Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Роман Самсонов: Анализ форм контрактов и концессионных соглашений для работы в Арктике требуют доработки и переосмысления

09 октября 2019/ 10:32

Москва. Глава Минэнерго РФ Александр Новак накануне заявил, что развитие нефтегазовых проектов в Арктике в действующем налоговом режиме и при текущих ценах на нефть пока остается нерентабельным и требует льгот и дополнительных мер стимулирования.

По словам министра, для более интенсивного развития региона необходимо стимулировать условия: создать такую систему налогообложения, которая бы выровняла доходность реализации проектов в Арктике по сравнению с проектами в Западной Сибири либо в других регионах.

Почему маржинальность арктических проектов недостаточна Агентству нефтегазовой информации рассказал первый проректор Самарского университета имени С.П. Королева, руководитель рабочей группы «Разведка, добыча, сервис» при Минэнерго РФ Роман Самсонов.

- Не случайно министр энергетики РФ Александр Новак приводит в качестве аргументов два существенных фактора - наша внутренняя налоговая политика и цена на нефть на мировом рынке. С одной стороны, налоговая политика принималась Минфином РФ как раз для учета и защиты внутреннего рынка от влияния изменений цены на нефть. В частности, таким образом Минфин создавал условия для нефтяных компаний, которые позволяют им с учетом особенностей территорий освоения месторождений УВС, компенсировать убытки и продолжить плановую разведку и добычу в соответствии с лицензионными соглашениями, которые далеко не всегда соответствуют реалиям текущего периода.

При этом специфика нашего нефтегазового сектора связана с тем, что основные владельцы лицензий и разработчики — это большие ВИНКи, как правило, государственные компании. Многие из них занимаются освоением новых территорий и месторождений, по сути, как компании специального назначения, выполняя задачи первопроходцев с вытекающими из этого рисками и непредвиденными расходами. Частично налоговый маневр помог им, но явно недостаточно, в связи с расширением давления внешних рыночных условий, а именно снижения цен и потенциального потребления.

Но, налоговый маневр не позволил учесть все особенности финансовых убытков разработки месторождений ТРИЗов.

Довольно большим давлением стали и экологические требования международной общественности, в частности для арктических проектов. Независимые и малые российские нефтяные компании при явном их потенциале скорее проиграли при налоговом маневре и терпят убытки. При этом, совершенно не учитываются геологические и добычные особенности месторождений и, казалось бы, очевидный фактор необходимости развития инфраструктуры для освоения большинства из них. Ведь реально только Сахалин и Балтика имеют преимущества для шельфовых проектов из-за доступности к рынкам сбыта и возможности организации транспортировки продукции.

Большинство месторождений, несмотря на довольно высокие характеристики качества нефти, расположены довольно далеко от транспортных маршрутов, которые также находятся только в самом начале пути развития.

Надо также отметить, что зачастую проблема государственной поддержки проектов на шельфе или в Арктике состоит не просто в финансовой поддержке или дотации. Хотя даже в этой области есть существенные проблемы. Проводимый нами ранее анализ существующих форм контрактов и концессионных соглашений требуют существенной доработки и переосмысления. Часто не хватает законодательной базы для работы в море. Хотя бы в части регулирования вопросов создания искусственных островов и другого. Все эти факторы и заставляют Минэнерго поднимать эти вопросы и прорабатывать их не только на экспертном уровне, но и выносить на обсуждение с уполномоченными органами власти и ведомствами.

На ближайшем заседании нашей рабочей группы "Разведка, добыча и сервис" экспертного совета по технологическому развитию нефтегазовой отрасли Минэнерго РФ, которую я возглавляю, кроме конкретных технологических предложений, поступивших на экспертизу, будем рассматривать и эти вопросы, поднятые Александром Новаком. Это будет первое официальное заседание нашей группы.

Просмотров 3723
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

24.01.2020 Анисимов Олег Александрович, 62 года

Я доктор наук, последние 30 лет занимаюсь моделированием мерзлоты и оценкой рисков для инфраструктуры. Всегда удивляюсь, с какой легкостью "эксперты" без всяких расчетов называют какие-то немыслимые суммы ущерба. Мы с коллегами анализировали данные наблюдений, проводили расчеты, опубликовали множество работ на эту тему, интересующиеся могут их почитать на нашем сайте permafrost.su. Проблема, действительно, существует, но оценки многомиллионных долларовых ущербов, взятые "с потолка", совершенно неверны. Есть хорошо работающие инженерные меры по укреплению фундаментов на мерзлоте, охлаждающие устройства (термосифоны), которые прекрасно помогают справиться с увеличением температуры мерзлоты, да и много других простых технологий.
Я 20 лет работал с упомянутым в статье академиком М.И. Будыко, был его заместителем, сейчас руковожу созданным им отделом изменений климата. Будыко такой безответственности никогда не допускал. Но он, как и я, принадлежит к поколению ученых, не болтающих попусту для привлечения внимания. Словом, удивляюсь я, читая этого "эксперта". Ему бы в "Московском комсомольце" работать, там любят таких паникеров.

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования