Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Павел Завальный: НДД в нефтяной отрасли снизит потери бюджета Югры от разработки истощенных месторождений

05 июля/ 14:34

Ханты-Мансийск. Государственная дума 5 июля приняла законопроект о налоге на дополнительный доход (НДД), направленный на совершенствование налогообложения в нефтяной отрасли. Ранее Югра предложила внести поправки в проект закона, касающиеся расширения перечня месторождений для эксперимента по введению НДД, однако они не были приняты, решено отложить рассмотрение вопроса до 2020 года.

Почему расширение эксперимента отложено и как принятие законопроекта о НДД отразится на доходах Югры и в целом России, в интервью Агентству нефтегазовой информации рассказал председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный.

 

- Павел Николаевич, недавно стало известно, что рассмотрение вопроса расширения эксперимента по НДД отложено до 2020 года. В чем причина переноса обсуждения данного предложения? 

Этот законопроект принят во втором чтении 3 июля. 5 июля он принят в третьем, окончательном, чтении. С законопроектом немножко затянули, чтобы в рамках его принятия решить вопрос по снижению акцизов для светлых нефтепродуктов, чтобы стабилизировать цены на них в России.

По просьбе Ханты-Мансийского автономного округа мы совместно с Александром Сидоровым, так же представляющим в Госдуме Югру, в законопроект внесли две поправки.

Одна из них касалась расширения эксперимента. В рамках проекта под эксперимент попадали месторождения с общим объемом добычи 10 млн тонн, а общая сумма извлекаемых запасов со всех месторождений составляла 50 млн тонн. Мы попросили расширить эксперимент, чтобы извлекаемые запасы одного месторождения были 50 млн тонн, а общая добыча всех месторождений – 150 млн тонн. Эту поправку отклонили. Но при этом Минфин предложил вернуться к ее рассмотрению через один или два года.

Конечно, на стадии принятия закона об НДД менять общую концепцию документа - то же самое, что вносить новый закон. Принимаемый закон в той форме, в которой он есть, приведет к выпадающим доходам федерального бюджета в 30-40 млрд рублей в ближайшие 2-3 года, и это уже учтено в проекте федерального бюджета на 2019-2021 годы.  

Данные поправки в закон подразумевают рост выпадающих доходов и, соответственно, пересмотр бюджета, а это на данном этапе уже сложно сделать. Как видите, все процессы взаимосвязаны.

Поэтому Минфин предложил для начала принять закон без этой поправки, а через год вернуться к изменениям. За это время будут подготовлены новые расчеты в бюджет на 2020-2022 годы.

Вторая поправка, к сожалению, тоже не прошла. Она касалась части налога на прибыль в размере до 20% для регионального бюджета. Я говорил на пленарном заседании, что для поддержки добычи нефти на истощенных месторождениях округ за счет своего бюджета, за счет налога на прибыль и налога на имущество дает льготы нефтегазовым компаниям, которые занимаются эксплуатацией этих месторождений. Если бы Югра прекратила такую поддержку, то добыча нефти на этих месторождениях была бы прекращена. А это потеря рабочих мест, доходов округа, налоговых отчислений и т. д. 

Сумма всех льгот, которые округ предоставляет нефтегазовым компаниям, составляет более 25 млрд рублей в год, это большие потери для нашего бюджета. Исходя из этой логики, если совершенствуется система налогообложения, то Югра должна иметь право рассчитывать на дополнительные доходы, чтобы компенсировать в том числе ранее понесенные потери.

Конечно, НДПИ не предполагал такой схемы. При замене НДПИ на НДД объем налогов в пользу федерального и регионального бюджета в целом должен возрасти, так как переход на этот режим налогообложения приведет к увеличению объема добываемой нефти, прибыльности нефтегазовых компаний. Хочу отметить, что налог на прибыль является основным для ХМАО, он формирует более 40% доходной базы бюджета.

Кроме того, новый налоговый режим должен снизить расходы бюджета Югры, так как у округа не будет необходимости предоставления преференций для компаний, эксплуатирующих истощенные месторождения.

Всего мы с коллегой внесли 51 поправку к данному законопроекту, из которых учтены 28. На мой взгляд, получился очень неплохой закон.

 

- Вы упомянули, что выпадающие доходы федерального бюджета при вступлении в силу закона о НДД оцениваются в 30-40 млрд рублей. Это коснется и региональных бюджетов? 

- Как я уже сказал, в первые три года действия нового режима у нас будут выпадающие доходы, потом пойдет их компенсация. К 2025-2026 годам все потери налогов должны вернуться в федеральный бюджет.

При этом предполагается, что бюджет Югры тоже возрастет. Это произойдет за счет увеличения объема добычи нефти, повышения прибыльности работы компании, решения об изменении налоговой нагрузки и увеличению инвестиций в разработку месторождений и др. И со стороны округа не будет необходимости предоставлять преференции нефтегазовым компаниям, которые эксплуатируют месторождения на последней стадии разработки.

Эффект должен быть положительным как для федерального, так и для региональных бюджетов. Закон об НДД повлияет на увеличение и поддержание объемов добычи нефти, повышение эффективности работы компаний и недропользования в целом.

 

- На каких территориях и месторождениях начнется эксперимент?

- В закон входит четыре группы месторождений - как новые, так и истощенные, на территории всей России. Эксперимент коснется разных компаний и месторождений, это позволит сделать его более презентабельным и масштабным. В Ханты-Мансийском автономном округе в первую очередь речь идет об истощенных месторождениях.

Просмотров 3730
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

26.10.2018
Павел Завальный: Налоговую нагрузку на нефтекомпании увеличивать нельзя

01.11.2018 Стадников Владимир Григорьевич

рост цен на топливо у нас идёт постоянный, вне зависимости от цены на нефть, и тем более., уж размер акцизов и налогов вполне сопоставим с размером прибыли нефтяных компаний.. которые сами вольны в формировании цены, ведь у них в распоряжении и добыча и переработка и реализация на внутреннем рынке и экспорт к тому же,да и правительство с ними "консультируется",а не музыку заказывает....

31.10.2018
Роман Панов назвал приоритеты в развитии сырьевой базы нефти в РФ

01.11.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич 58 лет

К сожалению сложившуюся ситуацию с ГРР такими темпами и подобными методами не исправить. Она только будет усугубляться. Нефтяные компании тратят на ГРР на порядок больше, чем государство. Думаю, что необходимо в корне менять подход государства к работе с нераспределенным фондом недр. Как вариант: на аукцион выставлять участки не по стоимости, а по объемам ГРР. А вот варианты ГРР и должно предлагать МПР, и ГРР каждого участка должно быть частью общего ГРР всего района и региона. Да и суть аукциона необходимо менять - отдавать право работ на участке даже единственному претенденту.
А большую часть финансирования Росгеологии направить на разработку Программ ГРР и привлечь максимальное количество научных предприятий, в первую очередь научных (я говорю о РАН), отраслевых, действующих в структурах нефтяных компаний, а также независимых.

25.10.2018
Италия и Россия договорились сотрудничать в области экологии

27.10.2018 Новикова Елена Викторовна 48 лет

Замечательно, когда возможно международное сотрудничество в области улучшения экологической обстановки. Но пока нет понимания, что же это будут за предприятия? Потому что мы все видим, как повсеместно идет подмена таких понятий, как мусоропереработка и мусоросжигание (или термическое обезвреживание, выдаваемое за переработку). Главное, чтобы в очередной раз мы не стали закупать бывшие в употреблении заводы, от которых пытаются избавиться в Европе, например, в связи с недавним запрещением производства одноразовых изделий из пластика: посуды, ватных палочек и др. Или бэушные мусоросжигательные заводы, в связи с европейским коммюнике о выводе из технологической цепочки по обращению с отходами процесса мусоросжигания!

25.07.2018
Павел Сорокин: Потенциал нефтяной отрасли в России пока не реализован

24.10.2018 Растегаев Борис Александрович

Капиталоемкость бурения хорошо за 50%. С конца 90-х по лекалам Запада отрасль выведена на аутосёрсинг (а сейчас ещё и раздельный сервис всего этих сервисов в бурении -17). а) большая часть кирпичей по окраинам промышленных городов; б) полностью угроблена буровая наука (и во многом образование), как следствие крест на любых инновациях; в) полная технологическая "панама", г) прямые потери примерно 4 трлн рублей в год.

15.10.2018
Роман Самсонов: Работа экспертного совета при Минэнерго РФ направлена на будущее нефтегазовой отрасли

20.10.2018 Гордеев Михаил Валерьевич

Мне очень нравится ваша статья.

25.09.2014
Евгений Кот назначен генеральным директором "Ямал СПГ"

16.10.2018 Алагулов Евгений 27

Добрый день у меня такая ситуация я отработал свою вахту в АО АРСЕНАЛ а работал я на вахтовом пос.САБЕТТА а зароботную плату не перевели досих пор заявление на увольнение было написано 6 октября. Прошу вас в этом разобраться

10.10.2018
Константин Каприелов: Российской газовой отрасли нужна оптимизация управления производственной системой на всех уровнях

10.10.2018 Кардан Сергей 48 лет.

ТНК (тнкисты)возможно по другим причинам не смогли Ковыкту освоить.

19.05.2011
Ляшко Николай Николаевич

09.10.2018 Саломатина Надежда Юрьевна 40 лет

Хочу поблагодарить Ляшко Николая Николаевича за оказаную моему ребенку помощь.Спасибо Вам Большое и Дай Бог Вам и Вашим Близким Крепкого Здоровья!

04.10.2018
Вагит Алекперов: ЛУКОЙЛ выступает за предсказуемость рынка и своих инвестиций

08.10.2018 Александр Хуршудов

При всем моем глубоком уважении к Вагиту Юсуфовичу согласиться с ним не могу. Нельзя государству отказываться от природной ренты, нельзя бесплатно отдавать свои недра на откуп компаниям. Допустим,Лукойл честно налоги заплатит, а много ли будет таких честных?
Для освоения трудноизвлекаемых запасов есть другой, более эффективный метод. Сокращение добычи и рост цены. И он - не за горами...

Индекс цитирования