Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Немцы купят американский СПГ в обмен на "Северный поток-2"

Взгляд
25 июля 2018/ 15:26

США заставляют Германию построить СПГ-терминал, абсолютно не нужный ей с экономической точки зрения. Однако Берлин готов пойти на этот политический шаг, чтобы избавиться от нападок Вашингтона в адрес "Северного потока-2" и российского газа. Газпрому такая конкуренция будет только на руку – он легко докажет свое экономическое превосходство.

Германия все-таки намерена построить первый в стране терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ). Он будет расположен в городе Брунсбюттеле в федеральной земле Шлезвиг-Гольштейн. Местные власти и Берлин поддерживают эту инициативу.

Речь, видимо, идет об одобрении проекта, о котором в апреле сообщал Bloomberg со ссылкой на источники. Речь шла о терминале СПГ рядом с Гамбургом, а город Брунсбюттель как раз находится недалеко. Стоимость этого терминала мощностью до 5 млн тонн СПГ составит 600 млн долларов. Начать его строить планировали в 2019 году, чтобы запустить в 2022 году. Кроме того, ранее сообщалось, что компания RWE собирается построить еще один СПГ-терминал рядом с городом Дуйсбургом стоимостью в 500 млн долларов.

Никаких экономических причин для строительства даже одного СПГ-терминала у Германии нет. Достаточно посмотреть на неудачный опыт Польши и Литвы, которые построили СПГ-терминалы, но до сих пор не могут их загрузить на всю мощность.

В последние годы Европа строила много СПГ-терминалов. И что в итоге? Они заполняются менее чем на треть, а остальные мощности просто простаивают. Причина банальна – сжиженный газ дороже трубопроводного. Так, мощности всех построенных СПГ-терминалов в Европе составляют 235 млрд кубометров, тогда как в 2017 г. на Европу пришлось всего 55 млрд кубов СПГ, то есть 23% от общих мощностей.

"Этот шаг Германии будет для проформы, чтобы не выделяться из общей секты "любителей" СПГ. В Европе есть мантра, что как только ты построил СПГ-терминал, Газпром тебе сразу должен дать скидку, а значит, ты победил монополию. На самом деле это большая выдумка", – говорит преподаватель Финансового университета при правительстве РФ, эксперт ФНЭБ Игорь Юшков. Ведь СПГ дороже газа Газпрома, а планы по зарабатыванию на СПГ за счет его транзита остаются нереализованными.

Польша и Литва рассчитывали благодаря СПГ-терминалам стать газовыми хабами в Восточной Европе, то есть хотели зарабатывать не только на поставках для собственного рынка, но и на экспорте. Но в итоге они начали лишь конкурировать между собой.

В Литве, к примеру, построили СПГ-терминал и дальше не знали, что с ним делать. Долгосрочный контракт на поставку СПГ подписала только государственная компания – под давлением властей. Желающих больше не нашлось – невыгодно же, когда под боком более дешевый сетевой газ. В итоге компания еле концы с концами сводила. Но литовские власти такой провал стерпеть не смогли – и выпустили закон, по которому заставили всех потребителей в обязательном порядке закупать определенные объемы СПГ у госкомпании. В итоге даже имеющиеся СПГ-терминалы работают только благодаря нерыночным механизмам давления.

"Если бы конкуренция была честная, без двойных стандартов – Газпрому это было бы выгодней. Потому что с экономической точки он эту конкуренцию выигрывает. Но ему начинают вставлять палки в колеса, а его конкурентам – устраивать привилегированное положение", – продолжает собеседник.

Вот в Калининградской области Газпром собирается поставить СПГ-терминал. "Но если Калининграду он необходим для повышения энергетической безопасности российского региона, так как имеется угроза перебоев транзита газа из РФ через Литву, то для Германии необходимость такого терминала с экономической точки зрения – довольно спорный вопрос", – говорит Юшков.

Зачем же Германия собралась пополнить ряды неудачников? Немецкое издание говорит о политических аргументах в пользу этого проекта. Этот СПГ-терминал сможет опровергнуть упреки Белого дома в том, что Германия очень сильно зависит от российского газа и не пускает при этом на немецкий рынок американский СПГ. "Северный поток-2" является настоящим бельмом на глазу американского президента Дональда Трампа, который прибегает к разного рода давлению на европейские страны с целью заставить их покупать дорогущий американский СПГ.

Но если с Польшей все прошло гладко, то вот Германия оказалась куда более сильным соперником. Берлин дал отпор, а потом последовало заявление Трампа (после встречи с Владимиром Путиным), которое дало основания полагать, что санкций против "Северного потока-2" все же не будет. Хотя США не оставят попытки застолбить за собой европейский рынок и отодвинуть Газпром. СПГ-терминал в Германии станет, по сути, разменной монетой.

"Германию могут заставить построить ненужный ей терминал СПГ, но это будет проект исключительно для того, чтобы отстали, и ничего более", – говорит Юшков. То есть Берлин потратит 500–600 млн долларов на терминал в обмен на "Северный поток-2".

В принципе, цена не так высока. К тому же в перспективе этот СПГ-терминал может потребоваться, но опять же только для того, чтобы соответствовать формальным требованиям ЕС по наличию трех источников поставщиков энергоресурсов. Сейчас Германия этому требованию отвечает и без СПГ-терминала. Она получает газ по трубопроводам из России, Нидерландов и Норвегии. Правда, лет через пять Нидерланды могут превратиться из экспортера в импортера природного газа в силу истощения собственных месторождений. И тогда Германии может понадобиться третий источник газа, которым может стать СПГ.

В любом случае опасности для российского газа или "Северного потока-2" этот проект не несет. Кроме цены, а Германия получает российский газ вообще по самой низкой цене в Европе, важны объемы и стабильность поставок. Мощности СПГ-терминалов несопоставимы с российскими трубопроводами. Один только "Северный поток-2" имеет мощность в 55 млрд кубометров – столько СПГ приняла вся Европа в 2017 году. Мощность одного СПГ составляет менее 10%. Стабильность и оперативность поставок танкеры с СПГ обеспечить тоже не могут – это прерогатива трубопроводов.

Просмотров 2196
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.10.2019
На трассе «Амур» в Забайкалье перевернулся бензовоз

10.10.2019 иванов алексей леонидович

не вините водителя,посмотрите какая обочина и он не перевернулся ,он просто лег набок

27.09.2019
Сергей Канаев: Росстандарту необходимо проводить проверки в режиме «тайного покупателя»

04.10.2019 Сергей

Вот уж не ожидал встретить тут о Liqui Moly слова. Полностью согласен с комментарием выше, отличная продукция!

29.08.2019
Газпром с 1 октября 2019 года на 15% поднимет зарплаты рабочим

03.10.2019 Балакин Александр Иванович, 58 лет

Это несомненно правильное решение, но одностороннее в пользу рабочих. Заработная плата итр среднего звена при увеличении на 15% рабочим будет ниже заработной платы подчинённых ему работников. Интересно кто проводил мониторинг, расчёт повышения, и давал предложения руководству компанией?

02.10.2019
«Ямал СПГ» наращивает поставки в Азиатские страны через Севморпуть

02.10.2019 Анатолий Васильевич

Скоро вообще круглый год можно будет эксплуатировать СМП - уже принято решение о строительстве новейших супермощных ледоколов "Лидер" с реакторной установкой РИТМ-400. Вот это будет прорыв. И вот вот будут сданы новые тоже ледоколы, чуть менее мощные, но тем не менее самые крупные в мире на сегодняшний день .

01.10.2019
"Путники нефти" вместе с тюменскими ветеранами прошли по следам Салманова

01.10.2019 Карпов Валерий Александрович, 72

Я о том, что не случилось, как хотелось...
В 1969 году Фарман Салманов приехал в свой родной институт набирать геологов. Нас вызвалось человек 10. В следующем (выпускном) году обещанных вызовов не было. И поехали мы кто куда...Но через 22 года я все-таки попал в ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ: сначала начальником геолотдела Березовской экспедиции, потом - гл.геологом "Обьнефтегазгеология", затем -гл.геологом Управления поисково-разведочных работ "СНГ", а после -зам.нач.геол.управления "СНГ"....
На очередном СЪЕЗДЕ ГЕОЛОГОВ РОССИИ я подошел к Салманову, спросил: как же так получилось. Он долго вспоминал, а потом признался, что закрутился по случаю перевода в ГЛАВК...
А сейчас читаю книгу "70 ЛЕТ ТЮМЕНСКОЙ ГЕОЛОГИИ СЛУЖА ОТЕЧЕСТВУ" (под редакцией А.М.Брехунцова и В.Н.Битюкова) и думаю о том, что пропустил...А может нет?

24.09.2019
Западно-Сибирская нефтегазовая провинция еще долгое время будет локомотивом нефтегазовой отрасли

30.09.2019 савиных михаил ильич

Как быстро переобулся Канторович! В 1993 году он провалил мне канд. диссер по забытому нефтепоисковому признаку - аквабитум мумие. См. в сети Сухоложские записки.

20.09.2019
Северные дороги требуют нового подхода к их строительству

20.09.2019 Профессор К(П)ФУ Кемалов А.Ф.

Должен отметить о том, что в новом подходе к строительству автомобильных дорог нуждаются не только северные районы. Каждый регион страны имеет свои особенности. К решению задачи (высокая колейность, адгезия, старение и др.) надо подходить шире с учетом объективных факторов.

24.11.2017
Андрей Шушаков назначен новым генеральным директором "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза"

18.09.2019 Крюков Паша

Да если бы не я, не был бы он ген диром. Спасибо мне

05.09.2019
На Ямале временно закрыли понтонную переправу через реку Пур

09.09.2019 Анжела

Такое ощущение, что не временно, она всегда находится в состоянии покоя. Давайте уже один раз ее приведем в порядок и закроем, чтобы как в музее стояла. Выставка достопримечательностей. Потому что она скоро в книгу рекордов попадет, по числу дней, когда переправа закрыта

Индекс цитирования