Китайские компании отказались возить газ из США
Стало известно, что китайская ENN отказывается от сделки по покупке у Toshiba американских активов в области СПГ. Вкратце: это положительное для России событие.
Китай будет закупать меньше СПГ в США, а значит, компенсировать эти объемы закупкой у других поставщиков, в частности у России. А теперь интересные подробности.
Изначально, еще в 2013 году, японская Toshiba договорилась с владельцами завода Freeport LNG о правах на сжижение газа. Завод тогда только планировался, сейчас он строится, запуск первой линии намечен на текущий год. Речь в сделке шла о 2,2 миллиона тонн СПГ в год в течение 20 лет, цена вопроса — около семи миллиардов долларов за все. Не будем утомлять читателя подробностями расчетов, но скажем, что стоимость сжижения в данном случае составляет почти 120 долларов за тысячу кубометров, то есть приближается к верхней планке затрат на сжижение даже среди конкурирующих американских заводов. Но в 2013 году цены на нефть были на уровне ста долларов за баррель, и в этих условиях американский СПГ (а цены на него привязаны к внутренним ценам на газ в США) выглядел дешевым. Важно отметить, что отказаться от этих прав на сжижение нельзя. Точнее, отказаться можно — только все равно придется заплатить.
Когда в 2015 году цены на нефть, а вместе с ними и цены на СПГ в мире (с привязкой к нефти) снизились, Toshiba поняла, что зря зашла в непрофильный актив: надежда на легкий заработок сменилась проблемой минимизации убытков. К тому же у компании нет трейдинга, своего флота для вывоза СПГ. В результате японцам удалось найти покупателя в лице китайской ENN.
ENN — (относительно трех нефтегазовых гигантов КНР) небольшая, но быстрорастущая компания, занимающаяся в основном дистрибьюцией природного газа и СПГ в Китае. Это одна из немногих фирм в КНР за пределами "большой тройки" (CNPC, Sinopec, CNOOC), инвестировавшая в собственный терминал по приему сжиженного газа в Китае, а также заключающая контракты и вкладывающаяся в активы, позволяющие закупать СПГ за рубежом.
Вероятно, относительно новый игрок в лице ENN не мог с ходу рассчитывать на мировом рынке на самые лучшие условия контрактов, поэтому сделка с Toshiba, подписанная осенью 2018 года, казалась приемлемой. Тем более что платить было не нужно.
Ведь за передачу своего СПГ-подразделения в США, основу которого, собственно, и составляет право на сжижение (и одновременно обязательство его оплачивать), Toshiba должна была сама доплатить (!) ENN 800 миллионов долларов.
В цифрах: права на сжижение стоят около семи миллиардов, то есть Toshiba дает ENN скидку свыше десяти процентов к взятым обязательствам оплатить стоимость сжижения. Сама покупка подразделения стоит для ENN символические в масштабах основных сумм 15 миллионов.
И вот сейчас сделка разваливается. Акции Toshiba отреагировали снижением на несколько процентов (то есть сделка рассматривалась участниками рынка позитивно для японской компании даже с учетом доплаты китайской ENN).
Официально все срывается из-за того, что комитет по иностранным инвестициям в США затягивает с рассмотрением сделки и не одобрил ее в условленный соглашением срок.
Но по сути, вероятно, причина иная. В текущей экономической ситуации ENN без проблем найдет СПГ на ближайшие годы на спотовом рынке, а для долгосрочных целей инвестирует в другой завод с более привлекательными ценовыми условиями.
Любопытна и неторопливость американской стороны. В этом контексте можно предположить, что США не горят желанием пускать китайские компании на свой рынок, даже если эти сделки не очень выгодны для китайской стороны.
Напомним и тот факт, что в рамках торговой войны по-прежнему действует десятипроцентная пошлина (со стороны Китая) на импорт американского СПГ. Если торговую сделку удастся осуществить, то пошлина будет отменена. Более того, планируется крупный контракт на поставку СПГ в Китай со стороны другого американского производителя, Cheniere Energy. Но пока все это планы. По факту же сделки нет, а импортная пошлина есть. Это также неудобно для ENN: если покупать американский СПГ, его пришлось бы "менять" с другими трейдерами для того, чтобы в Китай шел СПГ иного физического происхождения.
Еще один фактор сложностей — это собственно источник газа для сжижения. Помимо того, что ENN в (маловероятном) случае сохранения сделки придется платить за дорогое сжижение, ей еще нужно будет искать газ на американском рынке. Чтобы максимально сэкономить на этом, логично было бы самостоятельно инвестировать в добычу, но, опять же, США не стремятся пускать на рынок китайские компании. Кроме того, заниматься этим нужно было начинать раньше: сейчас и лучшие места заняты, и действующие участники рынка значительно продвинулись в отработке технологий.
Напомним: еще в 2012 году стало известно, что китайская Sinopec инвестировала 2,2 миллиарда долларов в американскую сланцевую добычу газа, образовав СП с Devon Energy. С тех пор об успехах не сообщалось.
Подытоживая, отметим следующее.
Для России отказ ENN от покупки — безусловно, положительная новость. Теперь китайские компании больше будут заинтересованы в российском СПГ. Конечно, строящиеся мощности американского Freeport LNG никуда не делись, но Toshiba нужно найти нового покупателя или самостоятельно реализовывать СПГ фактически без компетенций в секторе. Впрочем, мощности, зарезервированные Toshiba, находятся на третьей линии, которая будет, вероятно, запущена не в этом году, а в 2020-м, так что время для поиска нового покупателя у компании есть.
В среднесрочном плане это событие также негативно влияет на новые инвестрешения по строительству американских заводов по сжижению.
Один крупный проект в любом случае будет реализован (решение уже принято в начале этого года) — Golden Pass LNG, о котором мы уже писали. Но его реализуют два супергиганта: ExxonMobil и Qatar Petroleum. Для компаний-середнячков же необходимо гарантированное финансирование, которое может быть обеспечено подписанием долгосрочных контрактов на поставку СПГ.
И, разумеется, важным фактором неопределенности остается торговое соглашение между Китаем и США: сделка может стимулировать строительство заводов в Америке, в то время как ее отсутствие зафиксирует текущее положение вещей и однозначно снизит число решений по новым стройкам.
Нельзя исключать, что и сам выход китайской компании из договора на покупку прав сжижения на американском заводе был согласован на высочайшем уровне и также рассматривается китайской стороной как форма давления на США в торговой войне.
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!



РИА Новости