Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Как нефтяникам в России помогут удерживать цены на бензин

Коммерсант
14 сентября 2018/ 12:18

Минэнерго торопится помочь нефтяникам удерживать цены на бензин. Речь идет о выплате субсидии — так называемой демпфирующей надбавке. Это компенсация из бюджета части выручки, которую компании могли бы заработать на экспорте, но потеряли из-за необходимости отправлять продукцию на внутренний рынок по низким ценам. Министерство попросит правительство начать финансирование нефтяников уже с октября этого года.

Еще в феврале в Москве можно было заправиться бензином АИ 95 примерно по 41 рублю за литр. Но с приходом весны цены устремились вверх — в марте и апреле рост составил около 5%, а к концу мая на некоторых АЗС можно было увидеть ценник в 45 рублей.

Тогда профильное ведомство решило снизить акцизы на бензин. Летом стоимость топлива вроде бы стабилизировалась, но в конце августа все же случился еще один скачок. В правительстве объясняли рост цен различными факторами: кто-то винил санкции и повышение НДС, а, например, бывший вице-премьер Аркадий Дворкович посчитал, что значительный рост цен на бензин был вызван сменой кабинета министров — по его мнению, нефтяники воспользовались ситуацией и взвинтили цены в течение двух-трех недель перестановок.

В итоге правительство договорилось с нефтяниками, что те не будут больше повышать цены, сократят импорт и полностью обеспечат внутренний рынок топливом. За это из бюджета им полагалась компенсация половины потерь от несостоявшегося экспорта с января 2019-го. Но в Минэнерго решили не дожидаться нового года и начать платить уже с октября.

«Огромные дисконты сохраняются, несмотря на снижение акцизов с 1 июля. Получается, что заводам выгоднее отравлять эти продукты на экспорт, чем поставлять на внутренний рынок. Очень сильное давление экспортной цены, и долго так продолжаться не может. Органы государственной власти, которые отвечают за топливообеспечение обеспокоены такой ситуацией и пытаются предложить решение. Одно из решений — включить механизм демпфера раньше, чем, собственно говоря, он предусмотрен действующим законодательством. Естественно, все 100% государство не компенсирует, но речь идет о какой-то доле от этой величины», — говорит Ежов.

Эксперты отрасли, однако, заявляют, что административные меры в отношении регулирования цен на бензин неэффективны. Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов уверен, что лучше позволить рынку самому установить цену, даже если это приведет к росту. Зато такая мера приведет к оздоровлению всей системы.

«Все административные меры, которые направлены на попытку сбалансировать эту ситуацию, как правило, проваливаются. Система не является автоматической, она подразумевает приспособление, она подразумевает временной лаг. Лучше было бы, если бы система предполагала именно автоматическую приспосабливаемость внутреннего рынка под внешнюю конъюнктуру. Да, безусловно, мы бы видели определенную динамику цен, в том числе и розничных, но, во всяком случае, у нас бы не было никаких перебоев на внутреннем рынке», — полагает Баженов.

Есть и другие предложения по улучшению взаимодействия государства и топливных предприятий. Аналитик по нефти и газу Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что более эффективной мерой для поддержки цен на бензин было бы снижение действующих топливных акцизов. Таким образом компании могли сократить потери, и государству не пришлось бы платить им из бюджета.

«Главный вариант, который обсуждается — возвратный акциз. Но мне кажется, есть и другой вариант — снижение акцизов на топливо. По моему мнению, они, наверное, все-таки не столь необходимы в России, потому что акциз – это, в первую очередь, залог, который используется для регулирования потребления какой-либо продукции, это обычно вредная продукция, там табак, алкоголь. Его можно постепенно снижать, тем самым компенсируя рост цен на нефть и ослабление рубля. Тогда рост цен на бензин на АЗС можно удержать, я думаю, в рамках инфляции», — отметил Полищук.

Несмотря на рост цен на топливо в течение почти всего этого года, по данным Bloomberg, Россия все еще входит десятку стран с самым дешевым бензином. Лидер рейтинга — Венесуэла, где бензин стоит меньше цента.

Просмотров 1656
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.01.2019
В Беларуси в 2019 году планируют увеличить добычу нефти

13.01.2019 пан а.н. 65 л

надо торопиться с добычей нефти пусть пока струдностями
использовать новейшие достижения в этой области
это путь к реальной свободе.

28.12.2018
Александр Хуршудов: Новый год идет к нам в компании с финансовым кризисом

09.01.2019 Александр Хуршудов

Анастасия, благодарю Вас. Есть у меня небольшая разница с другими аналитиками. Они работают за деньги, а я - для души...:)))

28.12.2018
Игорь Сечин: На стоимость нефти сейчас влияет повышение ставки ФРС

28.12.2018 Александр Хуршудов

Игорь Иванович сильно преувеличивает значение ФРС. Более существенный фактор в том, что ОПЕК реально не сокращает добычу, а в США она растет. Поэтому временно имеется избыток предложения.

24.12.2018
Агентство нефтегазовой информации одержало победу в рейтинге «Нефтегаз-Реклама-2018»

28.12.2018 Виктория Анисимова 39 лет

Поздравляю, рейтинговое, успешное и оперативное агентство. Удачи и дальнейшего процветания в новом году!

20.12.2018
Уметь эффективно управлять: от студента до топ-менеджера

25.12.2018 Ришат Вахитов

Константин, не припомню ни одного такого случая на Самотлоре, позднее в Уренгое. Любыми путями удерживали на месторождениях. Хотел за границу попасть, дотоптался до 1 зама министра Филановского, услышал такое: мы для чего вам квартиры дали, должности, жёнам работу, что бы вы уезжали??? Нет. Чтобы работали там, где находитесь. Уехал из Москвы. Оставив надежды и деньги прогулял с референтами.

01.11.2016
Юрий Земцов: В науке не бывает скучно

14.12.2018 Беляева Ольга Анатольевна (Куликова)

Рада за старосту группы ТСН-1-73. Для меня очень интересная информация, хорошо что хоть один из нас стал достойным химиком и человеком науки. Желаю и в дальнейшем новых научных достижений.

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

Индекс цитирования