера Александра Новака с руководством нефтяных компаний 30 марта сообщал «Коммерсант».

Как заявили «Известиям» в Минэнерго, в 2020 году на российском оптовом рынке сложилась ценовая ситуация, в условиях которой отечественные НПЗ при поставках на внутренний рынок уплачивали демпфер в бюджет, компенсируя ему сдерживание розничных цен в предыдущие периоды. При этом поставки топлива из Белоруссии демпфером не облагались. Это позволило НПЗ республики нарастить экспорт моторного топлива в РФ. В условиях 2021 года демпфер, наоборот, сдерживает оптовые цены на российском внутреннем рынке и делает экспорт белорусского топлива в Россию экономически непривлекательным.

Примечательно, что правительство в прошлом году ввело мораторий на закупки за границей отдельных видов топлива. Постановление вступило в силу 25 мая, запрет продлился до октября. Цель меры в Минэнерго объясняли необходимостью защиты российских переработчиков, которые столкнулись со снижением спроса на нефтепродукты из-за пандемии COVID-19, от конкуренции со стороны поставщиков импортного топлива.

По всей видимости, в период с июня по октябрь из Белоруссии в Россию ввозились не попавшие под запрет виды топлива, предположил старший аналитик «Альпари Евразия» (Минск) Вадим Иосуб. Но с начала IV квартала запрет для поставок был снят. Нефтепродукты из республики хлынули к нам большим потоком — мораторий только усилил спрос на российском рынке, добавил он.

В целом ввоз нефтепродуктов в прошлом году оказался рекордным за последние пять лет. В денежном выражении сумма импорта по таможенному коду 2710 (включает все виды бензина, дизель, авиакеросин, судовое топливо, газойли, а также некоторые виды масел и мазутов) превысила $1 млрд. В натуральном — в РФ ввезли 1,2 млн т нефтепродуктов. Большие объемы в последний раз были зафиксированы в 2015 году. Тогда было импортировано 1,3 млн т нефтепродуктов на $1,1 млн.

Привлекательный рынок

В первой половине прошлого года рухнули мировые цены на нефть, вслед за ними в западных странах пошли вниз цены на нефтепродукты, напомнил Вадим Иосуб. На российском рынке стоимость топлива оставалась достаточно стабильной, фактически он стал премиальным для белорусских НПЗ, уверен он.

В апреле, когда РФ стала более привлекательным покупателем для производителей из дружественной республики, Белорусская нефтяная компания (БНК, спецэкспортер) после длительного перерыва с конца 2018 года возобновила продажи на торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). По данным агентства Argus, в апреле 2020 года продажи моторного топлива в Россию приносили БНК на $100 за т больше, чем поставки в направлении латвийского порта Вентспилс.

По данным Российского топливного союза (РТС), белорусский бензин с учетом доставки обходился покупателям на 500 рублей за тонну дешевле, чем российский. Покупателями белорусского бензина стали южные регионы, Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская, а также приграничные Смоленская и Брянская области. По словам трейдеров, поставки топлива из Белоруссии позволяли балансировать спрос и предложение на бирже и сдерживать рост оптовых цен.

Поручение Александра Новака о возможном импорте бензина из Белоруссии обнажает факт, что российская нефтепереработка не в состоянии производить топливо в необходимом количестве из-за повышенной налоговой нагрузки, полагает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев. Если мы не хотим полного отсутствия НПЗ, пора менять налоговый режим, пояснил он. Что касается прошлогоднего роста поставок из Белоруссии, то это связано не с политикой, а исключительно с рыночными условиями в стране, добавил Дмитрий Гусев.

Оптовые цены в РФ показывают устойчивый рост в последние несколько месяцев, согласился руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко. В то же время реализация белорусских нефтепродуктов на своем внутреннем рынке лимитирована его небольшой емкостью. Сравнительно привлекательная Украина не всегда способна потребить запланированные объемы из Белоруссии. А морские отгрузки на европейский рынок показывают негативный нетбэк, заявил эксперт.

Сдержать рост цен на бензин в России с помощью увеличения импорта из Белоруссии теоретически можно — НПЗ республики производят в целом довольно серьезные объемы, которыми можно частично насытить потребности РФ, добавил директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но тогда российские заводы могут оказаться в дискриминированном положении из-за действия нефтяного демпфера, отметил он. Придется либо включать белорусских производителей в российскую налоговую политику, либо менять ее принципы.

Поставки нефтепродуктов из Белоруссии — хорошая опция для сдерживания цен, согласился Вадим Иосуб. Через несколько лет будет запущен единый рынок энергоносителей в ЕАЭС, а продукция современных белорусских НПЗ соответствует высоким европейским стандартам качества и как нельзя кстати придется для российских потребителей.

По данным Минэнерго, объем производства автомобильного бензина в марте 2021 года ожидается на 2,6% выше уровня аналогичного периода 2019 года, а объем отгрузки на внутренний рынок — на 8% выше уровня аналогичного периода 2019 года. Кроме того, запасы автомобильного бензина в марте достигли уровня 1,66 млн т и продолжают расти.

Просмотров 328
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

29.03.2021
Александр Хуршудов: Грустные прогнозы нефтедобычи в Югре сигналят о необходимости новой стратегии

01.04.2021 Александр Хуршудов

Анатолию:
В стадии умирания - это еще не похороны. Можно реанимировать. Нужно реанимировать.
А то, о чем Вы пишете - это экстенсивный путь развития, так прикладная наука развивается в западных странах. Он сейчас исчерпал свои возможности. Нужны принципиально новые методы и в разведке, и в добыче. И они появятся, а вот у нас или в других странах - это вопрос. К примеру, нужно всесторонне исследовать и расширить гидродинамические методы повышения нефтеотдачи пластов.

09.03.2021
Эксперт: Конкуренция российского трубопроводного и сжиженного газа продолжится в 2021 году

27.03.2021 Миславский Сергей Натанович, 72 года.

Заключение эксперта интересное, но слишком оптимистично. В 2021 году СПГ будет активно влиять на экспортные трубопроводные поставки природного газа ПАО "Газпром" , в том числе за счет грузов СПГ с проекта "Ямал СПГ", так как российским является около 30% грузов, остальные принадлежат иностранным участникам проекта и не подвластны арбитражу с российской стороны, хотя имеют равнозначные налоговые льготы. Кроме этого можно ожидать рост поставок СПГ на Европу через Египет с месторождений ПГ на шельфе Израиля. Катар, объединив в единый пул всех производителей СПГ, будет блокировать азиатский рынок. Увеличится за счет политического давления рост поставок американского СПГ.

26.03.2021
На Ямале за три месяца 2021 года стоимость бензина выросла на 6,7%

26.03.2021 Давыдов Денис Иванович, 41 год

На Ямале бензин подорожал? Да он уже в Ростовской области по 51,3 рубля....

26.03.2021
Танкеры с нефтью на сумму более $400 млн не могут пройти через Суэцкий канал

26.03.2021 В В Воронцов 63

***

Добро пожаловать на Се́верный морско́й путь!...

Welcome to the Northern Sea Route!...

***.

23.03.2021
Павел Сорокин: Минэнерго РФ предпринимает достаточно мер для стабилизации топливного рынка

23.03.2021 Ичпо

Надо поднять бензин на 50 % , а то какие-то полумеры!

19.03.2021
В «Юкатекс-Югра» увольнение Артема Немолота стало рычагом давления на других несогласных

21.03.2021 Екатерина

Здравствуйте! У меня муж работает в этой организации и все дополнительные соглашения руководство подписали сами,без их ведома и зарплата за февраль составляет 36 т.р. Позор

19.02.2021
Видеоконференция Александра Шпильмана: Прогноз добычи нефти и состояние отрасли в России и мире в 2050 году

18.03.2021 Телегин Владимир Михайлович, 73 года

С целью экономии средств при разведочных работах больше уделять внимание новым программам по обработке сейсмических данных. (2Д и 3Д)

16.03.2021
Александр Новак: Скорректированный механизм демпфера может заработать с 1 мая

16.03.2021 Ибрагим Магомедович Мусаев

Помимо этого необходимо снизить поборы для тех у кого есть транспорт - техосмотр, страховка, платон и другие... Пальцем показывать не хочется

11.03.2021
Совещание Александра Новака с нефтяниками по корректировке демпфера перенесено на 15 марта

16.03.2021 Лановой Сергей Васильевич ?0 лет.

Все забывают о принцепе соеденяющего сосуда. При повышение цен на топливо, автоматически повышаются остальные цены, на продукты в первую очередь. У нас в России цены не снижаются не имеют привычки. За границей цена на топливо растёт и в России тоже( даже с опережением), за границей цена падает и у нас растёт. Так неужели нельзя избавится от промежуточных иждивенцев от которых зависит цена. Что государству тяжело торговать на прямую? Или не умеет?

26.02.2021
Азербайджан заинтересован в иностранных инвестициях в ВИЭ

26.02.2021 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Лучше бы он выделил средства на освобождение Карабаха от себя и своих чуждых Карабахским горам людей.


^