Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: НДД в нефтяной отрасли снизит потери бюджета Югры от разработки истощенных месторождений

05 июля 2018/ 14:34

Ханты-Мансийск. Государственная дума 5 июля приняла законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД), направленный на совершенствование налогообложения в нефтяной отрасли. Ранее Югра предложила внести поправки в проект закона, касающиеся расширения перечня месторождений для эксперимента по введению НДД, однако они не были приняты, решено отложить рассмотрение вопроса до 2020 года.

Почему расширение эксперимента отложено и как принятие законопроекта о НДД отразится на доходах Югры и в целом России, в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

 

- Павел Николаевич, недавно стало известно, что рассмотрение вопроса расширения эксперимента по НДД отложено до 2020 года. В чем причина переноса обсуждения данного предложения? 

Этот законопроект принят во втором чтении 3 июля. 5 июля он принят в третьем, окончательном, чтении. С законопроектом немножко затянули, чтобы в рамках его принятия решить вопрос по снижению акцизов для светлых нефтепродуктов, чтобы стабилизировать цены на них в России.

По просьбе Ханты-Мансийского автономного округа мы совместно с Александром Сидоровым, так же представляющим в Госдуме Югру, в законопроект внесли две поправки.

Одна из них касалась расширения эксперимента. В рамках проекта под эксперимент попадали месторождения с общим объемом добычи 10 млн тонн, а общая сумма извлекаемых запасов со всех месторождений составляла 50 млн тонн. Мы попросили расширить эксперимент, чтобы извлекаемые запасы одного месторождения были 50 млн тонн, а общая добыча всех месторождений – 150 млн тонн. Эту поправку отклонили. Но при этом Минфин предложил вернуться к ее рассмотрению через один или два года.

Конечно, на стадии принятия закона об НДД менять общую концепцию документа - то же самое, что вносить новый закон. Принимаемый закон в той форме, в которой он есть, приведет к выпадающим доходам федерального бюджета в 30-40 млрд рублей в ближайшие 2-3 года, и это уже учтено в проекте федерального бюджета на 2019-2021 годы.  

Данные поправки в закон подразумевают рост выпадающих доходов и, соответственно, пересмотр бюджета, а это на данном этапе уже сложно сделать. Как видите, все процессы взаимосвязаны.

Поэтому Минфин предложил для начала принять закон без этой поправки, а через год вернуться к изменениям. За это время будут подготовлены новые расчеты в бюджет на 2020-2022 годы.

Вторая поправка, к сожалению, тоже не прошла. Она касалась части налога на прибыль в размере до 20% для регионального бюджета. Я говорил на пленарном заседании, что для поддержки добычи нефти на истощенных месторождениях округ за счет своего бюджета, за счет налога на прибыль и налога на имущество дает льготы нефтегазовым компаниям, которые занимаются эксплуатацией этих месторождений. Если бы Югра прекратила такую поддержку, то добыча нефти на этих месторождениях была бы прекращена. А это потеря рабочих мест, доходов округа, налоговых отчислений и т. д. 

Сумма всех льгот, которые округ предоставляет нефтегазовым компаниям, составляет более 25 млрд рублей в год, это большие потери для нашего бюджета. Исходя из этой логики, если совершенствуется система налогообложения, то Югра должна иметь право рассчитывать на дополнительные доходы, чтобы компенсировать в том числе ранее понесенные потери.

Конечно, НДПИ не предполагал такой схемы. При замене НДПИ на НДД объем налогов в пользу федерального и регионального бюджета в целом должен возрасти, так как переход на этот режим налогообложения приведет к увеличению объема добываемой нефти, прибыльности нефтегазовых компаний. Хочу отметить, что налог на прибыль является основным для ХМАО, он формирует более 40% доходной базы бюджета.

Кроме того, новый налоговый режим должен снизить расходы бюджета Югры, так как у округа не будет необходимости предоставления преференций для компаний, эксплуатирующих истощенные месторождения.

Всего мы с коллегой внесли 51 поправку к данному законопроекту, из которых учтены 28. На мой взгляд, получился очень неплохой закон.

 

- Вы упомянули, что выпадающие доходы федерального бюджета при вступлении в силу закона о НДД оцениваются в 30-40 млрд рублей. Это коснется и региональных бюджетов? 

- Как я уже сказал, в первые три года действия нового режима у нас будут выпадающие доходы, потом пойдет их компенсация. К 2025-2026 годам все потери налогов должны вернуться в федеральный бюджет.

При этом предполагается, что бюджет Югры тоже возрастет. Это произойдет за счет увеличения объема добычи нефти, повышения прибыльности работы компании, решения об изменении налоговой нагрузки и увеличению инвестиций в разработку месторождений и др. И со стороны округа не будет необходимости предоставлять преференции нефтегазовым компаниям, которые эксплуатируют месторождения на последней стадии разработки.

Эффект должен быть положительным как для федерального, так и для региональных бюджетов. Закон об НДД повлияет на увеличение и поддержание объемов добычи нефти, повышение эффективности работы компаний и недропользования в целом.

 

- На каких территориях и месторождениях начнется эксперимент?

- В закон входит четыре группы месторождений - как новые, так и истощенные, на территории всей России. Эксперимент коснется разных компаний и месторождений, это позволит сделать его более презентабельным и масштабным. В Ханты-Мансийском автономном округе в первую очередь речь идет об истощенных месторождениях.

Просмотров 3897
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.01.2019
В Беларуси в 2019 году планируют увеличить добычу нефти

13.01.2019 пан а.н. 65 л

надо торопиться с добычей нефти пусть пока струдностями
использовать новейшие достижения в этой области
это путь к реальной свободе.

28.12.2018
Александр Хуршудов: Новый год идет к нам в компании с финансовым кризисом

09.01.2019 Александр Хуршудов

Анастасия, благодарю Вас. Есть у меня небольшая разница с другими аналитиками. Они работают за деньги, а я - для души...:)))

28.12.2018
Игорь Сечин: На стоимость нефти сейчас влияет повышение ставки ФРС

28.12.2018 Александр Хуршудов

Игорь Иванович сильно преувеличивает значение ФРС. Более существенный фактор в том, что ОПЕК реально не сокращает добычу, а в США она растет. Поэтому временно имеется избыток предложения.

24.12.2018
Агентство нефтегазовой информации одержало победу в рейтинге «Нефтегаз-Реклама-2018»

28.12.2018 Виктория Анисимова 39 лет

Поздравляю, рейтинговое, успешное и оперативное агентство. Удачи и дальнейшего процветания в новом году!

20.12.2018
Уметь эффективно управлять: от студента до топ-менеджера

25.12.2018 Ришат Вахитов

Константин, не припомню ни одного такого случая на Самотлоре, позднее в Уренгое. Любыми путями удерживали на месторождениях. Хотел за границу попасть, дотоптался до 1 зама министра Филановского, услышал такое: мы для чего вам квартиры дали, должности, жёнам работу, что бы вы уезжали??? Нет. Чтобы работали там, где находитесь. Уехал из Москвы. Оставив надежды и деньги прогулял с референтами.

01.11.2016
Юрий Земцов: В науке не бывает скучно

14.12.2018 Беляева Ольга Анатольевна (Куликова)

Рада за старосту группы ТСН-1-73. Для меня очень интересная информация, хорошо что хоть один из нас стал достойным химиком и человеком науки. Желаю и в дальнейшем новых научных достижений.

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

Индекс цитирования