Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

В России может быть создан крупный оператор нефтеналивных цистерн

Коммерсант
17 октября 2018/ 09:38

Владелец Трубной грузовой компании (ТГК) Александр Карманов, известный на рынке масштабными, но несостоявшимися консолидационными проектами, теперь хочет создать с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) оператора нефтеналивных цистерн. Инвестиции в проект могут превысить 55 млрд руб., с парком в 33,5 тыс. цистерн новая компания будет сопоставима с «Нефтетранссервисом» и «Трансойлом». Впрочем, собеседники “Ъ” отмечают, что найти грузовую базу под такой парк будет проблематично.

Трубная грузовая компания Александра Карманова и ГТЛК обдумывают создание оператора нефтеналивных цистерн с рабочим названием «Евротранзитойл» (ЕТО), он должен консолидировать свыше 33,5 тыс. цистерн, рассказал “Ъ” источник, знакомый с планами сторон. Инвестиции в проект могут составить 55,3 млрд руб., свыше $800 млн планируется занять у ЕАБР как на ГТЛК, так и на ЕТО для приобретения в РФ цистерн по 1,65 млн руб. за штуку. ЕТО планируется зарегистрировать в Казахстане, в РФ будет работать филиал. Зампред правления ЕАБР Андрей Крайний сообщил “Ъ”, что банк «не комментирует неподписанные соглашения». В ГТЛК не комментируют «нереализованные проекты», в ТГК на запрос “Ъ” не ответили.

Как поясняет источник “Ъ”, по плану ГТЛК передаст ЕТО цистерны в лизинг, оператор будет, в частности, обеспечивать поставку в Китай на базе DAP от 10 млн тонн дизельного и судового топлива в год по контракту с China Petroleum Technology & Development Corporation (CPTDC, дочерняя структура нефтегазовой CNPC). Базовый уровень доходности (WACC) проекта должен составить 13%, дисконтированный денежный поток (DCF) — порядка 14 млрд руб.

В компаниях, говорит собеседник “Ъ”, признают тенденцию ухода нефтепродуктов в трубопроводный транспорт.

С 2014 по 2017 год объем перевозок нефтегрузов в цистернах сократился на 30 млн тонн, или на 11,5%. После ввода новых трубопроводов железная дорога потеряет свыше 10 млн тонн грузов в 2018 году, следовало из весенней презентации «Нефтетранссервиса». Но эти потери ОАО РЖД отчасти компенсирует переводом нефтегрузов во второй тарифный класс, скидками и так далее. Как говорил в августе директор монополии по коммерческой деятельности Алексей Шило, за счет скидок в первом полугодии удалось привлечь 4,5 млн тонн нефтегрузов.

Но ЕТО, рассказывает собеседник “Ъ”, делает ставку как на меры ОАО РЖД, так и на увеличение первичной переработки нефти за счет изменения госполитики, в результате чего выпуск нефтепродуктов должен вырасти на 5 млн тонн в год. Списание цистерн и рост производства ГСМ, по его мнению, должны привести к 2020 году к достижению баланса парка, исчезновению профицита цистерн и росту ставок. Если же ставка не поднимется с 900 руб. до 1,1 тыс. руб. за вагон в сутки, дельту берется покрыть ТГК за счет 2,3 млрд руб. своих средств, рассказал источник “Ъ”. Но по проекту долгосрочной программы развития ОАО РЖД после 2025 года перевозка нефтегрузов вырастет на 10,3–28,3 млн тонн к уровню 2018 года. Глава «Трансойла» Игорь Ромашов в июне говорил «Ведомостям», что количество цистерн падает медленнее, чем грузовая база, и нет смысла покупать цистерну, не обеспеченную контрактом.

Это не первый консолидационный проект ТГК и ГТЛК. В 2016 году у компаний была концепция консолидации профицитного на тот момент парка полувагонов лизинговых компаний (порядка 200 тыс. единиц) на базе ГТЛК с передачей их в управление крупным игрокам и списанием части парка — так называемый план «Ураган». Реализован он не был (см. “Ъ” от 24 февраля, 17 марта, 20 апреля 2016 года). А в 2017 году Александр Карманов просил президента РФ Владимира Путина поддержать проект погашения долгов принадлежавшей Уралвагонзаводу «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ), парк которой тогда был в аренде у Федеральной грузовой компании (ФГК) ОАО РЖД. Для этого ГТЛК предлагалось перенанять парк УВЗЛ за 49 млрд руб. и сдать его в сублизинг Третьей грузовой компании, учрежденной на базе ТГК, а УВЗЛ дать компенсацию в размере 25 млрд руб. Но в ноябре 2017 года парк УВЗЛ забрал у ФГК без неустойки «Ростех», что лишило схему ТГК смысла.

Источник на рынке задается вопросом о том, у кого новая компания купит цистерны: «Собственники известны, и у них парк под контрактами. Уверен, что такой объем не купят». Также он не уверен в способности найти под этот парк грузовую базу, так как «объемы законтрактованы с существующими операторами». Другой собеседник “Ъ” говорит, что выход в этот сегмент без подтвержденной грузовой базы — довольно сомнительная затея: органический рост грузовой базы в текущих условиях невозможен, а основные отправители нефтепродуктов распределяют свои ресурсы с перспективой на пять лет и более.

В сегменте нефтеналивных цистерн в 2017–2018 годах постепенно растут арендные ставки, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров: в третьем квартале ставка по крупным партиям достигла 850 руб. за вагон в сутки, в четвертом, скорее всего, превысит 900 руб., а к концу года в период сезонного пика может приблизиться к 1000 руб. Профицит цистерн есть, говорит эксперт, но он уменьшился и фактически сосредоточен у «Трансойла», «Нефтетранссервиса» и ФГК. 1,65 млн руб. за цистерну, отмечает Михаил Бурмистров, это закупка подержанного парка, по такой цене «Транссинергия» (Rail Garant) в третьем квартале продала более 2,2 тыс. цистерн «ИСР-Трансу». Эксперт резюмирует, что потенциал для консолидации вторичного парка существует, но масштаб проекта и расчет на быстрый рост ставок чреваты серьезными финансовыми рисками.

Просмотров 1171
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

17.02.2020
Александр Хуршудов: Гидродинамические методы повышения нефтеотдачи могут стать новой экспортной инновацией

19.02.2020 Александр Хуршудов

Спасибо, Константин Любнардович! Мне тоже кажется, что пришла пора отойти в сторону от политики и заняться настоящим нефтяным делом.....

18.02.2020
Алексей Забозлаев: Форум «Нефтяная столица» привлекает все больше участников

18.02.2020 НИКУЛЬШИНА НАТАЛЬЯ ДЬВОВНА ГЕОЛОГ МОСКВА

Уважаемые организаторы, хочу напомнить, что в этом году 21 июня, юбилей открытия первой промышленной нефти в Шаиме. Первооткрыватели ,это Ровнин,Эрвье,Шалавин,Урусов, и другие интересные люди. Хочу отметить, что Салманов к этому открытию НИКАКОГО, даже косвенного отношения не имеет.Мой тел. 89032705910. Могу выслать доументальный фильм 1964 года. Путь к первой нефти. Свердлрвская киностудия. На пленках нет, но в интернете найти можно.У меня еще есть фильм Главный геолог. Его по ЮГРА ТВ показывали.

18.02.2020
Юрий Трутнев: Россия отстает в разведке новых месторождений на шельфе

18.02.2020 Синица Владислав Владимирович, конструктор-изобретатель

Слова-то красивые и правильные, а вот где дела? Только я знаю, как проводить донные сейсмические исследования на шельфе роботизированным способом; только моя конструкция автоматизированной донной установки может бурить скважины без людей (подробнее - в ЖЖ Aviagr). Сотни других изобретений - и все не востребованы ВИНКАМи, которые тратят деньги на "инструкции по поеданию колбасы" - т.н. "цифровизацию". Но цифрами, словно словом Божьим, скважину не пробурить, нефть не выкачать, от воды и мехпримесей не освободить - нужно ЖЕЛЕЗО! Работоспособное, надежное и недорогое. Словоблудием делу не поможешь...

19.06.2019
Приемщики ушли в тень, но раздельный сбор мусора в Тюмени остался

14.02.2020 Радаева нина Эдуардовна 64 года

Меня возмущает, что убраны сетки для сортировки пластика. Очевидно г. Моор очень волнуется за свою должность и боится связываться с владельцами завода(который бездействует). А наши суды все поют в дуду руководителей облости.
Лично для меня нетрудно сортировать мусор. Даже была какая-то гордость, что Тюмень начала приближаться к цивилизованным странам.

22.01.2020
Михаил Юлкин: Потенциальный ущерб от таяния мерзлоты достигнет $2 млрд в год

25.01.2020 Каприелов Константин Любнардович, 66 лет.

Представляться на этом сайте, полагаю, мне не нужно.
Я полностью солидарен с Олегом Александровичем Анисимовым.
От себя лишь добавлю, а какого сообщения ещё можно было ожидать от директора "ЦЕНТРА Экологических ИНВЕСТИЦИЙ" - только такого: "...будет огромный ущерб, и потребуются огромные инвестиции в экологию...".

22.05.2018
Генеральным директором АО "Тюменнефтегаз" назначен Владимир Трубников

31.12.2019 Гоппе Любовь Ивановна 1955 г.р.

Уважаемый Владимир Александрович, сердечно поздравляю Вас и Вашу замечательную семью с Новым Годом! Счастья Вам на все года! Так назначено судьбой, все сомнения - долой! "Радуйтесь за всё подряд!" - Мудрецы так говорят. Прошу Вас, дорогой Владимир Александрович, позвонить мне, как будет возможность. Мой телефон 8-913-800-95-98.

02.12.2019
Александр Хуршудов: позвольте поделиться опытом прогнозирования нефтяных цен

29.12.2019 Поцелуев Алексей Валерьевич, 31.

Очень полезная статья, спасибо. Наполнена смыслом и заслуживает внимания! Очень правильный вывод отражает действительность.

28.12.2019
Новый норвежский сорт нефти Johan Sverdrup угрожает Urals в Европе

28.12.2019 Кузнецов Владимир Александрович

Очень было бы интересно узнать содержание РЗМ в этой нефти.

27.12.2019
Открытия года: Новые месторождения в России и мире

28.12.2019 Ампилов Юрий Петрович

Месторождение им. Динкова «обособилось» от открытого 30 лет назад Русановского, ранее считавшееся единым. Суммарные Запасы оказались меньше, чем ранее в едином Русановском. Нярмейское тоже немного разочаровало. Здесь ждали не менее 150. То же и со многими другими открытиями

24.10.2019
Константин Симонов: Как не заблудиться в Париже

24.12.2019 Потапов Виктор

Автор ну очень осторожен в своем анализе российской действительности по отношению к Парижскому соглашению.
Подобных групп в России не 4 а значительно больше. Одной из главной среди них это "Газпром" и другие нефтегазовые компании. Наряду с перечисленными в статье, все эти группы с "открытыми клювами" ждут внешних "углеродных кредитов" по статье 6 Парижского соглашения, как это было и в рамках 6 статьи Киотского протокола. Все эти группы вкусили офшорного участия в серой схеме продажи российских прав на выбросы (в отсутствии закона о порядке оборота этих прав на территории России) на общую сумму свыше 2,5 млрд. долларов США. Но если в рамках Киотского протокола у России было право вето о вступлении его в силу, позволяющее его продать, то в рамках Парижского соглашения (ПС) таких возможностей у России нет. Мало того, развивающиеся страны, во том числе Китай, Индия, Бразилия просто не дадут России зарабатывать на её участии в ПС, что и подтверждают результаты прошедшей 25 Конференции Сторон РКИК в Мадриде.
Исключение составят Газпром и Росэнергоатом, которые экспортируя свою продукцию в другие страны могут зарабатывать за счет наличия в этих странах углеродных налогов. Но, как представляется, этих доходов бюджет и экономика России не увидят, как это было с участием дочек Газпрома на "углеродном рынке" стран ЕС и других стран...

Индекс цитирования