€ 100.24 +0.27

Маршрут длиною в жизнь: История развития геологических знаний в России

05 апреля 2020/ 11:03

Москва. Традиционно в первое воскресенье апреля в ряде стран свой профессиональный праздник отмечают геологи. В XXI веке этот день считается значимым для тысячи людей, причастных к освоению недр земли. Но перед тем, как праздник был зафиксирован в календаре, геология прошла долгий и сложный путь развития.

В преддверии праздника, Агентство нефтегазовой информации решило собрать воедино основные исторические вехи, которые помогли зародиться и развиться такомунаправлению, как геология.

Сегодня День геолога отмечается практически во всех добывающих странах мира: России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане ина Украине. Помимо геологов его считают своим профессиональным праздником люди всех профессий, связанных с поиском и добычей полезных ископаемых.

Но отмечен этот день на уровне государства был сравнительно недавно – в 1966 году. Инициаторами обращения для организации профессионального праздника выступила группа советских геологов во главе с академиком Александром Яншиным. Неслучайно было выбрано и время его проведения– начало апреля. Это период, когда у специалистов отрасли начинается подготовка к летним полевым работам и экспедициям.

Перед тем, как 54 года назад издать указ об учреждении праздника, геология долгие столетия развивалась в мире, а после и на территории Российского государства.

Геология мира - начало

Первые геологические знания были получены еще в древней Греции, когда люди начали заниматься изучением физических минералов Земли. Именно тогда на свет появился труд Теофраста - «PeriLithon» («О камнях»). В свою очередь, в римский период Плиний Старший подробно описал многие минералы и металлы, и их практическое использование, а также правильно определил происхождение янтаря.

Первые геологические знания о землетрясениях, извержениях вулканов, размывании гор, перемещении береговых линий встречаются в работах таких ученых как Пифагор, Аристотель, Плиний Старший, Страбон. Каждый из трудов включает в себя упоминания, либо предположения о земных изменениях и содержании различных пород.

Во второй половине XVIII века резко возросли потребности в полезных ископаемых, что привело к изучению недр, в частности накоплению фактического материала, описанию свойств горных пород и условий их залегания, разработке приемов наблюдения. В 1785 году Джеймс Хаттон представил для Королевского общества Эдинбурга документ «Теория Земли». В этой статье он объяснил свою идею о том, что наша планета должна быть намного старше, чем ранее предполагалось. Именно кандидатуруХаттона  часто рассматривают как первого современного геолога.

В то же время в России увидели свет геологические труды Михаила Ломоносова «Слово о рождении металлов от трясения Земли» и «О слоях земных», в которых он признавал влияние внешних и внутренних сил на ее развитие:

«Между тем выгоняется подземным жаром из приуготовляющихся каменных углей оная бурая и черная масляная материя и выступает в разные расселины и полости сухие и влажные, водами наполненные... Увериться можем о происхождении сих горючих подземных материй из растущих вещей их легкостью. Ибо все минералы в воде потопают, нефть по ней плавает».

Именно XVIII век можно считать отправной точкой в развитии нефтяной геологии. Тогда сформировались первые представления о возможности залегания нефти в пустотах пород, о связи скоплений нефти с трещинами и разломами в породах, зародилась антиклинальная теория поисков нефти и газа. Геологи начинают приводить первые гипотезы происхождения нефти.

Россия на пути к освоению нефти и газа

В России первым государственным поисково-разведочным учреждением стал приказ рудокопных дел, созданный Петром I в 1700 году. Через 20 лет он был преобразован в Берг-коллегию, а в 1807 году реорганизован в Горный департамент. И лишь 31 (19) января 1882 года, император Александр III санкционировал создание первого в России специализированного ведомства - Геологический комитет.

За открытие нового направления в Российской империи выступал основоположник русской школы геологической картографии, генерал-лейтенант инженерного корпуса, горный инженер Григорий Гельмерсен. Еще в 1863 году он представил на суд публики статью «Современное состояние геологии в России». Он предлагал перевести все горно-геологические работы под государственный контроль.

Лишь через 19 лет, одобренное царем ведомство начало активную работу по изучению недр земли. Экспедиции на Кавказ, Дальний Восток, в Среднюю Азию помогли путешественникам собрать огромный фактический материал по региональной геологии и нефтегазоносности ранее неисследованных территорий.

Вплоть до Октябрьской революции 1917 года, геологический комитет проводил съемки в десятиверстном масштабе почти всей территории Европейской части России, вел геологическое исследование Донбасса, начал геологическое картирование Сибири и Дальнего Востока, а также выделил новые отрасли геологии — гидрогеология и инженерная геология.

Первая геологическая карта Европейской части России на шести листах в масштабе 60 верст в дюйме вместе с подробной «Объяснительной брошюрой» вышла в свет в 1893 году.

Первым директором Геологического комитета был назначен руководитель Горного института Василий Ерофеев. Академик Гельмерсен в свои 80 лет, в 1882 году ушел в отставку.

Открытие Апшерона, Грозненского района и Сахалина

Начало XX века для Российской империи ознаменовалось высоким уровнем добычи -  631,1 млн пудов нефти. Он составил 51,5% объема всей мировой нефтедобычи. С таким масштабным показателем России удалось превзойти США.

В то время активная добыча шла на площадках Апшеронского полуострова - Балаханская, Сабунчинская, Раманинская и Биби-Эйбатская. Но, со временем, их показатели начали падать.

В январе 1902 года на Апшеронский полуостров, Северный Кавказ и в Туркестан отправилась специальная комиссия, результатом работы которой стала программа геологических исследований на территории Кавказского края. Данная мера принесла огромные плоды. Геологи пришли к понимаю того, что на вверенной им территории надо разрабатывать геологически-сложные залежи углеводородного сырья.

Помимо Абшерона, под крылом Геологического комитета находились и другие центры нефтедобычи. Территория Терского казачьего войска также считалась перспективной. К 1892 году инженер Афанасий Коншин уже сделал свои выводы, выразив уверенность, что «на Грозненской нефтяной площади уже сейчас возможно наметить несколько десятков пунктов для закладки буровых, в которых на умеренной глубинедолжны встретить благонадежные нефтяные пласты». Правда, геологам пришлось потрудиться 10 лет, чтобы в этом районе началась большая добыча нефти, а ее уровень в сравнении с общероссийским поднялся до 4,8%.

В начале ХХ века в поле зрения российской геологической службы оказалась и самая отдаленная территория Российской империи — остров Сахалин.

«Весь Сахалин был превращен в каторжную тюрьму и ссыльно-поселенческую колонию, где не было места частной инициативе и предприимчивости», - писала газета «Нефтяное дело».

Именно этот факт очень сильно затруднял активное развитие геологоразведки в данном регионе.

Весной 1906 года император Николай II  утвердил мнение Государственного совета об упразднении ссылки преступников на Сахалин. А в ноябре 1907 года подписал положение совета министров «О преобразовании горного надзора на острове Сахалине». На тот момент работу для комитета на острове в рамках экспедиции выполняли два горных инженера - Константин Тульчинский и Эдуард Анерт.

В 1908 году за разведку Сахалина взялись партии геолога Николая Тихоновича и горногоинженера Петра Полевого. Именно их активная работа на острове помогла к 1912 году открыть 174 участка по нефтедобыче.Однако начало Первой мировой войны не позволило развернуть разработку сахалинских нефтяных месторождений.

Геология после Октябрьской революции

Самое бурное развитие геологическое дело получило после Октябрьской революции 1917 года.

Геологический комитет в  1918 году был передан в ведение BCHX, а уже с 1923 года в его задачи были включены организация, осуществление и регулирование всех геологических и геологоразведочных работ общегосударственного значения. По всей стране создавались специальные геологические отделения - Московское, Украинское, Сибирское, Уральское, Среднеазиатское, Северо-Кавказское. Правительство Советской России ассигновало 2,5 млн рублей на проведение геологических исследований. Сотрудники ведомства развернули мелкомасштабную съемку Азиатской части и крупномасштабную наиболее перспективных горнопромышленных районов Донбасса, Криворожья, Урала, Кавказа.

Геологи успешно отвечали на госзапрос: резко вырос объем разведочного бурения, а к концу третьего десятилетия ХХ века комитет уже имел свыше 600 поисковых экспедиций и 10 крупных региональных отделений, занимавшихся поиском полезных ископаемых. Впервые стали применяться геофизические методы исследования: гравиметрия, магнитометрия и электрометрия.

В 1928 году для Геолкома наступили непростые времена. Именно в это время правительство пописало указ о реорганизации ведомства, согласно которому децентрализовывалось управление геолого-разведочными и геолого-съемочными работами на местах и разделялись научно-исследовательские и административные функции. Связано это был с тем, что следственный отдел ОГПУ подозревал сотрудников ведомства в шпионаже и контрреволюционной деятельности. Тогда Геологический комитет лишился 15 руководящих сотрудников – все они были расстреляны.

В 30-х годах было создано главное геолого-разведочное управление ВСНХ, в которое вошли совершенно новые сотрудники.

Геология Геолкома для нового правительства

Несмотря на реорганизацию Геологического комитета, и полного уничтожения его сотрудников, новое ведомство полагалось на полевые исследования, которые были проведены в 1920-х годах.

В апреле 1929 года в  Уральской области геолог Павел Преображенский открыл первое в регионе месторождение нефти.

Следующее большое открытие в регионе состоялось в мае 1932 года — отряд по изучению геологии и нефтеносности Башкирского Приуралья под руководством Алексея Блохина обнаружил Ишимбайское нефтяное месторождение. Через два года в Прикамье было открыто Краснокамское нефтяное месторождение, а окончательно подтвердило большие перспективы Волго-Уральской провинции нахождение нефти в Туймазах (Башкирская АССР) в девонских отложениях.

Все месторождения, перечисленные выше, были огромной заслугой старой геологической службы. Руководство нового ведомствапришло к мысли, что без централизации геологической службы дальнейшее эффективное развитие нефтяной промышленности невозможно.

Так в  1939 году был создан комитет по делам геологии при Cовнаркоме CCCP.

ВОВ и разведка

Именно в годы Великой Отечественной войны комитет старался как можно быстрее завершить доразведку нефтяных месторождений Волго-Уральского региона, Западного Казахстана и республик Средней Азии. В 1941 году,  благодаря прогнозу геолога Саратовского университета Бориса Можаровского, в регионе открыли одно из крупных газовых месторождений.

Во второй половине 1942 года для глубокого исследования Урало-Поволжской нефтегазовой провинции были созданы комплексные бригады ученых и специалистов. Через год одна из скважин дала первую промышленную нефть Татарстана.

В 1944 году в Куйбышевской области на Самарской Луке в Яблоневом овраге было открыто первое в СССР месторождение девонской нефти. А через три месяца в Башкирской АССР забил мощный фонтан девонской нефти на богатейшем Туймазинском месторождении.

Комитет по делам геологии даже в сложные годы войны не останавливал свою работу по изучению территорий страны. Каждое новое изучение, а в последующем открытие, помогли СССР справиться с военным упадком и послевоенным восстановлением.

Послевоенный геологический подъем

В послевоенные годы работа геологов не останавливалась ни на миг. В этот период более активно стали применяться новые аэрогеологические, геофизические методы изучения недр, опорное бурение.

В 1948 году вблизи деревни Тимяшево Ново-Письмянского района Татарской АССР было открыто Ромашкинское нефтяное месторождение, ставшее крупнейшим месторождением России в Волго-Уральской провинции.

В 1946 году на базе Центрального управления промышленных разведок и Геологического комитета было создано Министерство геологии СССР, в системе которого были сосредоточены и усиленно развивались все геологосъемочные и поисково-разведочные работы, проводимые в стране.

В середине 1950-х началось освоение высокопродуктивных месторождений девонской нефти (Шкаповское, Арланское, Бавлинское и др.) на территориях Башкирской и Татарской АССР, а 1954 году была получена первая промышленная нефть и на территории Удмуртии.

Но, пожалуй, главный шаг, определивший развитие всей нефтяной отрасли на долгие годы вперед, был сделан с началом активного изучения Западно-Сибирской равнины, где развернулись широкие геофизические изыскания, сопровождавшиеся бурением десятков глубоких опорных скважин. Именно здесь, после долгой и тяжелой работы геологических бригад, которые вели свою деятельность, несмотря на сильные морозы, тяжелую местность, смогли открыть месторождения, которые и по сей день позволяют региону процветать.

В 1966 году, в честь открытия первых месторождений Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции,  Указом Президиума Верховного Совета СССР был учрежден праздник – День геолога. В этот день специалисты отрасли чествуют и вспоминают тех, кто в течение многих веков и десятилетий посвятил всю свою жизнь и труды изучению недр Земли. Кто не сдаваясь, даже в самые сложные моменты, смог доказать, что добыча нефти и газа реальна и возможна в любых условиях. Главное, чтобы рядом были сильные духом единомышленники.

Материал подготовлен на основе статей из журнала «Сибирская нефть», Горной энциклопедии, издания «Энергетика. История, настоящее и будущее». Фото из открытых источников