$87.11 -3.34%
$ 93.44 -0.65
€ 99.58 -0.95
               

Главная версия загрязнения «Дружбы» вызывает вопросы у экспертов

Известия
22 августа 2019/ 07:43

Основная версия о причинах загрязнения нефтепровода «Дружба» подверглась критике независимых экспертов. Главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман представил расчеты, которые, по его мнению, опровергают вывод о том, что загрязнение произошло по вине владельцев лишь одного небольшого пункта сдачи сырья. На такой версии настаивает «Транснефть», однако, чтобы испортить 5 млн т нефти, преступникам понадобилось бы несколько лет, говорит Моисей Гельман. Выяснение реальной причины загрязнения «Дружбы» даст возможность принять меры к созданию более четкого контроля качества сырья, отмечают опрошенные «Известиями» эксперты.

Спорная версия

Главный редактор газеты «Промышленные ведомости» Моисей Гельман и управляющий партнер адвокатского бюро ЕМПП Сергей Егоров на пресс-конференции 20 августа представили расчеты, опровергающие основную версию о причинах масштабного загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба». По их данным, ЧП не могло произойти по вине владельцев лишь одного небольшого пункта сдачи сырья, как утверждается сейчас. Свои выводы эксперты сделали на основании уже обнародованных данных об объемах загрязненной нефти.

Так, по информации белорусской стороны, загрязнению подверглось 5 млн т нефти, а концентрация хлорорганических соединений составила 200 г на тонну.

По словам Моисея Гельмана, через терминал компании «Нефтеперевалка», чьи топ-менеджеры проходят по делу о «Дружбе», физически невозможно загрязнить 5 млн т нефти за столь короткий срок. По расчетам эксперта, даже при условиях 100-процентной загрузки мощностей нефтеперекачивающего узла самарской компании на диверсию подобного масштаба у злоумышленников ушло бы около пяти лет. Между тем следствие полагает, что хлорорганику в нефть подмешивали в течение двух месяцев.

Вызывает сомнения и оперативность обнаружения проблемы, отмечает Моисей Гельман. От места загрязнения до Мозырского НПЗ в Белоруссии нефть идет 12 дней, подсчитал эксперт, ссылаясь на среднюю скорость нефтяного потока в трубе в 6–8 км/ч. Таким образом, неясно, как сырье смогло незаметно «проскочить» по нефтепроводу в период между проверками на хлорорганику, которая проводится раз в 10 дней.

Эксперты поясняют, что нефть попадает в систему «Транснефти» не сразу. Сначала она поступает в буферные емкости-хранилища перекачивающих станций. Каждая такая станция оснащена специальным пунктом измерения и контроля качества нефти. Здесь с каждой партии углеводородов берутся контрольные пробы, по результатам анализа которых выдается паспорт качества нефти.

Отбор и анализ проб производится компанией «Транснефть» — эта услуга включена в стандартный договор на транспортировку.

Кроме того, в сливной трубе каждого хранилища установлен промышленный автоматический анализатор качества нефти, а также расходомер и измеритель плотности сырья (показатели этих приборов используются для вычисления массы или объема поступившей в магистраль нефти). В случае превышения допустимых концентраций реагентов (или другого несоответствия ГОСТу) по сигналу анализатора слив нефти автоматически перекрывается.

Однако превышение допустимой концентрации впервые было обнаружено только на предприятии «Белнефтехима» — Мозырском НПЗ, удаленном от станции Лопатино на расстояние 1792 км. При этом ни на одной из 15 станций, расположенных по ходу движения «грязной нефти», не сработали автоматические анализаторы качества, призванные перекрывать транспорт нефти в случае ее несоответствия параметрам ГОСТа.

Белорусский концерн «Белнефтехим» 19 апреля сообщил о резком ухудшении качества российской нефти Urals, поступающей по трубопроводу ОАО «Гомельтранснефть Дружба». Содержание хлорорганических соединений в сырье превышало предельные значения в десятки раз. 24 апреля белорусская сторона остановила транзит российской нефти в Европу, а НПЗ республики сократили объемы переработки.

О том, что загрязнение было умышленным, в «Транснефти» сообщили вскоре после того, как информация об инциденте была обнародована.

— Сейчас можно определенно сказать, что вброс хлорорганических соединений осуществлялся через узел учета, принадлежащий частной структуре, — заявлял советник президента компании Игорь Демин в конце апреля.

По факту загрязнения «Дружбы» Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело. По версии следствия, в период с августа 2018 года по апрель этого года шестеро подозреваемых, в числе которых руководство компании «Нефтеперевалка» и других частных компаний, совершили мнoгократные хищения нефти на сумму не менее 1 млн рублей. Чтобы скрыть следы хищения, в марте и апреле 2019 года подозреваемые слили в узел сдачи нефти сырье, содержащее хлорорганические соединения.

Неоперативная работа

По словам гендиректора «АссоНефти» Елены Корзун, также удивляет тот факт, что загрязненная нефть так долго шла по территории России и была обнаружена лишь за границей.

–– Я помню всего один случай несколько лет назад, когда было превышение показателей хлорорганики, и «Транснефть» тогда немедленно остановила прием сырья, –– заявила она «Известиям».

Основная версия выглядит достаточно сырой и не объясняет всех причин произошедшего, сказал «Известиям» старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

— Такая версия выглядит как желание «Транснефти» отвести от себя ответственность за появление в трубе некачественной нефти. Но необходимо более глубокое расследование всех обстоятельств, поскольку только выяснение реальной причины загрязнения «Дружбы» даст возможность принять меры для создания более четкого контроля качества. Это позволит избежать повторения ситуации, — подчеркнул эксперт.

Представитель «Транснефти» не стал комментировать выводы, представленные независимым экспертом.

Просмотров 1732
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^