Налоговый маневр: последствия для белорусских НПЗ и автомобилистов
До очередного этапа налогового маневра, который будет проводиться в Российской Федерации, остается меньше месяца. С 1 января 2019 года в России ежегодно будут уменьшаться вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты, а налог на добычу нефти (НДПИ) - повышаться соразмерно уменьшению пошлины на нефть. В результате к 2024 году НДПИ полностью заместит пошлину, и цена на российскую нефть для Беларуси станет мировой. О возможных последствиях налогового маневра для белорусской нефтепереработки в интервью БЕЛТА рассказала заместитель председателя концерна "Белнефтехим" Светлана Гурина.
- Налоговый маневр в Российской Федерации не может не повлиять на состояние топливного рынка Беларуси. Насколько сильным оно может оказаться?
- По нашим расчетам, в 2019 году нефть и для российских, и для белорусских НПЗ в условиях налогового маневра при средней котировке $70 за 1 баррель подорожает на $21,3 за 1 тонну. Цена нефти будет ежегодно увеличиваться на обозначенную величину. С 2024 года НПЗ будут покупать нефть по мировой цене. Все НПЗ, приобретающие нефть по мировой цене, нефтепродукты реализуют по рыночным ценам. В Российской Федерации это понимают, поэтому в налоговом законодательстве предусмотрели систему адресной поддержки переработчикам нефти. Ее цель - не допустить значительного роста цен на АЗС и при этом не потерять нефтеперерабатывающую отрасль. Российские компании, вкладывающие инвестиции в модернизацию, получат возмещение возрастающих затрат на нефть из бюджета в виде отрицательного акциза на нефтяное сырье. Для сдерживания цен на бензины и дизельное топливо на внутреннем рынке НПЗ России получат так называемый демпфирующий акциз, который позволит сблизить доходность поставок моторного топлива на внутренний рынок и на экспорт. В нашей стране, добывающей значительно меньше нефти, чем требуется имеющимся мощностям по ее переработке, бюджетных источников для такой поддержки нет. Поэтому белорусская сторона ведет с российской стороной переговоры о возможных компенсациях для Беларуси для создания равных условий работы НПЗ двух стран.
- Как НПЗ готовятся к новым условиям работы?
- Проводится модернизация НПЗ, направленная на увеличение в перспективе выхода светлых, более дорогих нефтепродуктов. Продолжается работа по снижению ими операционных затрат, в 2018 году это позволит сэкономить около $48 млн. Но только за счет внутренних резервов заводов последствия налогового маневра не компенсировать, ведь стоимость нефти в структуре затрат НПЗ занимает более 80%. А для производства нефтепродуктов нужны и другие ресурсы, на стоимость которых производитель не может оказать влияния, - это электро- и теплоэнергия, катализаторы, реагенты, занимающие суммарно еще около 10%. Поэтому крайне важно создать условия для нормальной работы НПЗ, при которых они будут иметь минимально необходимый уровень рентабельности, позволяющий платить и поставщикам, и кредиторам.
- Нынешняя кампания по увеличению цен на автомобильное топливо на копейку поможет решению этой задачи?
- Увеличение цены на одну копейку еженедельно - это возможность менее болезненно для потребителя приблизить розничную цену топлива к экономически необходимому уровню. Сейчас у нас топливо остается в разы дешевле, чем в большинстве стран-соседей. Превышение есть только над российской розницей, и оно остается незначительным - до 7%. Но при отсутствии компенсаций белорусским переработчикам придется увеличивать разницу по цене с российским рынком, где стоимость топлива будет сохраняться низкой за счет бюджетных дотаций. Изменение цены топлива на белорусском рынке будет происходить в зависимости от цены закупаемой нефти, курса белорусского рубля, налоговой составляющей, которая занимает сегодня около трети в цене топлива.
- Рассматривается ли вариант снижения акцизов на нефтепродукты на внутреннем рынке?
- На 2019 год проектом бюджета Беларуси предусмотрено снижение акцизов на 25%. По расчетам, в зависимости от ситуации на нефтяном рынке может потребоваться корректировка акцизов в большем размере. Акцизы с 2019 года в Российской Федерации будут выполнять регулирующую функцию, позволяющую смягчить рост цен на автомобильное топливо. Такой подход целесообразен и для белорусского рынка топлива.
- Есть ли позитивные для Беларуси сценарии развития событий, связанных с налоговым маневром?
- Позитивным для белорусских НПЗ и автомобилистов является снижение цены нефти, которое мы наблюдаем в последние недели. Ведь это создает условия для скорейшего перехода к формульному ценообразованию на нефтепродукты. И, безусловно, мы надеемся, что будут достигнуты договоренности о сохранении условий поставки российской нефти.
07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ
Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю
23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»
Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.
18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников
Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!
27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации
Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!
23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний
Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.
28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании
Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!
28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток
С удовольствием больше у вас не заправляюсь.
25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт
Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут
04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса
Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.
20.07.2023
События отрасли - 20 июля
А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык