Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

"Поход за нефтью": провал Гитлера в битве за Кавказ

Мария Чмиль
08 мая 2019/ 15:31

Воевать без нефти нельзя, а кто имеет преимущество в деле нефти, тот имеет шансы на победу в грядущей войне. Так говорил руководитель Советского государства Иосиф Сталин задолго до начала Великой Отечественной войны.

Поэтому, спустя чуть больше двух недель с начала войны, при Народном комиссариате нефтяной промышленности (НКНП) был создан специальный штаб по обеспечению фронта горючим. Его возглавил заместитель народного комиссариате нефтяной промышленности СССР Николай Байбаков, одновременно назначенный уполномоченным ГКО.

А уже 30 июля 1941 года появилось постановление ГКО, которое предусматривало увеличение мощности нефтепромыслов и нефтезаводов. В 1940 году добыча "черного золота" между реками Волгой и Уралом составляла 1,8 млн тонн, и была сосредоточена в Башкирии. Поэтому одним из центров нефтяной эвакуации стала Уфа. Там временно разместилась Наркомнефть, куда направлялось оборудование многих заводов. Туда же был перебазирован нефтяной институт имени Губкина. Всю отрасль перевели на 12-часовой рабочий день до конца войны, без выходных и отпусков.

Общая добыча на тот момент в СССР составляла более 33 млн тонн 

Между тем, важность нефти, благодаря которой весь фронт обеспечивался горючим, понимал и основатель Третьего рейха, главнокомандующий немецкими воисками Адольф Гитлер. Он прекрасно осознавал, что победа будет за тем, у кого окажутся нефтяные запасы. Поэтому, оправившись от неудачи под Москвой, в начале 1942 года германское командование приступило к подготовке наступательной операции под кодовым названием «Эдельвейс», и стала своеобразным «походом за нефтью» - ее главной задачей был захват нефтяных ресурсов Кавказа.

Согласно планам Гитлера, группа армий «А» должна была захватить Баку, а затем выйти на богатый нефтью Ближний Восток. Группа армий «Б» планировала преодолеть волжский рубеж в районе Сталинграда и отсечь дороги, связывающие нефтяные районы Кавказа с центром страны. Торговые пути, идущие через Персидский залив, Иран и Каспийское море, занимали второе место после Северного морского пути в подвозе вооружения.

Гитлер сосредоточил на Кавказе:

  • 170 тысяч человек;

  • 1130  танков;

  • свыше 4,5 тысяч орудий

и минометов;

  • до 1 тысячи самолетов.

 

Советские войска насчитывали:

  • 112 тысяч человек; 

  • 2 160 орудий и минометов;

  • 120 танков и 230 самолетов. 

В предвкушении кавказской нефти в рейхе создавались бригады по обслуживанию советских нефтепромыслов и нефтезаводов из 15 тыс. человек. К наступлению активно привлекались союзники: Румыния, Италия, Венгрия и др. 

В это время советские нефтяники при общем резком снижении добычи нефти всеми силами пытались поднять советскую нефтепромышленность. Еще никогда так широко не разворачивалось движение рационализаторов изобретателей, разработки и испытания которых применялись на всех нефтяных комбинатах СССР. В связи с этим на промыслах открывались широкие возможности для исследования скважин. Без ущерба для суммарного уровня добычи можно было выборочно останавливать отдельные скважины на несколько суток, а затем вновь пускать их в эксплуатацию. Такие остановки и пуски давали возможность проследить за перераспределением пластового давления и эффектом взаимодействия скважин, изменениями в их дебитах и забойных давлениях.

В мирное время, при наличии жесткого плана по добыче, такие исследования проводить было невозможно. Зато многие инновационные методы, внедренные в военные годы, обеспечили Советскому Союзу прорыв в промышленности в послевоенный период. Так, в начале 40-х годов было запущено наклонно-направленное турбинное бурение для прохождения крепких пород, характерных для месторождений Второго Баку. В апреле 1942 года здесь был испытан многоступенчатый турбобур. Его создатели позже удостоились Сталинской премии.

 

Удельный вес бензина в переработке нефти за годы войны поднялся с 20 до 30-35%. Увеличился выход компонентов авиабензина и танковых топлив

Пока нефтяники решали задачи по обеспечению фронта нефтью, немецкие войска продвигались все ближе к промыслам. Летом 1942 года после разгрома советских войск под Харьковом и захвата Ростова танковые части вермахта устремились в северокавказские степи. Немецкие войска, почти не встречая сопротивления, приблизились к Кавказу и Кубани, где располагались районы нефтедобычи и нефтепереработки.

В один из тех дней Николай Байбаков рассказывал, как его вызвал Сталин на разговор:

«Товарищ Байбаков, Гитлер рвется на Кавказ... Имейте в виду, если вы оставите немцам хоть одну тонну нефти, мы вас расстреляем. - И после некоторой паузы добавил. - Но, если вы уничтожите промыслы преждевременно, а немец их так и не захватит, и мы останемся без горючего, мы вас тоже расстреляем».

Сталин остановился возле Байбакова, медленно поднял руку и слегка постучал по виску:

«Здесь выбор, товарищ Байбаков. Летите. И с Буденным (командующим Северо-Кавказским фронтом) думайте, решайте вопрос на месте». 

После этого под руководством Байбакова был сформирован план: при возможном приближении врага к нефтяным промыслам произвести демонтаж ценного оборудования и вывезти его, малодебитные скважины должны были быть выведены из строя, а особо богатые промыслы уничтожены при самых крайних обстоятельствах.

После Байбаков писал в своих воспоминаниях:

«Все работы по подготовке промыслов к уничтожению предписывалось вести только с ведома штаба Южного фронта, которому мы подчинялись. Мне сообщили, что штаб и командующий фронтом Буденный после того, как был оставлен Ростов-на-Дону, находятся в Армавире, и мы поспешили вылететь туда. С высоты развернулась страшная картина всеобщего отступления. По телефону из штаба фронта на свой страх и риск я отдал нефтяникам приказ — приступить к немедленному уничтожению скважин, сам сел в машину и поспешил на промыслы.

Работа моей группы развернулась полным ходом под боком у немцев, ибо они уже подошли к станице, откуда простирался на восток район нефтепромыслов Краснодарского края. Трудно передать состояние людей, разрушавших то, что строили сами, чему отдали все свои силы и считали делом и подвигом всей жизни. Когда взрывались первые нефтеперекачивающие и компрессорные станции, люди, не скрывая слез, плакали, метались в душевном смятении. Потом, как бы отупев от горя, примирились с необходимостью разрушать созданное ими. Ожесточенно и сурово думали, получая хоть какое-то облегчение: ничего, зато врагу не достанется ни капли нашей нефти! Так или иначе, главное задание Комитета Обороны было выполнено. На Кубани враг так и не получил ни одной капли горючего».

Под началом Байбакова спешно эвакуировалось оборудование, а то, что не удавалось вывезти,  было уничтожено. Горели промыслы Майкопа, были взорваны нефтеперерабатывающие заводы в Краснодаре и Туапсе, разрушены нефтепроводы. В связи с угрозой вторжения были демонтированы нефтепровод Баку — Батуми, Батумский НПЗ.

Уже в начале августа 1942 года все работы по ликвидации промысловых объектов были закончены. В короткие сроки вывезли буровые станки в комплекте с бурильными трубами и соответствующим инструментом. Отправлен весь геологический материал, откомандированы практически все геологи и частично инженеры других специальностей. Почти за полгода оккупации врагу не удалось восстановить ни одной скважины.

В октябре 1942 года жестокие бои развернулись в Грозном. Германское командование город привлек своими нефтяными запасами. Город вспыхнул от обрушившихся на него бомбардировок. Были разрушены здания и сооружения, горели резервуары с нефтью, вышли из строя около 100 скважин. Тем не менее, захватить район или вывести его полностью из эксплуатации противнику не удалось. В 1942 году Грозный дал стране 1,4 млн тонн нефти. 

Переломом в битве за Кавказ стало поражение немцев под Сталинградом. Германия не смогла удержать завоеванные позиции на Кавказе в 1942 году из-за успешной операции Советской армии под Сталинградом, куда Гитлеру пришлось спешно перебросить войска.  Вначале 1943 года наступление немцев на Кавказе было остановлено.

Баку и Северный Кавказ были основными источниками нефти для всей экономики СССР. Потеря этих районов могла значительно повлиять на ход Второй мировой Войны. На долю северного Кавказа и Закавказья приходилось 86,5% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, и 57% марганцевой руды. Кавказская нефть нужна была немцам еще и затем, чтобы лишить топлива Советский Союз. 

Но план Гитлера провалился, прорваться к Баку его войскам так и не удалось.

 

 

Просмотров 7864
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

20.11.2019
На юге Казахстана обнаружили нефть

21.11.2019 савиных м.и.,73 года

Мне, геологу-мумиеведу, известно, что в горах Каратау есть аквабитум мумие - забытый нефтепоисковый признак.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

24.10.2019 Рябцев Глеб Иванович Т. 89169247523, Москва. E-mail: glebriabcev@yandex.ru

Уважение к подвигу тысяч строителей Северного Широтного Хода, привело в 2009 году ко встрече, в стенах МИИТа, с Ген. Дир. "ЯмалТрансСтрой",Владимиром Наком.
Его прозорливая поддержка идеи о создании транспортной системы для слабых грунтов Севера России, явилась ключем к предложению транспортного средства на воздушной подушке с воздухоопорным куполом дирижабельных размеров. Пневмогусеничное и пневмокатковое закрытие ВП, предотвращает выдувание приземного слоя слабого грунта. Большая площадь купола, при ширине купола 15 метров и избыточном давлении воздуха 200-300 кг на кв. метр, обеспечивает удержание на весу стандартного ж-д вагона, что создает условия прохождения участков ж-д полотна с ослабленной несущей способностью. Предложение о создании амфибийного ж-д парома Салехард-Лабытнанги и его макетирования, не нашло отклика в транспотных кругах. До строительства дорог, предлагаемое ТС может перевозить многотонные грузы, облегчая строительство стационарных объектов. Сочетание легкожелезнодорожного полотна, по предложению П. И. Тарасова и воздухоопорного купола, открывает новые горизонты для создания нового вида транспорта для тающей тундры. С благодарностью, за поднятую Вами тему.

22.10.2019
В Казахстане опровергли повышение акцизов на бензин в этом году

22.10.2019 Павел Кузяков 27

Надо контроль наладить на границе, а не наказывать своих же граждан. А транспортный налог очень зря отменяют за счёт увеличения йены на топливо, это будет болезненный очень удар для людей

16.10.2019
США хотят лишить Россию права на Северный морской путь

19.10.2019 Зелепупенко Зелепуп Зелепупович 100

Это говорит страна с одним ледоколом?

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

Индекс цитирования