Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтяники доплатят государству за проданный в январе бензин

РБК
31 января 2019/ 07:58

Нефтяным компаниям придется поделиться с государством 10 млрд руб. — это часть премии, которую нефтяники формально получили на внутреннем рынке при продаже бензина в январе. Но на самом деле они продавали топливо с дисконтом

31 января истекает первый месяц использования механизма субсидии для сдерживания цен на бензин и дизель, который российское правительство запустило в прошлом году на фоне скачка цен на топливо. Это так называемая демпфирующая надбавка. Механизм работает так: если цены на нефть на мировых рынках подскочат и на внутреннем рынке снова образуется дисконт к экспортной цене топлива, государство доплатит нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Если внутренний рынок, наоборот, окажется премиальным (и премия вырастет выше расчетных значений), в бюджет будут доплачивать нефтяники.

Работает ли схема?

В январе схема сработала неожиданным образом: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом к экспортной цене, но им все равно придется доплатить в бюджет.

Дело в том, что премия или дисконт к экспортному нетбэку (экспортная цена топлива минус транспортные расходы и экспортная пошлина) считается не от текущих биржевых цен, а от расчетных, установленных правительством, — 56 тыс. руб. за бензин и 50 тыс. руб. за дизель. Исходя из этих цен, получилось, что нефтяники получали условную премию при продаже бензина на внутреннем рынке и им придется доплатить в бюджет 3,6 тыс. руб. за каждую тонну, подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Фактически премии к цене не было.

В случае с бензином расчетные цены правительства (56 тыс. руб.) оказались выше и экспортного нетбэка (44,4 тыс. руб.), и реальной цены продажи топлива на бирже.

Например, 29 января тонна АИ-92 на бирже стоила 40,8 тыс. руб., это ниже нетбэка на 3,6 тыс. руб. Значит, нефтяники продавали на внутреннем рынке бензин с дисконтом к нетбэку, но все равно должны доплатить государству, заключает Ежов. При этом за дизель нефтяники, наоборот, получат по 4,3 тыс. руб. за тонну. В целом компании доплатят в бюджет 10 млрд руб., а получат за проданный с дисконтом дизель 10,5 млрд руб., подсчитал Ежов.

Разница между ценой на бензин и ценой на нефть в Европе сейчас намного меньше, чем на дизель, в результате и цена топлива низкая, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это объясняется снижением спроса на европейском рынке на бензин, он падает под действием фактора сезонности и продолжающегося роста топливной эффективности двигателей (в том числе вследствие ужесточения экологических требований к топливу), говорит он.

Готовы ли нефтяники доплачивать в бюджет?

Нефтяники недовольны тем, что за бензин приходится доплачивать, и предлагают Минэнерго и правительству или отказаться от демпфера, или заменить его плавающим акцизом, рассказывают два человека, близких к участникам заседаний на эту тему у вице-премьера Дмитрия Козака. Демпфер работает не так, как было задумано: никто не предполагал, что цены на бензин в Европе окажутся настолько низкими, несмотря на относительно высокие цены на нефть, при расчете демпфера образуется условная премия, и нефтяникам придется доплачивать в бюджет, говорит один из них. Маржа некоторых заводов оказалась ниже расчетной 2–5 руб. на литр, поэтому механизм демпфера нужно менять, с этим все согласны, вопрос — как именно, указывает он.

Заменить демпфер плавающим акцизом еще в прошлом году предлагали нефтяники, за это предложение выступала и ФАС. Механизм плавающего акциза похож на демпфер: Минэнерго предлагало увязать его с ценой нетбэка так, чтобы при формировании дисконта на внутреннем рынке акцизы для компаний снижались, а в случае если образуется премия — росли. Но Минфин выступал против перехода на плавающие акцизы: в этом случае пострадали бы дорожные фонды, для которых акцизы служат источником финансирования. Позиция Минфина по этому вопросу не изменилась, сказал РБК представитель министерства. Минэнерго в целом пока считает обе конструкции — демпфер и плавающий акциз — работоспособными, хотя в январе демпфер и сработал неправильно, говорит человек, близкий к министерству. Представитель Минэнерго пока не ответил на запрос РБК.

Вице-премьер Дмитрий Козак в среду заявил, что возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо нецелесообразно — пока есть решение о работе демпфирующего механизма. Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и ННК пока не ответили на запросы РБК.

 

Просмотров 1228
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.12.2014
Валерий Пак: Снижение затрат на геологоразведку не должно быть резким

05.04.2020 Акиэ Като

Насколько я слышала, у этого господина дети занимаются бизнесом, связанным с недрами....
Это нормально?

10.03.2020
Александр Хуршудов: Снижение нефтяных цен будет сейчас определяться не действиями ОПЕК+, а общим падением деловой активности в мире

02.04.2020 Александр Хуршудов

Здравствуйте! Извините, не увидел Ваш вопрос, отвечаю с запозданием...
1. На фондовых рынках падающий тренд установился, и в ближайшие 1-2 месяца вряд ли развернется
2. Когда говорят о себестоимости (этот показатель принят только в России), забывают, что она включает налоги. А у нас НДФЛ так устроен, что снижается вместе с мировой ценой. Поэтому Арамко говорит не о том, ее цифры относятся к цене примерно 60 долл/барр, а в нынешних условиях - никуда не годятся...

07.04.2011
"Ишимский машиностроительный завод" реализует невостребованные МТР

31.03.2020 Хасанов Ришат Шакирович

Здравствуйте. Нас интересует неликвиды запорной арматуры с хранения пришлите ваш список с ценами на почту [email protected] Заранее спасибо.

06.12.2019
На Ямале с 2020 года будут по-новому считать северные

27.03.2020 Тарасова Альбина

80 процентов северной надбавки начисляют только в буджетных организациях . В ООО " Сервис Газ Автоматика" для работников это касается

24.03.2020
Губернатор Брянской области дал поручение проверить цены на АЗС

25.03.2020 Осипов Геннадий Александрович 56 лет

Я только приветствую что вы удерживайте цены на топливо, но кто удержит цены на продукты.У людей сегодня большие проблемы, многие вынужденно не работают, а наш мелькрук поднимает цену. Дуки 31 магазин продукты 70р.за 900г.гречки вместо40, как вам это нравится.

21.03.2020
Александр Шпильман: Оптимальной ценой для нефтяных рынков в настоящий момент можно считать цену выше $40 за баррель

21.03.2020 Александр Хуршудов

Да, все примерно так, кроме того, что после отскока на $50, брент продолжит снижение... Ибо долгосрочный падающий тренд при этом останется в силе.
Сейчас сломать этот тренд может только истощение сланцевых залежей. Оно не за горами, начнется через 3-4 года.

20.03.2020
Нефть дорожает на 6-7%: Brent - $30,17 за баррель, WTI - $27,72

20.03.2020 Мизис Вдадимир Александрович

Я не понимаю наших "СТРАТЕГОВ",которые вопреки здравому смыслу сумели усугубить и без того тяжелую ситуацию на нефтяном рынке,выйдя из сделки ОПЭК,когда во всём мире катастрофические последствия коронавирусной пандемии.Доллар взлетел вверх,поставщики всех импортных товаров пересчитывают цены на15-20%,а это отразиться на населении.Необходимо срочно садиться за стол переговоров с Саудовской Аравией и не рассказывать сказки,что Россия выдержит уровень нефти 20-25 в течении 6 лет.Зачем создавать себе проблемы из-за призрачных иллюзий некоторых "сказочников".Президент,как наш Гарант нашей Конституции,должен сделать выбор в пользу своего народа!Это усилит его позиции у простых людей,и во всём мире.Паника сейчас никому не нужна.

18.03.2020
НОВАТЭК принимает все меры для предотвращения распространения коронавируса

19.03.2020 Иванов Игорь Степанович

А как работать контролерам газового хозяйства в условиях объявленного карантина?

04.03.2020
СибНАЦ проверили на преднамеренное банкротство

04.03.2020 Сидор

Оставили половину сотрудников без работы, кто перед пенсией. А так все хорошо. Они банкрот, но живут и не сидят в долговой яме. Дети все шоколаде, Брехунцов и К, а люди на бирже труда за 8-9 тысяч и потом голодная смерть. Кому нужны после 50 лет.

Индекс цитирования