Александр Хуршудов: субсидии на производство ГСМ могут повлечь для России крупные штрафы по линии ВТО
Москва. Правительство так и не приняло решение увеличить компенсации нефтяникам за поставку топлива на внутренний рынок по итогам совещания 26 марта. На совещании отсутствовал представитель Минфина, где по-прежнему выступают против корректировки демпферной составляющей обратного акциза, которая может принести нефтекомпаниям дополнительно 120–190 млрд руб. в год. По итогам которого глава Минэнерго Александр Новак объявил об изменении формулы демпфирующей составляющей обратного акциза на нефть.
Демпфер должен защищать внутренний рынок топлива от колебаний цен на нефть, и при высоких ценах экспорта топлива бюджет доплачивает нефтекомпаниям часть разницы между этими ценами и условной внутренней ценой. Общий объем выплат нефтяным компаниям за этот год оценивается в 340 млрд руб.
Новость комментирует эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов:
«…Корректировка демпферной составляющей обратного акциза…» Всем понятно? Наши чиновники – большие мастера по изобретению зубодробительной терминологии. А я, наоборот, постараюсь изложить проблему простыми словами, а начну с ее возникновения.
При вступлении в ВТО Россия обязалась ограничить экспортные пошлины на нефть и газ величиной в 30% от их цены. Раньше-то нефтяные пошлины достигали и 50%; члены ВТО посчитали, что слишком дешевые нефтепродукты станут конкурентным преимуществом для нашей промышленности. Пошлины сократили, а для компенсации потерь бюджета пропорционально увеличили НДПИ.
Все бы ничего, но в рамках Таможенного союза Беларусь получала от нас 20-22 млн т/год нефти беспошлинно, при этом наш бюджет терял примерно $2 млрд ежегодно. Сумма для РФ не критичная. Однако халява развращает, Украина тому яркий пример. И 5 лет назад из недр Минфина всплыл проект налогового маневра . Он предусматривал ликвидацию экспортной пошлины на нефть, а взамен повышались НДПИ и акцизы на нефтепродукты.
Ежу ясно, что при таком «маневрировании» экспорт нефти должен рвануть к новым вершинам, и, чтобы сохранить продукт в стране, придется поднять цены на бензин и прочие нефтепродукты. Однако, ежи, увы, ни в Думе, ни в кабмине не работают, поэтому закон безмятежно приняли.
Так и случилось. В 2015 году экспорт возрос до 244,5 млн т (на 9,4%), а бензин подорожал на 8,3%. Но тут случилось падение нефтяных цен, выросла здоровенная дыра в бюджете, и ради его сохранения налоговый маневр приостановили на 3 года.
Вернулись к «маневрированию» в прошлом году. Момент был удобный: на носу были президентские выборы, и нефтяным компаниям ласково посоветовали до инаугурации цены ГСМ держать твердыми, как слово президента. До мая они крепились, а потом бензин и дизель подорожали на 7-8,5%, попутно за год на целую треть выросла цена автомобильного газа. В пожарном порядке нефтяникам уменьшили акцизы на ГСМ, это позволило на время стабилизировать цены. А к началу нынешнего года закон опять изменили, для смягчения колебаний мировых цен ввели специальный «демпфирующий» механизм и отрицательный акциз. Суть новации: при дорогой нефти бюджет доплачивает переработчикам, чтобы они не теряли доходов, а при низких ценах – акцизы взымаются.
В мире ничего подобного нет. Нет там ни отрицательной зарплаты, ни отрицательных пособий, ни отрицательных налогов. Там выплаты из бюджета называют субсидиями или дотациями. ЕС, например, тратит треть бюджета на субсидии аграриям.
Почему пришлось придумывать такую замороченную терминологию? Потому что субсидии на производство ГСМ не предусмотрены соглашением России с ВТО. А это может повлечь за собой иски и крупные штрафы. Думаю, сейчас наши заклятые «партнеры» с интересом ожидают, когда суммы субсидий достигнут солидных величин, чтобы вчинить покрупнее иск за свои виртуальные убытки.
Каковы могут быть размеры иска? При нефтяных ценах $80 за барр. и переработке 140 млн т/год сумма «отрицательных акцизов» может достигнуть 780 млрд руб. ($12,1 млрд). Это в 6 раз дороже, чем упомянутые дотации Беларуси. Но разве в деньгах счастье? Нет. Счастье в том, чтобы иметь такое правительство, которое ночами не спит, худеет от забот, четвертый раз ужом изворачивается в злополучном маневре, чтобы еще раз порадовать бизнес и нас, граждан. А мы за эти старания отблагодарим его отрицательной поддержкой.
31.10.2025
Сообщения о загрязнении воздуха в Тюмени не подтвердились
А когда они находили загрязнения? Подождали пока ветром раздует и поехали проверять. Вечером вчера горелой пластмассой несло по району. Так же, как грязный снег с улиц возили несколько лет прямо под знак "ручей Ключи. Водоохранная зона"
27.10.2014
Министерство промышленности и торговли РФ
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста как быть в следующей ситуации? Купил автомобиль в сша 29 августа 2025 года за 6 млн.руб. Автомобиль сейчас в пути. Планируемая дата прибытия начало декабря 2025 года. С декабря вводится коммерческий утилизационный сбор. На мой автомобиль он будет составлять 3 млн рублей, которых у меня нет. На момент покупки автомобиля таких новостей не было. Подскажите подскажите, что делать?
23.10.2025
США рассчитывает договориться с Китаем о поставках российской нефти
Вот и Си Трамп переманит...Все боятся Америки,хотя, объединившись, могли бы" легко заткнуть её за пояс"
20.10.2025
Минэнерго РФ предлагает создать финансовый институт поддержки энергетики
Также надо создать финансовый институт машиностроения, радио электронной и далее по списку. Не лучше госплан и госбанк восстановить.
16.10.2025
Александр Новак заявил о возможности импорта бензина и дизтоплива в Россию
То-ли лыжи не едут, то-ли я уже совсем ничего не понимаю.... А где же всё своё? Если импорт бензина будет, то получится по двойной цене сделают? Вот буржуи! Охренели уже!!!!!
02.10.2025
В Приднестровье вводят двухнедельный режим экономии газа
Чем занимались ответственные государственные мужи до сих пор, себе в коттеджи набрали солярки на зиму, а населению опять обещали и мурашки...
21.07.2025
Сквозь глубину - к сути: Алексей Матвеев о настоящем профессионализме в энергетике
Алексей Андреевич прекрасный коллега и эксперт в своей сфере!
24.09.2025
Александр Фролов: России необходим избыток мощностей НПЗ для стабилизации рынка
Фролов заблуждается .Ремонт это не ромашковый чай.
Завод даже не авто ,из ремонта не выкатишь.
А завод требующий ремонта это не завод а рухлядь.
Построить избыточные НПЗ или ГПЗ не могли даже юкосы и Сибнефти.
Зачем уважаемому изданию такие фантазийнын авторы?
23.09.2025
Отопление дадут во всех муниципалитетах Тюменской области до конца этой недели
Зачем отопление включать. Сентябрь, октябрь будут теплые. Даже в декабре морозов не будет. Сейчас дадут опять жару, что в квартирах сидеть невозможно
13.03.2025
Ушел из жизни эксперт Агентства нефтегазовой информации Александр Хуршудов
Приношу свои искренние соболезнования по поводу ухода Александра Григорьевича его семье. Светлая память этому замечательному человеку. Успокойтесь с миром. Спасибо Вам за всё.


