Росатом готов потратить $7 млрд на морские перевозки
Амбициозные планы госкорпорации «Росатом» по вхождению в новый для нее бизнес морских перевозок изложены в презентации для банков. «Ведомости» ознакомились с ней, подлинность данных подтвердили два банкира и человек, близкий к одной из структур «Росатома».
«Росатом» собирается стать одним из 15 крупнейших морских перевозчиков в мире, ставится цель в презентации. Возить он планирует грузы из Юго-Восточной Азии в Европу по Северному морскому пути, перехватив часть грузов с южного пути – из Азии в Европу через Тихий и Индийский океаны, Суэцкий канал, Средиземное море и Гибралтарский пролив. Грузопоток южного пути составляет примерно 1 млрд т в год, в том числе 570 млн т контейнерных грузов, говорится в презентации, «Росатом» рассчитывает на 72 млн т грузов в год, в основном контейнерных – 43 млн т.
«Росатом» серьезно настроен реализовать проект, уверяют двое собеседников «Ведомостей». Морские перевозки он хочет запустить уже в 2020 г., к 2023 г. довести выручку от них примерно до $700 млн в год, к 2025 г. – до $4 млрд, а с 2026 г. выйти на пиковое значение в $5,6 млрд, говорится в презентации. Это лишь вдвое меньше выручки всего гражданского дивизиона госкорпорации в 2018 г. – 770 млрд руб. Выручка «Росатома» от производства атомных вооружений не раскрывается, Промсвязьбанк оценивает ее примерно в 240 млрд руб. за 2018 г.
Президент Владимир Путин поручил к 2024 г. увеличить перевозки по Севморпути до 80 млн т – в прошлом году они были в 4 раза меньше. В первую очередь по нему будет перевозиться экспортный российский СПГ. Необходимость загрузить Севморпуть – один из мотивов «Росатома» заняться перевозками, признает человек, близкий к одной из структур госкорпорации. «Росатом» хочет к российским грузам добавить транзитные грузопотоки, доля наливных грузов в транзите будет всего 11%, говорится в презентации.
За расходами госкорпорация не постоит: капитальные вложения составят $6,97 млрд, из них $5,76 млрд будет вложено в строительство современных грузовых судов, остальное – в модернизацию портовой инфраструктуры, ремонт флота и плавдоки. Финансировать проект, в том числе создание флота, «Росатом» будет собственными средствами, банковскими кредитами и реинвестируя денежные потоки проекта – в пропорции 21, 50 и 29%, указано в презентации.
«ВТБ – давний партнер «Росатома», в том числе кредиты ВТБ составляют 100% кредитного портфеля «Атомфлота». Банк рассматривает возможность финансировать строительство атомных ледоколов и других арктических проектов госкорпорации», – говорит представитель ВТБ. Представители Сбербанка, Газпромбанка и Промсвязьбанка от комментариев отказались. Представитель «Росатома» не ответил на запрос «Ведомостей».
Каким должен быть флот, в презентации не говорится, но для перевозки только контейнерных грузов понадобится свыше 55 контейнеровозов ледового класса. В России такие суда не строятся. Строительство крупнотоннажных судов – долгий процесс и конкуренция во всех сегментах морских перевозок очень высока, сильный игрок всегда может зафрахтовать флот или купить суда – дефицита на рынке как минимум нет, указывает топ-менеджер судоходной компании. В 2018 г. на вторичном рынке было продано свыше 300 танкеров, сумма сделок составила почти $5 млрд, сказано в годовом отчете «Совкомфлота» (специализируется на перевозках нефти, нефтепродуктов и СПГ). «Росатому» еще не приходилось работать на таких глобальных и высококонкурентных рынках, как морские перевозки, предупреждает Бурмистров. Едва ли государственная корпорация будет конкурентоспособна на нем в одиночку, ей потребуются серьезные партнеры, например та же Maersk, добавляет он.
Своим конкурентным преимуществом «Росатом» называет наличие ледокольного флота. Сейчас у него четыре атомных ледокола, кроме того, для «Атомфлота» в основном за счет бюджета строится пять ледоколов мощностью 60 МВт общей стоимостью примерно 230 млрд руб. Они будут сдаваться со следующего года. В два из этих ледоколов «Атомфлот» вложит собственные 55 млрд руб. Также в 2020 г. бюджет начнет финансировать строительство суператомохода «Лидер» мощностью 120 МВт и стоимостью около 100 млрд руб. До сдачи «Лидера» в 2027 г. Россия не сможет конкурировать за транзитные потоки из-за нехватки ледокольного флота, указывает Бурмистров: сдаваемые в ближайшие годы атомоходы смогут обеспечить только вывоз СПГ «Новатэка». Проект «Новатэка» «Ямал СПГ» производит 18,5 млн т СПГ в год, с 2023 г. начнут сдаваться очереди второго проекта компании – «Арктик СПГ – 2» мощностью 19,5 млн т.
25.12.2025
Россия поставит в Абхазию 123 тыс. тонн бензина и дизтоплива в 2026 году
Опять цена на бензин для Россиян взлетит до небес
11.12.2024
Павел Завальный: Необходимо решать вопрос с частными газопроводами
Прошел целый год и Госдума так и не решила вопрос с частными газопроводами. По -прежнему нарушаются имущественные права владельцев частых газопроводов,особенно физических лиц.В отношении их не существует федерального закона,принуждающего давать свое согласие на подключение сторонних абонентов.Только Постановление Правительства № 1547,но это не закон РФ.Это Постановление противоречит ст.35 Конституции РФ ист.1 и ст.209 Гражданского Кодекса РФ.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
К стати, по поводу Африки: это континент который по большей части состоит из пустыни, и половина стран которого неразвита. Теперь внимание для сырьевиков которые любят экспортные виды торговли:Африканские страны можно развивать практически с низкого уровня, и если в них создавать сферы спроса то для процесса развития сырья они будут потреблять больше чем вся западная европа. Интересно? если развить технологию строительства из имеющихся там материалов, то вы получите потребитея размером с половину африки!, и потребителя благодарного, а не такого как неблагодарного как ЕС.
16.12.2025
Цены на российскую нефть упали до минимума с февраля 2022 года
Хорошая новость - значит и бензин должен подешеветь. В США например. бензин всегда дешевеет вслед за нефтью.
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г



Ведомости