Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Минэнерго предложило потратить 175 млрд рублей на развитие газомоторного рынка

РБК
26 ноября/ 12:02

Минэнерго подготовило программу развития рынка газомоторного топлива до 2024 года, на которую просит из бюджета 175 млрд руб. Ключевые цели программы — рост количества газовых заправок в 4 раза, продаж газа на них — в 5 раз

​Разработанная Минэнерго при участии Минпромторга и Минтранса шестилетняя подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива» предполагает выделение из бюджета 174,7 млрд руб. на субсидии нефтяникам, производителям автомобилей, региональным властям на закупку общественного транспорта и другим участникам рынка. Копия документа есть у РБК.

Представитель Минэнерго отказался комментировать документ. Пресс-служба Минтранса не ответила на запрос РБК. Представитель Минпромторга​ подтвердил, что в ведомстве рассмотрели подготовленный Минэнерго вариант концепции. ​«По линии Минпромторга России планируются бюджетные ассигнования в объеме 2,5 млрд руб. в 2019 году и по 13 млрд руб. в 2020–2024 годах», — уточнил он.

Кто получит субсидии и компенсации

Согласно программе, нефтяным и газовым компаниям, которые будут строить новые газовые заправки, предполагается компенсировать от 25 до 40% расходов (исходя из стоимости одной криозаправки в 150 млн руб. и 160 млн руб. для заправки на компримированном газе — АГНКС). Это, по замыслу авторов документа, поможет компаниям окупить убытки от работы станций в первые три года их существования и сократить срок окупаемости до семи-восьми лет.

На эти цели Минэнерго предлагает выделить в 2019–2024 годах 40 млрд руб. Еще 67,5 млрд руб. Минпромторг распределит на поддержку роста автопарка на газе — по 10 млрд руб. в год в течение пяти лет получат производители такого транспорта.

На закупку компаниями железнодорожного и водного транспорта на СПГ предлагается направить 16 млрд руб. Минфину и Минэкономразвития поручено к августу 2019 года разработать льготы для бункеровки на СПГ.

Кроме того, в программе отдельной строкой указаны расходы на «пропаганду расширения использования природного газа в качестве моторного топлива» — это 1 млрд руб.

Пока финансирование программы не согласовано. «Документ рассматривается в установленном порядке», — сообщили РБК в пресс-службе Минфина. «Столько денег в бюджете на развитие газомоторного топлива сейчас нет, да и финансовых обоснований для их выделения пока недостаточно», — отметил источник РБК в этом ведомстве. Чтобы мероприятия программы были реализованы в полном объеме, документ должен быть согласован до конца 2019 года.

Какими будут результаты программы

По данным авторов программы, сейчас рынку газомоторного топлива мешает развиваться недостаток газозаправочных станций, бункеровочных баз в портах, экипировочных пунктов железных дорог. Еще одной проблемой является недостаточное количество производства как автомобилей на газе, так и карьерной и сельхозтехники, ограниченные возможности перевода существующего парка транспортных средств на газомоторное топливо и высокая стоимость зарубежной газомоторной техники.

В качестве эффекта от реализации программы Минэнерго ждет рост рынка сбыта газа на транспорте внутри страны в пять раз, до 3,8 млрд куб. м в год к 2024 году с 685 млн куб. м в 2018 году. К этому сроку предусмотрено строительство 1,4 тыс. газовых заправок. К 2030 году в оптимистичном сценарии ведомство прогнозирует рост потребления газа на транспорте до 10,7 млрд куб. м в год, а рост автопарка, который сможет использовать газ, — до 700 тыс. единиц.

Российские производители транспортных средств на газе заложенные в программу идеи Минэнерго поддерживают. Директор ГК «РариТЭК» (производит автобусы на СПГ и КПГ) Юрий Шпорт отметил, что государственная поддержка производителям необходима в долгосрочном периоде. «Именно эти субсидии позволяют реализовывать газомоторную пассажирскую или грузовую автотехнику по ценам ниже дизельной», — сказал он РБК.

Вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева считает, что предложенная концепция позволит существенно ускорить обновление парков двухтопливной техники, работающей и на бензине, и газе. «Сейчас программа субсидирования транспорта на газе принимается на ежегодной основе, это создает неопределенность по следующим периодам, каждый раз замораживает развитие рынка до принятия программы следующего года», — отмечает она. По ее словам, ГАЗ инвестировал в газомоторные технологии свыше 10 млрд руб.

Переход на газ дорог, но перспективен

Как заявил в июне президент Владимир Путин, «для нашей страны и для многих других стран мира первичным источником, гораздо более экологичным, является газ». Он напомнил, что многие страны стимулируют внедрение экологически чистых видов транспорта, в том числе электроавтомобилей, но для России более актуален вариант перевода машин на газ.

На долю транспорта, который использует бензин и дизельное топливо, приходится около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и порядка 10% выбросов парниковых газов, согласно данным Минэнерго. Использование природного газа в качестве моторного топлива позволяет снизить выбросы минимум на 5%, повысить ресурс двигателей и срок эксплуатации транспортных средств, считают в министерстве.

Годовой экономический эффект снижения топливных затрат на всех видах транспорта при реализации программы «Развитие рынка газомоторного топлива» оценивается в ней более чем 300 млрд руб. к 2030 году.

Участники рынка отмечают, что в стране мало газовых заправок, поскольку строить их дорого и невыгодно. «Срок окупаемости капитальных затрат на строительство станции сегодня составляет порядка 12 лет, несмотря на высокую востребованность использования природного газа как моторного топлива потребителем. Ведь газ сильно дешевле бензина. Для рынка будет чувствительна поддержка государства в размере субсидирования хотя бы 30% от понесенных затрат на строительство одной АГНКС, что позволит увеличить сеть таких заправок», — отмечает собеседник в одной из компаний, которая развивает свою сеть газовых заправок.

Построить заправку на СПГ в Амстердаме стоит порядка €1,2 млн (около 95 млн руб.), говорит совладелец компании «СПГ-Горская» Кирилл Лятс. При этом комплексное оборудование для нее обходится в €0,5 млн. «Строить газовые АЗС в России на порядок дороже обычных бензиновых. Помимо этого, дорого обходится закупка общественного транспорта на газе: он и техника для промышленности — основные потребители газа таких заправок. Один только автобус на газе стоит порядка 15 млн руб., из которых государство готово субсидировать порядка 8,5 млн», — отмечает Лятс. По его словам, из-за этой дороговизны было сорвано выполнение госпрограммы массового перевода на газ муниципального транспорта и идет повсеместное внедрение электроавтобусов — конкурентов такого транспорта.

Старший консультант VYGON Consulting Александр Былкин считает неокупаемыми крупные газовые заправки на региональных трассах стоимостью от 160 млн руб. «Небольшую газовую заправку на компримированном газе можно построить в 3–5 раз дешевле, заправка же на СПГ, скорее всего, обойдется дороже 160 млн руб. Проблема с тем, что слишком мало транспорта на газе, который мог бы там регулярно заправляться. И объемы продаж газа не окупают эксплуатацию заправок даже с учетом того, что дизель и бензин существенно дороже», — отметил он.

Максим Шикунец, директор по развитию компании «Парма-Генерация», считает, что помимо финансовой поддержки нужны дополнительные преференции для техники на СПГ и КПГ. «Для газомоторной техники надо на три-пять лет отменить все налоги, отменить плату в рамках системы «Платон», ввести длительные государственные контракты на закупку услуг, оказываемых техникой, работающей на природном газе, на срок от трех до пяти лет», — суммирует эксперт.

Он полагает, что помимо российских необходимо поддерживать автопроизводителей, действующих в рамках Единого таможенного союза, и иностранных производителей, которые готовы локализовать свое производство автомобилей на газомоторном топливе в России. Надо также поддерживать проекты ориентированных на экспорт малотоннажных заводов по производству СПГ как моторного топлива, что позволит получить гарантированные объемы реализации СПГ и часть объемов направить на внутренний рынок. По мнению Шикунца, развитие рынка газомоторного топлива увеличит налоговые поступления в бюджет от экспорта нефти: рост потребления газомоторного топлива сократит потребность в производстве бензина и дизельного топлива, остановит рост стоимости моторных топлив. Освободившиеся объемы нефти можно будет отправлять на экспорт, что увеличит поступление валютной выручки в страну, заключает он.
 

Просмотров 746
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

23.11.2018
В «Самотлорнефтегазе» нашли способ, позволяющий сократить количество обводненных зон при бурении скважин

23.11.2018 Габдрашитов Радик Фридатович 43 года

На самом деле, тема очень актуальная. На Южно-Приобском месторождении данные виды работ проводились с 2014года. Закрывемые муфты МГРП использовались для проведения повторного ГРП. Данные муфты закрывались лишь при пробных работах, т.е. перед проведением ГРП проводилось испытание на закрытие. Так было проведено МГРП на болле, чем 10 скважинах по технологии Мангуст (свместная работа ГРП и ГНКТ).
По прошествии 2-3х лет были проведены попытки закрытия муфт и последующее проведение рефрака.
Из 3-х скважин лишь на 1й удалось закрыть 2 муфты. Технология себя не оправдала. Основные причины: негерметичность при опрессовках и невозможность перемещения из-за коррозии.
Поэтому хотелоь бы улышать отзыв о работе данной муфты по прошествии времени.

23.11.2018
Инновационная разработка специалистов "Самотлорнефтегаза" позволила добраться до недоступных пластов

23.11.2018 Вильданов Рустем Ринатович 36 лет

Мы готовы сотрудничать в Проектировании обустройства данных скважин. ООО ЭНЕРГОСТРОЙ .

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

19.11.2018 Куренев Александр Валерьевич

Короче нет с ними никакой связи, на письма не отвечают, все замяли

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

Индекс цитирования