Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: Законодательство о недропользовании, НДД и строительство газопроводов стали значимыми событиями 2019 года

03 января/ 08:31

Москва. 2019 год был полон событий  в нефтегазовой отрасли. Причем как в практической, собственно отраслевой сфере, так и в части нормативного обеспечения. В декабре был запущен газопровод «Сила Сибири», готовится к запуску «Турецкий поток», достраивается «Северный поток-2». На международной арене достигнуты  новые договоренности в рамках ОПЕК+. Вступил в действие закон о налоге на добавленный доход, фактически открывающий новый подход к налогообложению нефтяной отрасли.

О событиях, внесших весомый вклад в развитие нефтегазовой отрасли в 2019 году, планах и перспективах на предстоящий 2020 год, новых законодательных актах и развитии рынка СПГ Агентство нефтегазовой информации узнало у председателя комитета Государственной думы РФ по энергетике Павла Завального.

Новое в законодательстве

- В нормативной сфере одним из самых значимых событий 2019 года стало вступление в силу закона о налоге на добавленный доход (НДД). НДД - новая мотивирующая налоговая система нефтедобычи для нефтегазовых проектов. Эксперимент начался в этом году, и касается, в том числе, ряда месторождений Западной Сибири, именно по ним будет применяться стимулирующая система налогообложения.

Также знаковое событие – внесение изменений в законодательство по недропользованию. Они касаются улучшения условий геологоразведки и, что очень важно, возможность создания полигонов для отработки новых технологий добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, включая Баженовскую свиту в Западной Сибири. Это очень значимый закон, он меняет порядок лицензирования на месторождениях и создает особые условия для разработки месторождений с целью разработки новых технологий добычи ТРИЗов.

Особый порядок лицензирования может быть применен как к действующему фонду залежей углеводородов, так и к  нераспределенному. Речь не идет об особых условиях  добычи нефти, законопроект касается налогообложения для полигонов, где будут отрабатываться  новые технологии разработки и добычи нефти.

Также условно к нормативной сфере можно отнести и важнейшее международное решение - о продлении режима ограничения добычи нефти  в рамках ОПЕК+ в 2019-2020 годах. Это  даст возможность сохранять балансировку спроса и предложения нефти на международных рынках и, соответственно, стабилизировать цены.

Газопроводы: строительство и запуск

- Самое значимое событие  – это ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири». Этот проект  имеет принципиальное значение не только для диверсификации российского газового экспорта, но и, прежде всего,  для развития восточных регионов России, а также для осуществления прорыва в газохимии и газопереработке. Он станет основой для создания промышленного кластера, состоящего из Амурского газоперерабатывающего завода и Амурского газохимического комбината, и даст возможность значительного увеличения объемов производства и экспорта продукции высоких переделов. Также Россия  более активно выйдет на мировой рынок гелия, высокое содержание которого в газе месторождений, выступающих ресурсной базой «Силы Сибири», даст толчок интенсивному развитию гелиевой промышленности.

Освоение газа восточных регионов и реализация проекта «Сила Сибири» в рамках Восточной газовой программы «Газпрома» уже дала газ  Сахалину, Камчатке, Приморью, и в дальнейшем  поможет привести его в другие регионы Восточной Сибири.  Кроме того, «Сила Сибири» - это новые рабочие места, налоги, загрузка смежных промышленных производств, то есть синергетический социально-экономический эффект.

Что касается экспорта,  «Сила Сибири» по мере выхода на проектную мощность в 38 млрд. куб.м. в год, позволит России занять заметную долю газового рынка Китая. КНР по уровню потребления газа сегодня  находится на четвертом месте в мире после США, ЕС и России, и по прогнозам, сохранит позиции наиболее быстрорастущего потребителя и импортера газа, оставаясь  драйвером спроса на азиатско-тихоокеанском направлении в среднесрочной  перспективе.

Еще одно достижение этого года – осуществление, несмотря ни на что,  планов по  строительству «Турецкого потока» и «Северного Потока – 2».  Эти два экспортных газопровода снизят зависимость России от транзита через Украину. На протяжении 25 лет новой истории этот вопрос  был проблемным для нашей страны.

Со следующего года все объемы, которые идут сегодня в Турцию через Украину, мы будем поставлять напрямую. У меня нет сомнений, что объемы поставок газа будут расти, по сравнению с тем, что Турция получает сегодня транзитом через Украину и Болгарию, потому что это будет дешевле, надежнее и безопаснее.

Что касается второй нитки «Турецкого потока», приняты решения по строительству газопровода-продолжения через Болгарию. Есть уже инвесторы и сроки реализации проекта. Сербия и Венгрия тоже приняли все необходимые решения. Не позже конца следующего года появится физическая возможность обеспечения необходимых объемов транспорта газа через территорию этих трех стран.Уже с начала следующего года можно будет поставлять газ реверсом по существующему газопроводу в Болгарию, Грецию и Румынию,  а до конца 2020го – и в Молдавию.

До сих пор есть опасения по поводу возможного ограничения уровня загрузки «Северного Потока 2»  в связи с решением Еврокомиссии  по распространению положений Третьего энергопакета ЕС на морские газопроводы. Однако принятый Бундестагом ФРГ законопроект, надеюсь, позволит избежать применения этих норм к «Северному потоку-2». Принятие Бундестагом ФРГ такого решения - тоже одно из важных событий года, позитивный сигнал, который означает признание его коммерческого характера и подчеркивает важность соблюдения прав инвесторов. 

«Турецкий поток»  будет запущен в эксплуатацию уже в январе, «Северный Поток 2», думаю, весной. Физически, надеюсь, его достроят уже в этом году, далее необходимо будет еще провести  пуско-наладку, завершить работы на компрессорных станциях на российской и немецкой территориях. На все это потребуется до полугода.

Газификация и ее поддержка

- В этом году мы также наблюдали увеличение спроса на газ, как на внутреннем рынке, так и  на внешних. Международная торговля и дальше будет только расти, прогнозы здесь очень позитивные, причем особенно в отношении перспектив СПГ. Доля СПГ в международной торговле  сегодня составляет уже более 40%. Есть прогнозы, что к 2025 году показатель выйдет на 60-70% от общего объема торговли, а трубопроводный газ будет занимать, соответственно, не более 40%. Россия готова к этому,  вывод на проектную мощность «Ямал СПГ» позволяет монетизировать  тот газ, который по-другому монетизировать невозможно. Кроме того, реализация проектов СПГ дает синергетический эффект – создаются рабочие места, обеспечивается  большая загрузка отечественных предприятий,  загрузка Северного морского пути, развитие собственных передовых технологий.  Однако эффект от реализации проектов СПГ в пользу нашего государства необходимо усиливать.  Сегодня проекты имеют максимальные преференции, но чем дольше они будут реализовываться, тем больший системный эффект от этого должно получать государство.

Что касается внутреннего рынка газа, здесь актуальны вопросы увеличения потребления за счет газификации, расширения использования газомоторного топлива, производства продукции высоких переделов.

Довольно острым остается вопрос газификации населенных пунктов страны, сейчас газифицировано около 70% территории РФ. Это хороший показатель, тем не менее, к 2030 году целевой показатель – 82,9%. И, на мой взгляд, для достижения этой цели требуется либо разработка федеральной программы по газификации, либо национальный проект.  Без поддержки федерального центра в регионах с этой задачей самостоятельно не справятся.

К событиям этого года я бы еще отнес принятие подраздела в госпрограмме по развитию энергетики, касающегося расширения применения газомоторного топлива. За последние два года потребление газомоторного топлива в стране выросло на 15-20%. К 2024 году газ должен замещать жидкое топливо больше, чем на 1,5 млн.т. Газ как топливо почти в 2 раза дешевле жидких топлив, кроме того,  мы сразу получаем 6-й класс экологической безопасности топлива, снижение вредных выбросов, улучшение экологической обстановки в городах и вдоль трасс.

Допуск на шельф

- Ждут в 2020 году изменений и в шельфовом законодательстве. Остро стоит вопрос допуска компаний (с опытом и компетенциями) для работы на Арктическом шельфе. Работа правительства в этом направлении ведется, поэтому в следующем году мы ждем  закона, который будет допускать на шельф частные компании, как отечественные, так и  западные, с обеспечением контроля над их работой. Из наших нефтяных предприятий, на мой взгляд, для этой работы подходит ЛУКОЙЛ.

Югра: удержать планку по добыче

- Югра второй год подряд сохраняет лидирующие позиции по добыче нефти. Планку удалось удержать за счет пусков в эксплуатацию четырех новых месторождений, а также повышения объемов эксплуатационного бурения на 15-20%  ежегодно и увеличения объема горизонтального бурения. Значительную роль сыграло и снижение сроков бурения скважин. Если раньше бурили 2-3 месяца, то сейчас на эти работы уходит 35 дней, вместе со временем сократились и затраты. Доразведка месторождений, повышение эффективности, применение цифровых технологий в разработке и эксплуатации - все дает эффект.

Перспектива Югры – баженовская свита, создание в регионе полигонов отработки технологий. Все это будет способствовать добыче трудноизвлекаемых запасов нефти в Западной Сибири на уже освоенных территориях.

В этом году правительством РФ была принята дорожная карта, в которой утверждена стратегия удержания добычи нефти в нашей стране. Главный посыл стратегии - удержать добычу нефти на истощенных месторождениях за счет применения новых технологий, импортозамещения, цифровизации, новых налоговых режимов, дифференциации налогообложения добычи.

Просмотров 6514
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования