Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Схема завершения налогового маневра предполагает очередное подорожание нефтепродуктов

Коммерсант
13 июня/ 08:07

“Ъ” стали известны параметры завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс. руб. на тонну получат только НПЗ, выпускающие бензин. Одновременно вводится плавающий акциз, в рамках которого бюджет будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой. Эти меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Минфин 9 июня разослал участникам процесса законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму. Маневр заключается в поэтапном (в течение 2019–2024 годов) снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. За следующие шесть лет бюджет планирует получить от маневра дополнительно 1,6 трлн руб.

Чтобы внутренние цены на топливо, вокруг резкого взлета которых в последние недели развернулся скандал по всей стране с митингами и публичными обращениями к президенту, не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников “Ъ”, критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья (при нынешнем курсе рубля).

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге НОВАТЭКа, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д. Такой подход соответствует идее Минфина, который рассматривает отрицательный акциз как субсидию для НПЗ и полагает, что лучше целевым образом субсидировать производство нужного рынку бензина, чем всю отрасль целиком.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. Например, 31 мая netback по АИ-95 был выше внутренней цены на 5,5 тыс. руб. на тонну, то есть бюджет вернул бы НПЗ 2,75 тыс. руб., что будет означать соответствующее снижение оптовой цены. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое: например, с начала года netback по бензину, по данным Reuters Kortes, вырос на 8,4 тыс. руб. на тонну (или 6,3 руб. на литр), тогда как цены на АЗС — только на 3,6 руб. на литр.

Если бы плавающий акциз работал сейчас, то уже происшедшего роста цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback (так как половину компенсировал бы бюджет).

С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Собеседники “Ъ” в нефтекомпаниях уточняют, что цены на авиакеросин в любом случае невозможно повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. По судовому топливу источники “Ъ” оценивают возможный рост цены в 6 тыс. руб. (около 15%), но, возможно, на него будет дана отдельная субсидия. Что касается битума, то Минфин, по данным “Ъ”, не видит большой проблемы в подорожании, учитывая, что в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн руб.

Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет. По словам собеседников “Ъ”, «Роснефть», в сущности, не участвовала в обсуждении: «Они на совещаниях говорили, что маневр в принципе не нужен. Но так как президент принял решение, что маневр будет, не было пространства для диалога». Один из источников “Ъ” считает, что некоторым НПЗ «Роснефти» в Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) дадут адресные льготы вне рамок основного маневра.

Если не обращать внимания на частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, в текущем варианте маневра остается стратегическая проблема: предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах.

По плану должен реализоваться первый вариант, то есть рост внутренних цен. Но они уже сейчас вызывают резкий протест населения и бизнеса, и правительство проводит прямо противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения повысить экспортные пошлины на нефтепродукты — те самые пошлины, от которых оно хочет избавиться по итогам маневра.

Просмотров 943
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

16.08.2018
АссоНефть призывает правительство убрать барьеры в налоговом маневре

18.08.2018 Вахитов Ришат, эксперт АНГИ

МиниНПЗ Ассонефти надо делиться с внутренним рынком. Ну пусть запишут цифру 400 тыс.тн. И что? Если всё гнать на экспорт-на чём ездить будем ?

19.06.2018
Константин Симонов: Государство не заинтересовано в развитии малых нефтяных компаний

06.08.2018 Александр Хуршудов

Сергею Ветчинину. Я с удовольствием с Вами соглашусь, если Вы приведете мне хоть один пример, когда малое предприятие благополучно закончило разработку месторождения, достигло проектного КИН и сдало лицензию государству. Мне не приходилось встречать таких, но может быть, Вам повезло больше?

01.08.2018
"Самотлорнефтегаз" очистит с помощью новой технологии около 150 км трубопроводов

06.08.2018 Александр Хуршудов

Все это хорошо, но не надо сильно претендовать на новизну. Насколько я помню в 80-х годах подобная очистка уже широко производилась, например, на водопроводных трубах в Германии....

10.07.2018
Тюменцам летом придется заплатить за отопление

11.07.2018 Гурский Сергей Анатольевич 46

Цифры небольшие и платёж только за отопление, никаких перерасчётов за весь период отопления или его части не было. Осталось пять дней - за пять и платим, ничего необычного. Просто люди знают что отопление отключили, вот и не поняли что происходит.

06.07.2018
Алексей Конторович: Для разработки баженовской свиты необходима госпрограмма на уровне проектов освоения космоса СССР

10.07.2018 Иванов АА

правительство в скором будущем поймет что это хороший продукт переработки востребован на рынке на эти цели уже выделены деньги.

03.07.2018
Тюменские газопотребители уличили Бориса Хачатурова во лжи

05.07.2018 Алекс Дубаев 44 года

Объявить нелегитимной карточку абонента, причём всех сразу - это, конечно, полный беспредел. Мне кажется, человек окончательно разочаровал людей в Газпроме. А про клиентоориентированность... Тут полный косяк.. Человек вместо того, чтоб решить одну проблему, и в самом деле ввёл в заблуждение остальных.

04.07.2018
Павел Завальный: АЗС следует оснастить системой удаленного контроля качества и количества бензина

04.07.2018 Антипенко Игорь

Собственники АЗС должны четко знать, что если они будут нечестно вести бизнес, то у них заберут разрешение на право занятия данным бизнесом. А закон и должна дума прописать и как можно быстрее принять! От качества топлива зависит и экология и средства в карманах населения.

02.07.2018
Александр Хуршудов: Нефть дорожает на сомнительных данных американской статистики

03.07.2018 Александр Хуршудов

Кушайте на здоровье! Как говорится: Вы просите песен - их есть у меня...:))))

02.07.2018
Нижневартовский нефтегазовый форум инноваций и инвестиций состоится 14-15 ноября

02.07.2018 Киселёв Дмитрий Дмитриевич, 58 лет

По моему мнению, наиболее актуальной темой может быть "структура запасов и проблемы восполнения. Стратегия ГРР "старых" месторождений"

28.04.2017
Рустам Камалтдинов: "ГЕОТЕК Сейсморазведка" показывает хорошие результаты

26.06.2018 Сеидов Сеид 57 лет

Здравствуйте Рустам!
Хорошее интервью о хорошей работе.
В 2008 году в Ашхабад приезжали представители ГЕОТЕК. Сейчас Вы не работаете в Туркмении? ТАПИ - Вы в курсе об этом проекте? Если есть интерес к этой теме свяжитесь со мной. Мой телефон: +99365890807.
С уважением, Сеид.

Индекс цитирования