Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Алик Ягафаров: Эрвье был геологом-поисковиком от Бога

Лариса Ганеева
01 сентября 2019/ 10:12

Тюмень. Без имени Юрия Эрвье сегодня сложно представить историю освоения западно-сибирских месторождений. О нем много написано, его имя увековечено в граните. Те, кому довелось с ним поработать - отзывались о нем только в превосходной степени, его профессионализм и природное чутье не вызывали сомнений. Своими воспоминаниями о тюменской легенде с Агентством нефтегазовой информации делится ученик Юрия Эрвье, заслуженный геолог РФ, профессор Тюменской индустриального университета Алик Ягафаров.

 

- Эрвье был удивительным человеком. Он был крупнейшим геологом-поисковиком. В своих воспоминаниях Эрвье писал, что, когда был получен первый приток нефти в Челябинской области – незначительный, начался шум - первая нефть за Уралом. Дошло до ЦК КПСС. Решили - развернуть работы в этом районе. Он отказался. Не считал это правильным. Про него говорили, что он нефть носом чует. И действительно, было у него это профессиональное чутье. Хотя, были злопыхатели, которые старались дискредитировать его. Мол, он не имел в геологии высшего образования… Он действительно окончил двухгодичные геологические курсы. До войны – это приравнивалось к высшему образованию.

С Эрвье я познакомился в 1964 году. Тогда «Главтюменьгеология» находилось на улице Республики, 48. Мы пришли к нему -  20 студентов-дипломников. И он с каждым из нас разговаривал. Он и Лев Иванович Ровнин. Дошла очередь и до меня.

 - Ты же из Башкирии? -  спросил Эрвье.

 -Да.

  - А как попал в Сибирь в геологию?

 - Я, Юрий Георгиевич, с детства хотел стать геологом, - ответил я.

  - А чего в Уфе не выучился?

 - Так там, в Нефтяном институте не было геологического факультета…

У него был хрипловатый голос, и он постоянно курил.

 -  И надолго ты к нам? -  спросил он меня.

 - Пока не выгоните.

Он рассмеялся и сказал: «Я тебя запомню!».

Всю жизнь я проработал в «Главтюменьгеологии». Перерыв был, когда меня забрали в армию, в Сургуте. Тогда расформировывали трест «Обьнефтегазразведка». Юрий Георгиевич приехал на разгон. Дошла очередь до меня…Тогда никого не увольняли - всех расформировывали по экспедициям.

 -  Тебе, Алик, я ничего предложить не могу, - сказал Эрвье. -  На тебя наложило лапу Министрество обороны. В армию тебя призывают. Вот так!

Позже мы вновь встретились, я приезжал на 15-дневный отпуск из армии.  Командир полка отпустил меня. Я три года не был в отпуске и мне дали увольнительную. Я тогда семью потерял - знал, что где-то в Тюмени, но где именно… Раньше, у геологов это было обычной историей. Командировки были длительными и подолгу с семьей не виделись. Собственного жилья не приобрели еще. А у меня уже двойняшки были… Приехал в отпуск – зашел к Эрвье. Он меня принял. Встал - пожал руку.

 -  Знаю твою беду, - сказал Юрий Георгиевич. – У тебя жена с детьми без квартиры.

А тогда моей супруге квартиру отдала жена моего друга Вити Пешкова, сам он в армию ушел, а детей еще не было у них. Вот они и уступили свое жилье. Да, бывало, раньше такое… Удивительное время было, удивительные люди.

И Эрвье тогда дал нам квартиру - «двушку» на улице Геологоразведчиков.

 -  Служи честно, Алик, не зависимо от того, где ты будешь находиться! -  сказал напоследок Юрий Георгиевич.

И я служил. До сих пор помню каждую минуту общения с ним. Его невозможно забыть. След на всю жизнь.

Фото:siapress.ru, tumentoday.ru

Просмотров 3181
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

24.01.2020 Анисимов Олег Александрович, 62 года

Я доктор наук, последние 30 лет занимаюсь моделированием мерзлоты и оценкой рисков для инфраструктуры. Всегда удивляюсь, с какой легкостью "эксперты" без всяких расчетов называют какие-то немыслимые суммы ущерба. Мы с коллегами анализировали данные наблюдений, проводили расчеты, опубликовали множество работ на эту тему, интересующиеся могут их почитать на нашем сайте permafrost.su. Проблема, действительно, существует, но оценки многомиллионных долларовых ущербов, взятые "с потолка", совершенно неверны. Есть хорошо работающие инженерные меры по укреплению фундаментов на мерзлоте, охлаждающие устройства (термосифоны), которые прекрасно помогают справиться с увеличением температуры мерзлоты, да и много других простых технологий.
Я 20 лет работал с упомянутым в статье академиком М.И. Будыко, был его заместителем, сейчас руковожу созданным им отделом изменений климата. Будыко такой безответственности никогда не допускал. Но он, как и я, принадлежит к поколению ученых, не болтающих попусту для привлечения внимания. Словом, удивляюсь я, читая этого "эксперта". Ему бы в "Московском комсомольце" работать, там любят таких паникеров.

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

Индекс цитирования