Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Йеменский танкер превратился в экологическую бомбу замедленного действия

Известия
06 августа 2019/ 13:42

Нефтяной танкер Safer, оставленный без обслуживания четыре года назад к северу от йеменского города Ходейда и имеющий более 1 млн баррелей нефти внутри, может взорваться в любой момент. К такому выводу пришли аналитики Атлантического совета, исследовавшие проблему и опубликовавшие в конце июля 2019 года свой доклад по теме. «Известия» разбирались, чем грозит миру возможная катастрофа.

Танкер Safer, построенный в Японии в 1976 году по заказу некогда главной нефтяной компании Йемена, носящей то же название, что и судно, до 2015 года использовался по назначению. В его 34 резервуара заливали нефть (до 1,1 млн баррелей, под завязку) и развозили ее по странам и континентам. Но четыре года назад в Йемене вспыхнула гражданская война. Судно поставили на прикол в 4,2 мили от берега, превратив в плавучую базу для хранения и погрузки нефти (floating storage and offloading facility — FSO). С берега на борт протянули трубу, по которой за сутки можно закачать в судовые резервуары до 200 тыс. баррелей черного золота.

С чего всё началось

Танкер превратился в плавучую бомбу, оказавшись под перекрестным огнем гражданской войны в Йемене. Заброшенное и ветшающее судно, простоявшее уже более четырех лет без технического обслуживания, грозит экологической катастрофой в масштабах, до сих пор не известных в Красном море.

В танках корабля находится нефти в четыре раза больше, чем имел танкер Exxon Valdes, потерпевший аварию у берегов Аляски 23 марта 1989 года. Вылившиеся тогда в океан 260 тыс. баррелей нефти покрыли огромную акваторию, примыкающую к проливу Принца Вильгельма — 28 тыс. кв. км. Было загрязнено 2 тыс. км береговой линии. Эта экологическая катастрофа считалась крупнейшей на море вплоть до аварии буровой установки Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля 2010 года.

 «Если танкер разломится, даст течь или взорвется, будет загрязнено всё побережье Красного моря. В зависимости от времени года и морских течений нефтяное пятно может протянуться от Баб-эль-Мандебского пролива до Суэцкого канала и, возможно, распространится даже до Ормузского пролива, — заявил Совету Безопасности Марк Лоукок, координатор ООН по гуманитарным вопросам. — Я даже не рискну оценивать в цифрах тот ущерб, который может принести взрыв или разрушение Safer. Пусть в ООН это подсчитают сами».

Шиитская повстанческая группа хуситов считает судно своим военным трофеем и до сих пор отказывалась разрешить инспекцию делегации экспертов ООН. Груз оценивается примерно в €70 млн.

Чем это может кончиться

Разлив нефти может иметь далеко идущие и крайне разрушительные последствия. Загрязнение опреснительных установок лишит десятки миллионов людей — некоторые из них уже находятся на грани голода — доступа к чистой питьевой воде. Разрушатся морские экосистемы, служащие сегодня ключом к спасению кораллов, защищающих моря остального мира от потепления. Временное закрытие морских путей Красного моря нанесет ощутимый удар по мировой экономике. Ситуация спровоцирует в регионе новый вооруженный конфликт по причине борьбы за предметы первой необходимости для обеспечения человеческой жизни.

 

Разливы нефти в море представляют собой сложные явления; даже при самом углубленном и детализированном компьютерном моделировании невозможно точно предсказать, как будет происходить катастрофа. Не только течения, ветры, погода, но и множество других внешних переменных оказывают влияние на ситуацию. А состав самой нефти и характер источника разлива играют в этом случае решающую роль. Любой эпизод с разливом нефти — ЧП. А уж если речь идет об объемах порядка миллиона баррелей — иначе, как глобальной катастрофой, не назвать. В качестве примера, пишет испанская El Mundo, можно вспомнить случай, когда силы Садама Хуссейна выпустили около 1,2 млн баррелей нефти в Персидский залив во время первой войны в Заливе. Образовавшееся нефтяное пятно имело глубину около 10 см и покрыло более 10 тыс. кв. км морской поверхности.

Обходные маневры

Разлив нефти такого масштаба в Красном море немедленно окажет влияние на мировую экономику. По словам упоминавшегося выше Лоукока, морской транзит через Красное море составляет примерно 5,5 млн баррелей нефти в день и на его долю приходится 8–10% мировой торговли. Блокировка этого пути заставит все корабли, курсирующие из Азии в Европу, идти не через Суэц, а огибая Африку.

Дополнительные тысячи километров путешествия, затраты времени, топлива и прочие издержки точно подсчитывать сейчас нет смысла. Достаточно сказать, что они будут огромны. Цены на сырьевые товары, особенно на нефть, прогнозируют эксперты Атлантического совета, начнут резко расти. Понимание более широкого спектра последствий требует тщательного изучения местных условий.

Красное море — по сути, полузакрытая прибрежная большая лагуна с единственным (естественным) узким выходом — Баб-эль-Мандебским проливом в Аденский залив. По словам Вивиан Менезес, исследователя из Океанографического института в Вудс-Хоуле (WHOI), в Красном море существует значительная турбулентность, но также и две сезонные модели с точки зрения течений. Зимой доминирующий поток стремится на север, в сторону залива Акаба. Нефтяное пятно гарантированно достигнет острова Камаран, восточное пограничное течение может потенциально переместить большую часть разлива вдоль побережья Саудовской Аравии, а локальные течения могут при определенном стечении обстоятельств доставить черное золото практически до входа в Суэцкий канал. Летом доминируют течения в южном направлении, поэтому загрязняющее пятно вода может растащить от Баб-эль-Мандеба по всему Аденскому заливу.

Плохо будет всем

Разлив нефти нанесет сокрушительный удар, по крайней мере, по некоторым коралловым рифам Красного моря. Эти рифы не только представляют собой ценные системы удивительного биоразнообразия и красоты. По словам профессора Маоза Файна из Университета Бар-Илан в Рамат-Гане (Израиль), эти рифы — запас ресурсов для будущих поколений. Профессор Ове Хог-Гульдберг, директор Института глобальных изменений при Университете Квинсленда и один из ведущих мировых авторитетов в области кораллов, подчеркивает, что «коралловые рифы чрезвычайно чувствительны к нефти, об этом свидетельствовало их поведение после войны в Персидском заливе. Разлив нефти в этом регионе будет иметь разрушительные последствия для кораллов внутри полузакрытых вод Красного моря». По мнению Файна, эти экосистемы могут быть последним барьером на пути к глобальному изменению климата.

 

Кроме всего прочего, разлив нефти вдоль берегов Йемена, Омана, Сомали поставит крест (если не окончательно, то по меньшей мере на продолжительное время) на рыболовстве и прочих видах прибрежной деятельности населения, которое и без того уже на грани выживания. Вряд ли эти люди будут искать какой-то сложный выход из ситуации (да еще и без поддержки остального мира). Взяться за оружие и пиратствовать — напрашивающиеся и самые доступные варианты «корректировки ситуации».

«Спичка уже зажжена»

 «Самая большая проблема — воздух в резервуаре. Нефть постепенно оседает, на поверхности остаются соединения, которые со временем, подвергаясь воздействию воздуха, окисляются. Идут химические процессы, в результате которых выделяется тепло. Есть основания ожидать, что однажды произойдет самовозгорание — точно так же, как самовоспламеняются пропитанные маслом тряпки в помещении с плохой вентиляцией», — говорится в подробном отчете Атлантического совета.

Чтобы воспламенения не произошло, в резервуарах содержание кислорода должно поддерживаться на уровне ниже 11%. «При превышении этого порога танк становится легковоспламеняющимся и может стать гигантской бомбой. Четыре года без технического обслуживания — о какой безопасности корабля можно говорить? Спичка уже подожжена и вот-вот воспламенит фитиль бомбы», — пишут аналитики.

В начале 2019 года один из резервуаров оказался настолько поражен коррозией, что отвалился от судна. К счастью, он не упал на подводную часть трубопровода, подведенного к FSO. Пробоина в трубе позволила бы выплеснуться в море примерно 200 тыс. баррелей нефти. Сомнительно, что так будет везти и с остальными танками. Не исключен и антропогенный триггер: кому-то во враждующих сторонах легко может прийти в голову мысль использовать нефтебомбу в борьбе с противником и подыскать снаряд, способный пробить проржавевший бак. Хотя бы один — дальше он уже своим огнем «поделится» с соседями.

Как избежать катастрофы? Наиболее простым способом является выкуп. Просто заплатить признанному ООН правительству Йемена те самые €70 млн, в которые оценивается содержимое Safer сегодня. Но здесь — проблема. Не столько в деньгах, сколько в их получателях: судно находится в руках ополченцев-хуситов, а с ними в переговоры аналитики Atlantic Council вступать не предлагают, поскольку «нельзя идти на поводу у шантажистов, террористов и т.п.». «Согласованное мировое давление на Йемен — это даже не один из вариантов, а единственная возможность добиться позитивного результата и спасения мира от очередной глобальной катастрофы. Возможность, переросшая в необходимость. Вопрос, достойный рассмотрения на Совете Безопасности ООН», — подчеркивается в докладе.

 

Просмотров 1459
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

24.11.2020
Для учащихся «Роснефть-классов» прошёл семинар «Лестница к успеху»

27.11.2020 Олег Кадькало 39

Спасибо за новость. Лестница к успеху - отличный конкурс. Что в нем главное и практичное - это использование конкретных кейсов для обучения школьников и студентов. Это более полезно для практического обучения и результата. Примеры подобных кейсов, кстати, можно посмотреть на ресурсе https://hrlider.ru/samples/cases

23.11.2020
В Сургутском районе Югры котельные переведут на газ

23.11.2020 Сергей Сергеев 36

Нужно ещё раз пересчитать, наша база тоже в своё время обновили котельную для работы на газе, кто то так же посчитал что дешевле будет, в процессе оказалось что далеко не дешевле, плюс надо оплачивать содержание газопровода и другие расходы появились. Сейчас работаем на нефти как и раньше. Если у вас расчеты делал такой же теоретик как у нас то то же возможно прийдете к непросчитанным расходам.

09.11.2020
Конфликт между руководством и лидером профсоюза в «Юкатекс-Югра» продолжается

16.11.2020 Гость

Как личность Немолота связана с задержкой зп?
Или он тоже врет, что невовремя платят?

13.11.2020
В России появился консорциум по развитию водородных технологий

16.11.2020 Полина Ардова 16.11.2020

Наконец-то, теоретические и практические наработки и исследования, повсеместного выхода природного водорода, отца и сына Лариных ,услышаны и приняты к практическому внедрению организованным научным сообществом ! Будущее человечества в технологии использующей реакцию окисления водорода в мембранном электрохимическом процессе, который производит электричество ,тепловую энергию и воду.

22.09.2015
Связь на Новопортовском месторождении переходит на новый уровень

12.11.2020 Сергей Иванов

На данный момент ,в 2020 году связь там очень плохая , скорость интернета выше 50 кб/с не поднимается,так что всё это враньё про улучшение связи.

06.11.2020
Эксперты оценили силы России и Польши в противостоянии из-за "Северного потока 2"

09.11.2020 Ветчинов Анатолий 1942г.

Надо продолжать судится и всегда помнить,кто Польша и кто Россия!

31.05.2019
Легендарному буровику Геннадию Лёвину исполнился 81 год

06.11.2020 Шарова Валентина Петровна

Благодарнf Агенству за этот материал о Г.М.Левине.В 70 е годы я,как журналист,рассказывала на страницах"Советского спорта" в репортажах"Зарево Самотлора" о прославленном буровике.Не поможете ли Вы мне связаться с Геннадием Михайловиче ,не сообщите ли его электронный адрес.Была бы очень благодарна.
С уважением Валентина Шарова
мой электрон.адрес:vladiyar@inbox.ru

04.02.2020
В Казахстане, в случае вреда экологии, будут обязывать восстановить природу

28.10.2020 Алтынай 10 лет

Я считаю, что ВСЕ жители Казахстана должны уважать и защищать природу. В новостях уже писали что через 80 лет на планете Земля полностью исчезнет кислород! Это недопустимо, поэтому как можно быстрее надо принимать решения по восстановлению природы, иначе будет уже поздно.

25.10.2020
Два взрыва произошли на российском нефтяном танкере в Азовском море

26.10.2020 Курбанова Татьяна, 69 лет.

Пары нефтепродуктов очень взрывоопасны! После слива нефтепродуктов необходимо хорошо пропарить поверхности острым паром, т.е. по сути помыть их. Может быть на танкере есть свои какие-то приёмы очистки трюмов, не знаю. Я в своё время работала начальником паросилового хозяйства. В моём ведении были две огромные ёмкости для мазута. Когда пришёл срок капитального ремонта и очистки ёмкостей, я связывалась с нефтебазой, запрашивала у них всю техническую документацию на проведение данных работ. Затем мы долго пропаривали и очищали ёмкости, обеспечивая вентиляцию, а уж потом только вели ремонтные работы, связанные со сваркой внутри закрытой ёмкости.На такую подготовку требуется время. Перевозчик, он же и эксплуататор ёмкости ( танкера)обязан был знать правила безопасности, связанные с эксплуатацией ёмкости, коей, по сути, является танкер. Все правила техники безопасности пишутся кровью людей и их смертями. Здесь команда явно торопилась сделать дополнительные рейсы и пренебрегла Правилами ТБ.

13.10.2020
В Тюменской области COVID-19 заразились 130 человек, в Югре - 197, на Ямале - 158 заболевших

13.10.2020 Детей Валентина Васильевна, 46 лет

Почему наши власти решили пустить всё на самотёк? Ночные клубы работают, а там как известно собираются командировочные со всех регионов. Контакт полный!
Дети в школах без масок и температуру не измеряют. Решили, что достаточно, только масок,они не действует,ни один человек не будет менять маску каждый час.Нужна не полная изоляция, а закрытие злачных мест и полный контроль школ.

Индекс цитирования