Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Белоруссия пытается увеличить доходы от российской нефти любым способом

Коммерсант
13 января/ 08:20

На фоне накопившихся экономических разногласий с Россией Белоруссия ввела экологический налог на транзит нефти и нефтепродуктов по своей территории. Это продолжение попыток Минска повысить тариф на транзит российской нефти на 23%, которые начались еще год назад. Но провести одностороннее повышение Белоруссия не может, переговоры вопросу намечены на 13 января. Сейчас поставки нефти в Европу не затронуты, и собеседники “Ъ” не видят для них непосредственной угрозы.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 10 января подписал указ о введении экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, в том числе по трубопроводам. В пресс-службе главы государства пояснили, что он станет источником для ликвидации возможных экологических последствий в случае аварии на магистральном нефтепроводе или других непредвиденных ситуаций. Новый налог будет применяться по ставке 50% к поступлениям белорусских компаний от транзита нефти и нефтепродуктов.

Сейчас владельцем белорусского участка нефтепровода «Дружба» и, соответственно, получателем транзитных платежей является ОАО «Гомельтранснефть Дружба». По нефтепроводу транспортируется около 60 млн тонн нефти в год в Польшу — в направлении Германии и на Украину — в направлении Венгрии и Словакии. Кроме того, СП «Транснефти» и Vitol «Латространс» оперирует двумя продуктопроводами Полоцк—Вентспилс и Полоцк—Мажейкяй, прокачка по которым существенно снижается в последние годы (последние данные — 3,3 млн тонн в 2017 году).

Идея введения экологического сбора не нова, Минск поднимал эту тему еще весной 2019 года. Тогда предполагалось, что дополнительные затраты ОАО «Гомельтранснефть Дружба», связанные с уплатой экологического налога, должны быть покрыты за счет роста транзитного тарифа.

Я часто критиковал правительство России: вы выталкиваете эти вопросы на наш — президентов — уровень, и мы перед Новым годом вместо того, чтобы встретиться с моим близким другом Владимиром Владимировичем Путиным, взять рюмку водки или самогона — я привезу из Беловежской Пущи,— выпить и пожать друг другу руки, начинаем собачиться

В марте вице-премьер Белоруссии Игорь Ляшенко писал главе «Транснефти» Николаю Токареву, что размер сбора предлагается установить на уровне 12,53 руб. за тонну на 100 км, он должен был коснуться только нефти. Для сравнения, в тот момент тариф на прокачку нефти через Белоруссию составлял $0,84 за тонну на 100 км, то есть речь шла о повышении на 23,1% (2 млрд руб.). По мнению собеседников “Ъ” в отрасли, сейчас речь идет о продолжении этой истории.

В прошлом году спор по поводу роста транзитного тарифа, необходимость которого российская сторона категорически отрицала, не успел как следует разгореться, как в апреле произошла авария с попаданием хлорорганических соединений в «Дружбу». Белоруссия и российские компании до сих пор не согласовали размер компенсации за поставки загрязненной хлоридами нефти. При этом в Минске заявляли, что рассматривают этот вопрос в связке с обсуждением стоимости транзита через Белоруссию.

С тех пор тариф был повышен на 3,6% в августе 2019 года, ожидается аналогичный рост в феврале. Однако Минск настаивает на росте тарифа в 2020 году на 16,6%. Согласно межправительственному соглашению между РФ и Белоруссией, тариф не может быть изменен односторонним образом, совещание по поводу его величины пройдет в ФАС 13 января.

Введение экологического налога на транзит нефти и нефтепродуктов на рынке считают попыткой давления на Москву в рамках переговоров по поставкам нефти. Минск требует от российских нефтекомпаний отказаться от премии при поставках в страну, на что те не готовы. Требования Белоруссии связаны с тем, что стоимость нефти для нее в этом году вырастет из-за налогового маневра — по расчетам «Белнефтехима», на $20 на тонну (на 5% по сравнению с 2019 годом). Сейчас сырье в Белоруссию из России поставляют только предприятия группы «Сафмар» Михаила Гуцериева. Его компании готовы поставить в январе на Полоцкий и Мозырский НПЗ около 650 тыс. тонн нефти, то есть только половину их потребностей.

На данный момент конфликт не оказал влияния на транзит, заявил журналистам 11 января заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин. Собеседники “Ъ” в отрасли отмечают, что, если и когда дело дойдет до реального повышения транзитного тарифа, некоторые компании могут перенаправить экспортные потоки нефти в направлении российских портов Балтики. В то же время у «Роснефти» и ЛУКОЙЛа есть долгосрочные контракты на поставку нефти на НПЗ в Германии и Венгрии, куда ее проблематично доставить иным способом, нежели по «Дружбе». В крупнейших нефтекомпаниях отказались от комментариев.

Сергей Гарамита из Райффайзенбанка отмечает, что пока рано говорить о каких-то негативных эффектах для «Транснефти» от действий Белоруссии, поскольку предстоит, вероятно, длительный процесс согласования нового транзитного тарифа. Собеседники “Ъ” в отрасли полагают на данный момент, что серьезных рисков прерывания транзита нет.

 

Просмотров 1243
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

17.02.2020 Константин Каприелов 66 лет - г. Надым Ленинградский проспект дом 2/2 кв 86

Замечательно, это то что нужно обсуждать на предстоящем форуме

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

Индекс цитирования