Евгений Аркуша: Эффективность мер по стабилизации цен на внутреннем рынке в России будем оценивать в марте 2019 года
Москва. Во всех регионах России в 2018 году наблюдались массовые повышение стоимости на топливо. С начала года рост цен на бензин в России превысил 9%, обогнав инфляцию, оптовые цены росли еще более высокими темпами. На итоговой пресс-конференции 20 декабря Владимир Путин отметил, что в 2019 году возможно очередное повышение на 1-1,5%. О важных изменениях на топливном рынке в уходящем году и о том, как будет развиваться топливный рынок в 2019 году, Агентству нефтегазовой информации рассказал президент НО «Российский топливный союз» Евгений Аркуша.
- Евгений Александрович, в мае 2018 года, когда цены на нефть впервые с 2014 года превысили показатель в $75 за баррель, ситуация ценообразования топлива заставила многих понервничать. Полгода правительство и нефтяные компании искали решение о сдерживании цен. Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся к концу года?
- В мае произошел один из самых ощутимых скачков цен на бензин и дизельное топливо за последние годы, они по сравнению с апрелем поднялись на 9-10%.
1 июня 2018 года АИ-95 впервые стал стоить дороже 45 рублей за литр.
Российский топливный союз, объединяющий участников розничного рынка нефтепродуктов, 17 мая опубликовал открытое письмо на имя председателя правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, в котором отметил беспрецедентный рост оптовых цен на нефтепродукты, которому сопутствовал и резкий рост розничных цен, а также необходимость принятия срочных регулятивных мер для насыщения рынка и снижения оптовых цен. В открытом письме также обращалось внимание на имеющийся диспаритет оптовых и розничных цен, который приводит к убыточности розничной торговли моторным топливом, и на недостаточную координацию действий регуляторов по контролю справедливого ценообразования.
Тогда правительство приняло экстренные меры, чтобы остановить резкий рост цен на моторное топливо. В результате акцизы на топливо были снижены на 2–3 рубля за литр, нефтяников обязали увеличить продажи топлива на внутреннем рынке на 3%, а также заморозить цены на АЗС.
Однако принятых мер оказалось недостаточно и с середины августа оптовые цены под воздействие внешних экономических факторов и на фоне ослабления рубля снова начали расти.
Российский топливный союз летом и осенью 2018 года неоднократно обращался к заместителю председателя правительства РФ Дмитрию Николаевичу Козаку с предложениями по стабилизации ситуации с ценообразованием на моторное топливо.
Наши предложения сводились к трем основным пунктам.
Первый пункт заключал необходимость сбалансированного насыщения внутреннего рынка моторного топлива для насыщения спроса, снижения волатильности оптовых цен и исключения возникновения диспаритета оптовых и розничных цен. Второй – это беспечение объективного формирования биржевых ценовых индикаторов, что требует внесение изменений в Совместный приказ Минэнерго РФ и ФАС России, а также Правил биржевой торговли на СПбМТСБ для увеличения конкуренции в ходе биржевых торгов, повышения ликвидности, обеспечения продаж в основную торговую сессию только в рынок и исключению возможности ценовых манипуляций производителей и трейдеров в ходе биржевых торгов.
Третьим пунктом стало обеспечение единообразных условий ведения хозяйственной деятельности независимых сетей АЗС и сетей АЗС ВИНК (конечная цель – извлечение прибыли), в том числе и по налоговой отчетности.
К концу октября на фоне продолжающегося роста цен на нефть на мировом рынке, ослабления рубля и принятия поправок в Налоговый Кодекс РФ по завершению «налогового маневра» в нефтяной отрасли Правительство РФ приняло решение о подписании соглашения 10 крупнейших нефтяных компаний с Минэнерго РФ и ФАС России по недопущению дальнейшего роста оптовых цен путем установления максимально допустимого уровня мелкооптовых цен и увеличению на 3% объемов реализации топлива на внутреннем рынке по отношению к пролому году. Соглашение действует до 31 марта 2019 года. Основная задача соглашения – не допустить резкого роста цен с 1 января 2019 года на фоне роста акцизов, НДС, налога на добычу полезных ископаемых, снижения экспортных пошлин в течение первого квартала, в котором будет происходить отладка демпфирующих механизмов, предусмотренных для стабилизации цен внутреннего рынка.
Одновременно приняты поправки в Правила биржевой торговли на СПбМТСБ, на необходимость введения которых неоднократно обращал внимание Российский топливный союз.
С середины ноября внешнеэкономическая ситуация изменилась коренным образом, внутренний рынок стал существенно премиальней поставок на экспорт, товарные потоки развернулись в обратную сторону и сегодня мы наблюдаем профицит предложения на внутреннем рынке, небывало большие объемы продаж бензинов на биржевых торгах и резкое снижение оптовых цен, сначала в крупнооптовом звене, а затем и в мелкооптовом, что, наконец то выводит розничный рынок из убытков, в котором он находился практически весь год.
Тяжелая ситуация остается только с поставками зимнего дизельного топлива, которого не хватает на рынке.
- Правительство и крупнейшие российские нефтяные компании договорились о мерах по стабилизации цен на внутреннем рынке горючего. Можно ли сказать, что ситуация на рынке нефтепродуктов стабилизирована?
- Меры приняты, но их эффективность мы оценим только в марте 2019 года.
Сегодня внутренний рынок моторного топлива работает в иных экономических условиях, по сравнению с прошлыми годами. Отсутствует возможность использования таких экономических рычагов, препятствующих росту экспортного паритета при росте мировых цен на нефть, как привязка курса рубля к нефтяным ценам, увеличение экспортных пошлин, снижение акцизов на нефтепродукты. Поэтому регуляторы предложили новые механизмы защиты от воздействия роста нефтяных цен на внутренние цены на нефтепродукты. Это отрицательный акциз на нефть, демпфирующие механизмы субсидирования. По мнению регуляторов, эти меры позволят стабилизировать цены внутреннего рынка с ростом в пределах инфляции.
Как я уже говорил, в течение первого квартала планируется практическая отработка этих мер.
Кроме того, в связи с ростом НДС планируется дополнительный рост розничных цен в январе на 1,7 %.
03.12.2025
В ЕС утвердили регламент по отказу от российского газа к 2027 году
Евросоюз, венгрия и словакия, играют "театр битвы интересов разных сторон", хотя играющая сторона одна - это евросоюз. Читать из статьи главное (цитата): "в отношении долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа запрет вступит в силу 30 сентября 2027 года при условии выполнения целевых показателей ЗАПОЛНЕНИЯ ХРАНИЛИЩ, предусмотренных в Положении о хранении газа, и не позднее 1 ноября 2027 года". (неужели планировали что-то нехорошее в 2027 году?).
Судя по всему, в ЕС планируют набить под завязку все свои хранилища к 2027г, а потом планово делать что-то нехорошее. Может стоит им отрезать газ и нефть уже в сегодняшнем году (чтобы нехорошим планам ЕС несуждено было сбыться)? Если ЕС набьёт под завязку хранилища а затем спровоцирует войну, то война может произойти (ведь ЕС ничего не теряет в этих планах), но если РФ сейчас отрежет ЕС от дешёвых нефти и газа то ЕС несможет набить хранилища а покупка дорогих энергоносителей из США сделает военные планы ЕС вообще невозможными. Торговцы энергией должны взвесить что для них и мира важнее: насыщенное энергией ЕС которое может спровоцировать третью мировую в которой разрушится всё у всех, или хронически-ненасыщаемая ЕС которая никогда несможет спровоцировать третью мировую. (а торговые линии можно перенаправить в африку, китай, и другие дружественные страны, и зарабатывать прибыльно-долго). При введении импортных ограничений поставки энергии на текущие расходы без возможности набить хранилища, Россия только выиграет, и даже предотвратит третью мировую войну, потому что: "кто грамотно регулирует напор в трубах, тот и предотвращает войны".
01.12.2025
ВНИГНИ предлагает создать целевой фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы
Давайте вспомним ставки ВМСБ и поговорим об их эффективности- в Югре только за семь лет их действия (1996-2002) суммарный прирост запасов «новой» нефти (5,2 млрд. т) компенсировал добычу на 84%.
Может не будем придумывать новые термины, а обратимся к Президенту РФ с предложением восстановить ставки с теми же задачами- ГРР в пределах НРФН с конкретными задачами:
- сейсморазведка 2Д
- ПРБ на новых площадях
- тематика
01.12.2025
Индия возобновила закупки нефти у Гайаны впервые с 2021 года
Можно и в ЧИЛИ закупать. Это называется исполнять волю США!
27.11.2025
Газпром выделил более $400 млн на газификацию Киргизии
Ай да молодцы!!!!!!!
25.11.2025
Бензин с этанолом и ММА: Насколько это безопасно для автомобиля
О чём речь? В России не было и в обозримом будущем не будет дефицита топлива. Это был кратковременный кризис — мы же не собираемся ещё многие годы воевать. К тому же, увеличение объёма бензина всего на 10% за счёт этанола — слишком незначительное. А вот риски от применения этанола более существенные. Не нужно этого делать! Оставьте допуск 5 %, как было, подумайте о людях!
17.11.2025
Цены на газ в Европе слегка подрастают, оставаясь около $378 за тыс. куб. м
В принципе не критично выше сейчас цена на газ в Европе - 378$ против 250$ (это ~ на 51% выше) прошлом в лучшие времена не так давно. Конечно при такой цене прежнего роста евро экономики уже не будет, и будет ли вообще, но люди адаптируются.
17.11.2025
«Справедливая Россия» просит заморозить цены на АИ-92, АИ-95 и дизтопливо
Давно уже пора, да и вернуть обратно на начало 2025г
17.11.2025
Обзор топливных цен: На АЗС Тюмени, ХМАО и ЯНАО зафиксировано снижение стоимости бензина
ого цены
14.11.2025
Биржевая цена бензина АИ-92 упала более чем на 2% за неделю
Уже неделю пишут, что бензин дешевеет, а на азс только повышают цену
10.11.2025
Индийские государственные НПЗ приобрели 5 млн барр. нефти на спотовом рынке
Индусы напужались


