Владимир Чуков: Изменения климата остановить нельзя, к ним нужно адаптироваться
Тюмень. Я хорошо знаю, что такое Арктика, так как был там не на палубе ледокола или в кабине самолета. На лыжах и вездеходах пройдены десятки тысяч километров, в том числе и по дрейфующим льдам Северного Ледовитого океана. Такими словами начался Public talk в Тюменском индустриальном университете с известным путешественником, почетным полярником, действительным членом Русского Географического общества Владимиром Чуковым.
Владимир Семенович влюбился в путешествия в детстве, однако, уверен, что самое главное и исключительное странствие человек начинает с момента своего рождения, когда приходит в этот мир. Чуков живет по принципу - везде и во всем видеть позитив, ведь только тогда все будет складываться. Он не боится Арктики, считая, что для «мужика, накопившего необходимый опыт, ничего страшного там нет», самый большой страх в его понимании - это невозможность постоянно держать связь с родными, уберегать их от волнений за свою безопасность.
Руководитель Экспедиционного центра «Арктика» РГО, созданного при поддержке Ивана Дмитриевича Папанина, он организует путешествия по Арктике и Антарктиде в течение 40 лет, не пропустив ни одного экспедиционного сезона. Четырежды доводил свою команду лыжников до Северного полюса автономно. В 1998 году впервые в мире был успешно совершен автономный лыжный переход от России до Канады через Северный полюс. Путешественники вчетвером вышли на маршрут 23 февраля и провели во льдах 118 дней, финишировав на канадском берегу уже летом, 20 июня.
«Без контактов с людьми, был только груз по 200 кг на каждого человека. До нас такие походы никто не делал», - вспоминал Чуков.
Наше интервью с Владимиром Семеновичем состоялось уже после Public talk, говорили об Арктике, о климатических изменениях, которым подвержен арктический регион последние годы.
- Владимир Семенович, вы начали свое путешествие по Арктике в 70-е годы, продолжили в 80-е, были там в 90-е, 2000-е и 2010-е годы. Все изменения, связанные с климатом происходили на ваших глазах. Расскажите, когда вы заметили первые признаки потепления?
- Первый раз результаты потепления я увидел лет пятнадцать назад. Уже тогда ледовая обстановка изменилась. Это была самая северная точка России – мыс Челюскина, от него в 80 километрах к северу находится архипелаг Северная Земля. И я помню времена в 80-е годы, когда в проливе Вилькицкого были такие льды, что от мыса до архипелага проезжали на тракторах. Дорога работала с ноября и до марта - апреля. Вездеходы и гусеничная техника возили на остров Большевик архипелага Северная Земля горючее, строительные материалы, оборудование. Этот участок Северного морского пути без мощных ледоколов пройти было невозможно. Ледовый припай сохранялся все короткое арктическое лето, не давая прибою и штормам разрушать береговую линию.
А уже в 2015-2016 годах в апреле в проливе была открытая вода. Лед был очень тонкий, на него уже было не выйти. Это как раз и есть результат климатических изменений.
- В чем причина таких глобальных изменений. Только ли антропогенные факторы влияют на климат в Арктике?
- Конечно, человеческий фактор со счетов сбрасывать нельзя. Но прямую причину надо искать в другом. Весь мир сейчас особенно пристально наблюдает за Арктикой, так как там климатические изменения наиболее заметны, но ведь это происходит не только там. В России на морях появились тайфуны и смерчи, чего никогда не было раньше. А это говорит об огромном перемещении воздушных масс, которые и приносят аномальную погоду. В ноябре в Ростовской области обмелело Азовское море, с реки Дон вода отступила на несколько километров. Необычное явление объяснили сильным, до 25 метров в секунду, восточным ветром. В акватории Дона десятки танкеров и сухогрузов ждали, когда можно будет выйти в Азовское море.
О причинах таких изменений спорят до сих пор. Мой друг, ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, кандидат географических наук, Валерий Федоров нащупал истину. По его заключениям, у нашей планеты меняется угол наклона оси вращения. Из-за этого изменяется количество солнечной энергии, которую земля принимает, происходит перетекание тепла на планете. А полюсные зоны наиболее подвержены таким изменениям, поэтому мы и обращаем внимание на Арктику, где льда стало меньше, и он стал другим.
- Спасет ли мир Парижское соглашение?
- Парниковый газ, действительно, одна из причин заключения странами Парижского соглашения. Но парниковый газ - это не CO2, это обычный водяной пар. СО2 тоже входит в состав этого водяного облака, но только его содержание там, даже с учетом извержений вулканов, меньше одного процента.
Поэтому бороться за снижение скорости повышение температуры до 2025 года на 1,5-2 градуса – неэффективно. Антропогенные выбросы СО2 зависят от экономического развития той или иной страны. Климат же тесно связан с планетарными изменениями. Поэтому ни в коем случае нельзя ставить знак равенства между климатом и загрязнением экологии. Это не так. Природу мы действительно загадили, нанесли неизмеримый экологический ущерб и это недопустимо. Бороться с загрязнениями надо любыми возможными и невозможными способами, но смешивать их с климатом - это большая ошибка. Давайте отделять мух от котлет. Мы обязаны использовать только надежные, безопасные технологии, исключающие возможность разливов нефти. Должны отработать эффективные технологии полной ликвидации последствий разливов и последующей рекультивации районов разливов нефти. Но мы должны признать, что на сегодняшний день у нас таких технологий нет. Сейчас это похоже на то, что мы детскими ведерками черпаем загрязнения из одного места и выливаем в другое, «осваивая» выделяемые средства, но эффективность этих мер близка к нулю. А что в таком случае мы будем делать в Арктике? Ведь в условиях дрейфующих льдов эту проблему решить на порядки сложнее. К сожалению, мы должны это признать.
Что же касается глобальных климатических изменений, то тут больше подойдет термин «адаптация», нежели борьба с потеплением. Повлиять на изменения климата мы уже не можем. Сотни миллиардов долларов, которые сегодня уходят на борьбу с потеплением, это очередное надувательство, то же самое в свое время было с озоновой дырой.
Парижское соглашение - это лишь способ заставить Россию сократить промышленное развитие. Угольные налоги, это же не только нефтедобыча, это все производство. И в этом случае Парижское соглашение больше про политику, чем про климатологию.
Путешественник и знаток Арктики и Крайнего Севера уверен, для того, чтобы осваивать Арктику, вести там добычу, нужно учиться не просто там находиться, но нормально, полноценно и безопасно существовать: жить и работать. Одним словом - адаптироваться, приобретать необходимый опыт и учиться действовать при любой пурге и морозе.
фото: из архива Экспедиционного центра "Арктика"
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену




.jpg)