$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

1941-1945 гг.: Нефтяная самоотверженность СССР

08 мая 2020/ 15:01

Москва. 9 мая Россия и страны ближнего и дальнего зарубежья будут торжественно отмечать 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Этот масштабный подвиг воинов Советской Армии и тружеников тыла не меркнет с течением времени. Победа над фашизмом была завоевана ценой неисчислимых страданий и лишений, ценой подвига великого народа и его самоотверженного труда. Неоценимый вклад в это благородное дело внесли и нефтяники СССР, которые даже в самые трудные моменты старались держать отрасль на плаву.

В исторической литературе мало говорится о роли нефтяного хозяйства в годы Великой Отечественной войны. Но без упорного и плодотворного труда нефтяников, СССР, пожалуй, не смог выиграть в этой безжалостной битве. Что только стоит обеспечение топливом военной техники: самолетов, танков, машин, мотоциклов. Техника ежедневно потребляла десятки литров горючего.

«Гитлер при завоевательных планах первым делом обращал внимание на нефтяные запасы завоеванных стран. С захватом новых территорий в распоряжение германского рейха перешло 93 нефтеперерабатывающих завода, дающих 8 млн тонн нефтепродуктов. Союзником Гитлера в войне была Румыния, где к тому времени в районе Плоешти сложился мощный нефтяной район. До нападения на СССР румынский режим Антонеску обеспечивал 58% нефтяных поставок в рейх», - отмечает в своей статье доктор исторических наук, профессор Института российской истории РАН Андрей Соколов.

По его словам, сохранился любопытный экономический расчет Гитлера, число жертв со стороны немцев при нападении на Россию не превысит число занятых в производстве синтетического топлива. Правда, планам фюрера не суждено было сбыться.

1941 г.: Начало войны

Нападение Германии застало Советский Союз врасплох. В результате германских авиационных ударов были разбомблены аэродромы, нефтехранилища и нефтесклады. Большая часть самолетов, танков, автомобилей на западных границах СССР, лишенных топлива и защиты, была уничтожена или захвачена. Красная армия в Белоруссии терпела страшные поражения.

Встретив ожесточенное сопротивление в районе Смоленска, Гитлер стал менять направления: то на Ленинград, то на Юг с намерением захватить топливные районы СССР, включая Донбасс, Северный Кавказ и Закавказье, то снова на Москву. Но сил для общего наступления по всем фронтам, как было намечено планом «Барбаросса», не хватало.

Советской армии неоценимую помощь в борьбе с немцами оказывали «коктейли Молотова» - бутылки с горючей смесью, которые могли в один миг остановить наступающий танк. Именно они, в первые месяцы войны, помогли нашим солдатам держать оборону. Их состав был довольно прост – смесь представляла собой обычный авиационный бензин, загущенный отверждающим порошком. Когда такая бутылка разбивалась, специальные ампулы воспламеняли жидкость, или же использовались особые спички, резинкой прикрепленные к бутылке, которые надо было зажечь перед броском.

В июле 1941 года Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление, которым обязал Наркомат пищевой промышленности производить 120 тыс. бутылок с горючей смесью в день. На производство этого средства были переориентированы вино-водочные заводы, кондитерские фабрики и многие другие производственные объекты.

Иосиф Сталин также, как и противники, прекрасно понимал, что СССР владеет значительными запасами нефти. Он считал, что воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне.

При Народном комиссариате нефтяной промышленности (НКНП) был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим, который возглавил Н. К. Байбаков, одновременно назначенный уполномоченным ГКО. 30 июля 1941 года появилось постановление о развитии добычи и переработки нефти в восточных районах СССР. Им предусматривалось увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов, форсирование строительства Уфимского, Сызранского, Саратовского, Ишимбаевского и других НПЗ. Сюда же были эвакуированы и ряд оборонных предприятий. В Уфе временно разместилась Наркомнефть. Туда направлялось оборудование многих заводов. В Башкирию был перебазирован нефтяной институт имени Губкина.

1942 г.: Упадок нефтяных сил СССР

В центр шли сообщения о том, что скопление нефти, мазута, керосина, бензина систематически растет, что с момента нападения Германии число подаваемых цистерн на железной дороге сократилось более чем вдвое, что имеющиеся резервуарные емкости на промыслах и нефтезаводах переполнены, а количество незагруженных остатков поднялось свыше 1 млн тонн и растет ежедневно. В Баку на заводе им. Сталина из-за этого простаивали очистные установки, не хватало емкостей для хранения светлых продуктов. Сообщалось о скоплении нефти в Батуми. Несколько сот тысяч тонн высококачественной нефти хранилось в открытых земляных амбарах, что вело к потерям и ухудшению ее качества.

В связи с продвижением противника в Баку и другие каспийские порты пошел эвакуационный поток, что сильно затрудняло перевозки нефтепродуктов. Бакинский порт не справлялся с перевалкой грузов. Ввиду трудностей с вывозом нефти ГКО постановил снизить объемы добычи и нефтепереработки в Баку и перебросить часть оборудования в Ишимбай. Туда же был направлен НПЗ имени Сталина. В Стерлитамак был эвакуирован бакинский завод нефтяного машиностроения «Красный пролетарий», в Пермь - завод имени Мясникова, в Сарапул - завод им. Дзержинского. В 1942 году по указанию ГКО НПЗ в Баку прекратили выпуск многих видов нефтепродуктов, чтобы обеспечивать авиацию высококачественными бензинами. К середине войны НПЗ обязали производить 70 тыс. тонн бензина Б-78 и 50 тыс. тонн бензина Б-70 ежемесячно.

Батумский НПЗ вместо 19 700 тонн в мае 1942 года произвел только 8300 тонн бензина Б-70.

Не лучше обстояло дело на Уфимском НПЗ. Мощностей завода не хватало для обессоливания и обезвоживания поступающей нефти.

«Предприятия на не занятых врагом территориях не могли полностью компенсировать потери в ходе военных действий. К тому же многие заводы надо было еще переналадить на выпуск военной продукции. Требовалось время и на то, чтобы ввести в строй эвакуированные заводы. Танков, самолетов, другой техники катастрофически не хватало. Нужда в топливе, боеприпасах тоже была огромной. Сказывалась дезорганизация, нарушение сложившихся основ хозяйственной жизни, наплыв на восток эвакуированных и беженцев. Чтобы справиться с возникшим хаосом, ряд отраслей и районов страны переводились на военное положение», - отмечает Андрей Соколов.

Общая цифра поставок горючего промышленностью в годы войны составила более 20 млн т. Плюс топливо и его компоненты, поставленные по ленд-лизу и импорту, – 2,599 млн т, горючее заводов европейских стран, занятых Красной Армией, – 0,816 млн т, а также довоенные запасы наркомата обороны – 1,219 млн т. Всего за годы Великой Отечественной войны Советские Вооруженные силы в ходе стратегических, фронтовых и армейских операций израсходовали 16,4 млн т различного рода горючего.

1943-1944 гг: Переход к возрождению

В период войны объем капиталовложений в нефтяную промышленность превысил довоенные. Если в 1938-1940 гг. в нефть было вложено 3 млрд 487 млн руб., то за 1941-1945 гг. - 5 млрд 566 млн руб. В нефтедобычу было направлено 2 млрд 206 млн руб., в том числе на бурение - немногим больше 1 млрд руб. Если удельный вес капиталовложений в нефтедобычу Урало-Поволжья в 1938-1940 гг. составил 13%, то в 1941-1945 гг. повысился до 20%.

Роста военного производства при сокращении числа рабочих и служащих удалось достичь за счет большей интенсивности труда, удлинения рабочего дня, сверхурочных работ и ужесточения трудовой дисциплины, сокращения производства в гражданских отраслях, что снижало уровень жизни людей.

В связи с тяжелым положением в нефтяных районах на Кавказе объективно усиливалась роль восточных областей в добыче и переработке нефти. Здесь был образован ряд новых нефтекомбинатов: Куйбышевский, Пермский, Дальневосточный, трест Востокнефтемаш. Основной упор делался на Второе Баку, которое должно было давать больше авиабензина, аммиачной селитры, азотной кислоты и толуола.

Для советского нефтяного хозяйства в годы войны было характерно сочетание как новых технологий, так и давно забытых способов. На ряде промыслов возродилось тартание, сильно вырос удельный вес примитивной фонтанной добычи.

В годы войны были построены новые магистральные нефте- и газопроводы, магистральный керосинопровод «Астрахань–Урбах–Саратов», неф­тепере­рабаты­вающие заводы.

Важнейшим событием можно считать эпохальное открытие в 1944 году девонской нефти на скважине №41 в Куйбышевской области, а затем на скважине №100 Туймазинского месторождения Башкирской АССР. Началось бурное развитие нефтяной промышленности на востоке, столь необходимое для обеспечения горючим фронта и тыла.

Все эти мероприятия позволили приостановить падение добычи, а также провести стратегически важную реструктуризацию отечественной нефтяной промышленности.

1945 г.: Победа

Советские войска одерживали победу за победой. Летом 1944 года они вышли на западную границу СССР и начали победное шествие по странам Восточной Европы. Германия терпела поражение за поражением. В результате массированных бомбардировок союзнической авиации первым был выведен из строя нефтяной район в Плоешти. Германия теряла источники топлива. Производство синтетического горючего не могло возместить потери. В 1940 г. Германия производила его 6,4 млн т, в 1941 г. - 8,1 млн т, в 1942 г. --7,6 млн т, из них 4,7 млн т - на нужды вермахта, 1,7 млн т - на нужды Люфтваффе. Кроме того, 60 % нефти германских союзников шло на нужды вооруженных сил. В 1943 г. производство синтетического топлива увеличилось до 9 млн т, затем началось его сокращение. К тому времени союзническая авиация добилась абсолютного господства в воздухе.

В результате бомбардировок взлетали на воздух знаменитые заводы ИГ Фарбен. Авиация развернула настоящую охоту за танкерами и нефтяными грузами. Последние дни рейха памятны тем, что из-за отсутствия горючего танки закапывали в землю, четверки волов и лошадей тянули грузовики и военную технику.

Материал подготовлен на основе статей из журнала «Бурение и нефть», "История государства".

Фото из открытых источников.

Просмотров 11118
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^