$86.09 -0.19%
$ 92.59 +0.02
€ 100.27 -0.14
               

Российский бюджет потерял 100 млрд рублей из-за недозагрузки НПЗ

РБК
22 октября 2018/ 16:09

Владельцы АЗС и трейдеры предупреждают, что из-за недозагрузки НПЗ могут быть ограничены поставки топлива на биржу, что ведет к росту оптовых цен. По их оценкам, из-за простоя мощностей бюджет теряет более 100 млрд руб. акцизов

Независимый топливный союз (НТС, объединяет владельцев АЗС и трейдеров нефтепродуктов) обнаружил, что мощности по переработке нефти на российских заводах (НПЗ) были недозагружены на 21,6 млн т нефти за январь—июль 2018 года, или на 3 млн т в месяц. Об этом говорится в письме президента НТС Павла Баженова на имя профильного вице-премьера Дмитрия Козака, отправленном 18 марта (у РБК есть копия письма).

Аналитический центр НТС пришел к выводу о недозагрузке мощностей на основе анализа данных по 36 российским НПЗ, включая заводы крупных компаний. Из-за этого за первые семь месяцев 2018 года бюджет недополучил более 103 млрд руб. акцизов, подсчитали аналитики союза.

Представитель Козака Илья Джус отказался комментировать РБК служебную переписку. По его словам, в среду, 24 октября, у вице-премьера запланировано совещание с нефтяными компаниями. «В повестке — ситуация на рынках нефтепродуктов, а также возможные корректировки параметров завершения налогового маневра», — отметил он.

Согласно расчетам НТС, Московский НПЗ «Газпром нефти» в январе-июле был загружен на 81% (1,44 млн т недозагрузки). Загрузка мощностей небольших заводов отдельных компаний и вовсе составляет менее 20%. Например, завод компании «Газпром добыча Астрахань» способен переработать 4,2 млн т нефти, а де-факто перерабатывает 0,82 млн.

«Недозагрузка НПЗ ведет к тому, что вертикально интегрированные компании (ВИНК), которым они (заводы. — РБК) преимущественно принадлежат, могут ограничивать поставки объемов бензина и дизельного топлива, в том числе на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСб). Это ведет к росту оптовых цен, что в условиях заморозки розничных цен становится причиной ценового диспаритета на топливном рынке и ведет к тяжелым финансовым последствиям для независимых АЗС», — предупреждает Баженов.

В конце мая Козак договорился с руководителями крупных нефтяных компаний о заморозке цен на бензин на заправках. Оптовые цены на бензин на СПбМТСб на АИ-92 с 1 по 22 октября выросли на 3,37%, с 49,049 тыс. руб. до 50,762 тыс. руб. за тонну, на АИ-95 — на 1,71%, с 54,7 тыс. руб. до 55,7 тыс руб за тонну, на зимнее дизельное топливо — на 4,31%, с 53,5 тыс. руб. до 55,9 тыс. руб. за тонну.

В качестве решения проблемы НТС предлагает позволить в рамках государственно-частного партнерства создать юридическое лицо, которое будет загружать свободные мощности, покупая нефть на СПбМТСб, а затем продавать полученные нефтепродукты на бирже по схеме «давальческого сырья». При давальческой схеме переработки нефти, или процессинге, предприятие возвращает собственнику нефти готовые нефтепродукты и получает плату за свои услуги. «Предложенная мера позволит существенно увеличить поставки бензина и дизельного топлива на биржу, что приведет к стабилизации оптовых цен на приемлемом уровне, а также к дополнительным поступлениям в федеральный бюджет», — утверждает глава НТС. По его словам, союз может выступить в роли оператора биржевой торговли по приобретению сырья и реализации произведенных нефтепродуктов.

Источник в одной из крупных нефтяных компаний сообщил РБК, что де-факто все заводы ВИНК загружены полностью и не имеют резервов для переработки сторонней нефти по давальческим схемам. «Когда эксперты говорят о недозагрузке мощностей, то считают и выбывшие из строя старые установки, которые продолжают числиться на заводах, но уже не используются после проведенной модернизации», — отмечает собеседник РБК.

Владимир Капустин, заведующий кафедрой технологий переработки нефти РГУ нефти и газа им. Губкина, считает верными расчеты НТС по недозагруженным мощностям российских НПЗ. Однако, по его мнению, реализовать схему давальческой переработки нефти на их простаивающих мощностях будет нереально. «Собственниками НПЗ являются акционеры нефтяных компаний, это не госактивы. Вопреки их воле загрузить эти мощности не получится. А рост выпуска нефтепродуктов с последующей их продажей на бирже приведет к падению биржевых цен и вслед за ними и других цен на топливо на внутреннем рынке. Нефтяникам выгоднее отправить излишки нефти на экспорт», — считает эксперт.

Просмотров 1783
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.

20.07.2023
События отрасли - 20 июля

21.07.2023 Наталья

А Лев Ровнин, заменил неэфективное структурное бурение сейсморазведкой. Сразу появились стркутуры например Усть Балык


^