Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Владимир Чуков: Изменения климата остановить нельзя, к ним нужно адаптироваться

10 декабря 2019/ 11:02

Тюмень. Я хорошо знаю, что такое Арктика, так как был там не на палубе ледокола или в кабине самолета. На лыжах и вездеходах пройдены десятки тысяч километров, в том числе и по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Такими словами начался Public talk в Тюменском индустриальном университете с известным путешественником, почетным полярником, действительным членом Русского Географического общества Владимиром Чуковым.

Владимир Семенович влюбился в путешествия в детстве, однако, уверен, что самое главное и исключительное странствие человек начинает с момента своего рождения, когда приходит в этот мир. Чуков живет по принципу - везде и во всем видеть позитив, ведь только тогда все будет складываться. Он не боится Арктики, считая, что для «мужика, накопившего необходимый опыт,  ничего страшного там нет», самый большой страх в его понимании - это невозможность постоянно держать связь с родными, уберегать их от волнений за свою безопасность.

Руководитель Экспедиционного центра «Арктика» РГО, созданного при поддержке Ивана Дмитриевича Папанина,  он организует путешествия по Арктике и Антарктиде в течение 40 лет, не пропустив ни одного  экспедиционного сезона.  Четырежды доводил свою команду лыжников до Северного полюса автономно. В 1998 году впервые в мире был успешно совершен автономный лыжный переход от России до Канады через Северный полюс. Путешественники вчетвером вышли на маршрут 23 февраля и провели во льдах 118 дней, финишировав на канадском берегу уже летом, 20 июня.

«Без контактов с людьми, был только груз по 200 кг на каждого человека. До нас такие походы никто не делал», - вспоминал Чуков.

Наше интервью с Владимиром Семеновичем состоялось уже после Public talk, говорили об Арктике, о климатических изменениях, которым подвержен арктический регион последние годы.

- Владимир Семенович, вы начали свое путешествие по Арктике в 70-е годы, продолжили в 80-е, были там в 90-е, 2000-е и 2010-е годы. Все изменения, связанные с климатом происходили на ваших глазах. Расскажите, когда вы заметили первые признаки потепления?

- Первый раз результаты потепления я увидел лет пятнадцать назад. Уже тогда ледовая обстановка изменилась. Это была самая северная точка России – мыс Челюскина, от него в 80 километрах к северу находится архипелаг Северная Земля. И я помню времена в 80-е годы, когда в проливе Вилькицкого были такие льды, что от мыса до архипелага проезжали на тракторах. Дорога работала с ноября и до марта - апреля. Вездеходы и гусеничная техника возили на остров Большевик архипелага Северная Земля горючее, строительные материалы, оборудование. Этот участок Северного морского пути без мощных ледоколов пройти было невозможно. Ледовый припай сохранялся все  короткое арктическое лето, не давая прибою и штормам разрушать береговую линию.

А уже в 2015-2016 годах в апреле в проливе была открытая вода. Лед был очень тонкий, на него уже было не выйти. Это как раз и есть результат климатических изменений.

- В чем причина таких глобальных изменений. Только ли антропогенные факторы влияют на климат в Арктике?

- Конечно, человеческий фактор со счетов сбрасывать нельзя. Но прямую причину надо искать в другом. Весь мир сейчас особенно пристально наблюдает за Арктикой, так как там климатические изменения наиболее заметны, но ведь это происходит не только там.  В России на морях появились тайфуны и смерчи, чего никогда не было раньше. А это говорит об огромном перемещении воздушных масс, которые и приносят аномальную погоду. В ноябре в Ростовской области обмелело Азовское море, с реки Дон вода отступила на несколько километров. Необычное явление объяснили сильным, до 25 метров в секунду, восточным ветром. В акватории Дона десятки танкеров и сухогрузов ждали, когда можно будет выйти в Азовское море.

О причинах таких изменений спорят до сих пор. Мой друг, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат географических наук, Валерий Федоров нащупал истину. По его заключениям, у нашей планеты меняется угол наклона оси вращения. Из-за этого изменяется количество солнечной энергии, которую земля принимает, происходит перетекание тепла на планете. А полюсные зоны наиболее подвержены таким изменениям, поэтому мы и обращаем внимание на Арктику, где льда стало меньше, и он стал другим.

- Спасет ли мир Парижское соглашение?

- Парниковый газ, действительно, одна из причин заключения странами Парижского соглашения. Но парниковый газ - это не CO2, это обычный водяной пар. СО2 тоже входит в состав этого водяного облака, но только его содержание там, даже с учетом извержений вулканов, меньше одного процента.

Поэтому бороться за снижение скорости повышение температуры до 2025 года на 1,5-2 градуса – неэффективно. Антропогенные выбросы СО2 зависят от экономического развития той или иной страны. Климат же тесно связан с планетарными изменениями. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить знак равенства  между климатом и загрязнением экологии. Это  не так. Природу мы действительно загадили, нанесли неизмеримый экологический ущерб и это недопустимо. Бороться с загрязнениями надо любыми возможными и невозможными способами, но смешивать их с климатом  - это большая ошибка. Давайте отделять мух от котлет.  Мы обязаны использовать только надежные,  безопасные технологии, исключающие возможность разливов нефти. Должны отработать эффективные технологии полной ликвидации последствий разливов и последующей рекультивации районов разливов нефти. Но мы должны признать, что на сегодняшний день  у нас таких технологий нет. Сейчас это похоже на то, что мы детскими ведерками черпаем загрязнения из одного места и выливаем в другое, «осваивая» выделяемые средства, но эффективность этих мер близка к нулю. А что в таком случае мы будем делать в Арктике?  Ведь в условиях дрейфующих льдов эту проблему решить на порядки сложнее. К сожалению, мы должны это признать.

Что же касается глобальных климатических изменений, то тут больше подойдет термин «адаптация», нежели борьба с потеплением. Повлиять на изменения климата мы уже не можем. Сотни миллиардов долларов, которые сегодня уходят на борьбу с потеплением, это очередное надувательство, то же самое в свое время было с озоновой дырой.

Парижское соглашение - это лишь способ заставить Россию сократить промышленное развитие. Угольные налоги, это же не только нефтедобыча, это все производство. И в этом случае Парижское соглашение больше про политику, чем про климатологию.

Путешественник и знаток Арктики и Крайнего Севера уверен, для того, чтобы осваивать Арктику, вести там добычу, нужно учиться не просто там находиться, но нормально, полноценно и безопасно  существовать: жить и работать. Одним словом - адаптироваться, приобретать необходимый опыт и учиться действовать при любой пурге и морозе. 

фото: из архива Экспедиционного центра "Арктика"

Просмотров 6251
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования