Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Нефтяники доплатят государству за проданный в январе бензин

РБК
31 января 2019/ 07:58

Нефтяным компаниям придется поделиться с государством 10 млрд руб. — это часть премии, которую нефтяники формально получили на внутреннем рынке при продаже бензина в январе. Но на самом деле они продавали топливо с дисконтом

31 января истекает первый месяц использования механизма субсидии для сдерживания цен на бензин и дизель, который российское правительство запустило в прошлом году на фоне скачка цен на топливо. Это так называемая демпфирующая надбавка. Механизм работает так: если цены на нефть на мировых рынках подскочат и на внутреннем рынке снова образуется дисконт к экспортной цене топлива, государство доплатит нефтяникам из бюджета, который получит дополнительные нефтегазовые доходы. Если внутренний рынок, наоборот, окажется премиальным (и премия вырастет выше расчетных значений), в бюджет будут доплачивать нефтяники.

Работает ли схема?

В январе схема сработала неожиданным образом: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом к экспортной цене, но им все равно придется доплатить в бюджет.

Дело в том, что премия или дисконт к экспортному нетбэку (экспортная цена топлива минус транспортные расходы и экспортная пошлина) считается не от текущих биржевых цен, а от расчетных, установленных правительством, — 56 тыс. руб. за бензин и 50 тыс. руб. за дизель. Исходя из этих цен, получилось, что нефтяники получали условную премию при продаже бензина на внутреннем рынке и им придется доплатить в бюджет 3,6 тыс. руб. за каждую тонну, подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов. Фактически премии к цене не было.

В случае с бензином расчетные цены правительства (56 тыс. руб.) оказались выше и экспортного нетбэка (44,4 тыс. руб.), и реальной цены продажи топлива на бирже.

Например, 29 января тонна АИ-92 на бирже стоила 40,8 тыс. руб., это ниже нетбэка на 3,6 тыс. руб. Значит, нефтяники продавали на внутреннем рынке бензин с дисконтом к нетбэку, но все равно должны доплатить государству, заключает Ежов. При этом за дизель нефтяники, наоборот, получат по 4,3 тыс. руб. за тонну. В целом компании доплатят в бюджет 10 млрд руб., а получат за проданный с дисконтом дизель 10,5 млрд руб., подсчитал Ежов.

Разница между ценой на бензин и ценой на нефть в Европе сейчас намного меньше, чем на дизель, в результате и цена топлива низкая, объясняет директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Это объясняется снижением спроса на европейском рынке на бензин, он падает под действием фактора сезонности и продолжающегося роста топливной эффективности двигателей (в том числе вследствие ужесточения экологических требований к топливу), говорит он.

Готовы ли нефтяники доплачивать в бюджет?

Нефтяники недовольны тем, что за бензин приходится доплачивать, и предлагают Минэнерго и правительству или отказаться от демпфера, или заменить его плавающим акцизом, рассказывают два человека, близких к участникам заседаний на эту тему у вице-премьера Дмитрия Козака. Демпфер работает не так, как было задумано: никто не предполагал, что цены на бензин в Европе окажутся настолько низкими, несмотря на относительно высокие цены на нефть, при расчете демпфера образуется условная премия, и нефтяникам придется доплачивать в бюджет, говорит один из них. Маржа некоторых заводов оказалась ниже расчетной 2–5 руб. на литр, поэтому механизм демпфера нужно менять, с этим все согласны, вопрос — как именно, указывает он.

Заменить демпфер плавающим акцизом еще в прошлом году предлагали нефтяники, за это предложение выступала и ФАС. Механизм плавающего акциза похож на демпфер: Минэнерго предлагало увязать его с ценой нетбэка так, чтобы при формировании дисконта на внутреннем рынке акцизы для компаний снижались, а в случае если образуется премия — росли. Но Минфин выступал против перехода на плавающие акцизы: в этом случае пострадали бы дорожные фонды, для которых акцизы служат источником финансирования. Позиция Минфина по этому вопросу не изменилась, сказал РБК представитель министерства. Минэнерго в целом пока считает обе конструкции — демпфер и плавающий акциз — работоспособными, хотя в январе демпфер и сработал неправильно, говорит человек, близкий к министерству. Представитель Минэнерго пока не ответил на запрос РБК.

Вице-премьер Дмитрий Козак в среду заявил, что возвращаться к теме плавающих акцизов на топливо нецелесообразно — пока есть решение о работе демпфирующего механизма. Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Татнефти», «Сургутнефтегаза» и ННК пока не ответили на запросы РБК.

 

Просмотров 1287
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

06.07.2020
Звезда начала строить самый мощный в мире атомный ледокол

07.07.2020 Анатолий Васильевич

Мощь! 4 метра льды, это ж надо! Все таки умеют наши строить такие вещи, никто в мире не умеет, а наши вот умеют! Гордость берет!

02.07.2020
Елена Логинова: Коронавирус нанес сильный удар по индустрии выставок и конференций

02.07.2020 Заур

Печальные перспективы у этого сектора рынка, но хорошо, что хотя бы поиск форматов идёт

17.06.2020
Наталья Филина: В отказе отменить Государственную экологическую экспертизу нет заботы об окружающей среде

29.06.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет, PhD

Кобылкин прав на все 100%. Даже пояснять в чём прав не нужно.

23.06.2020
Павел Сорокин: Необходимо продолжать технологическое развитие нефтегазовой отрасли России

25.06.2020 Александр Хуршудов

Очередной финансист будет управлять нефтегазом. Комиссии, советы будет создавать, щеки надувать, по заграницам ездить. Изображать видимость работы за хорошую зарплату.

11.06.2020
В Белоруссии c июля станет платной зарядка электромобилей

22.06.2020 Римша Владислава

Абсолютно спокойно отреагировала на такие новости, потому что и так столько лет был тестовый бесплатный период.

16.06.2020
Видеоконференция Павла Завального: Перспективы и развитие газовых проектов в условиях кризиса

16.06.2020 Вахитов Ришат, 50 лет

Павел Николаевич,что надо предпринять , чтобы поднять статус нефтегазового инженера? Поднять качество подготовки инженеров в нефтегазовых вузах. Может,приблизить вузы к Минэнерго, нефтяникам, газовикам?

11.06.2020
Видеоконференция о ситуации с кадровым обеспечением нефтегазового комплекса в период кризиса

11.06.2020 Роман, Сургут, работаю в нефтяной отрасли

- Какие меры поддержки принимают компаниями. В том числе и нефтяными, для поддержки сотрудников. Насколько работа на «удаленке» показала свою эффективность, и возможен ли этот принцип работы в обычном режиме. Насколько у компаний хватает ресурсов, чтобы обеспечить сотрудникам удаленную работу?

03.06.2020
Доля России в польском импорте нефти в 2019 году сократилась до 61,5%

10.06.2020 Аноним

Похоже даже Польша сокращает свою зависимость от восточного агрессора.

25.05.2020
Станислав Митрахович: Германии нужен «Северный поток - 2», как гарантия стабильных поставок трубопроводного газа

06.06.2020 Ефимов Валерий Николаевич

Аргументом о нуждаемости Германии в геополитическом проекте СП в качестве "гарантии стабильных поставок трубопроводного газа" суть вещей перевернута с ног на голову, так как главный риск стабильности поставок прежде всего исходил от самого поставщика, что убедительным образом подтвердил оглушительный многомиллиардный проигрыш нахрапистой госмонополии в Стокгольмском арбитраже по спорам с покупателями Украины и Польши

Индекс цитирования