Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Схема завершения налогового маневра предполагает очередное подорожание нефтепродуктов

Коммерсант
13 июня 2018/ 08:07

“Ъ” стали известны параметры завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс. руб. на тонну получат только НПЗ, выпускающие бензин. Одновременно вводится плавающий акциз, в рамках которого бюджет будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой. Эти меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Минфин 9 июня разослал участникам процесса законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму. Маневр заключается в поэтапном (в течение 2019–2024 годов) снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. За следующие шесть лет бюджет планирует получить от маневра дополнительно 1,6 трлн руб.

Чтобы внутренние цены на топливо, вокруг резкого взлета которых в последние недели развернулся скандал по всей стране с митингами и публичными обращениями к президенту, не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников “Ъ”, критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья (при нынешнем курсе рубля).

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге НОВАТЭКа, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д. Такой подход соответствует идее Минфина, который рассматривает отрицательный акциз как субсидию для НПЗ и полагает, что лучше целевым образом субсидировать производство нужного рынку бензина, чем всю отрасль целиком.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. Например, 31 мая netback по АИ-95 был выше внутренней цены на 5,5 тыс. руб. на тонну, то есть бюджет вернул бы НПЗ 2,75 тыс. руб., что будет означать соответствующее снижение оптовой цены. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое: например, с начала года netback по бензину, по данным Reuters Kortes, вырос на 8,4 тыс. руб. на тонну (или 6,3 руб. на литр), тогда как цены на АЗС — только на 3,6 руб. на литр.

Если бы плавающий акциз работал сейчас, то уже происшедшего роста цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback (так как половину компенсировал бы бюджет).

С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Собеседники “Ъ” в нефтекомпаниях уточняют, что цены на авиакеросин в любом случае невозможно повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. По судовому топливу источники “Ъ” оценивают возможный рост цены в 6 тыс. руб. (около 15%), но, возможно, на него будет дана отдельная субсидия. Что касается битума, то Минфин, по данным “Ъ”, не видит большой проблемы в подорожании, учитывая, что в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн руб.

Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет. По словам собеседников “Ъ”, «Роснефть», в сущности, не участвовала в обсуждении: «Они на совещаниях говорили, что маневр в принципе не нужен. Но так как президент принял решение, что маневр будет, не было пространства для диалога». Один из источников “Ъ” считает, что некоторым НПЗ «Роснефти» в Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) дадут адресные льготы вне рамок основного маневра.

Если не обращать внимания на частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, в текущем варианте маневра остается стратегическая проблема: предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах.

По плану должен реализоваться первый вариант, то есть рост внутренних цен. Но они уже сейчас вызывают резкий протест населения и бизнеса, и правительство проводит прямо противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения повысить экспортные пошлины на нефтепродукты — те самые пошлины, от которых оно хочет избавиться по итогам маневра.

Просмотров 1176
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

07.02.2019
СКР начал проверку информации о невыплате зарплаты строителям «Ямал СПГ»

15.02.2019 Соболев Олег Анатольевич

По телефону нам сообщили что выплат не будет, денег нет. Выплаты будут только тем кто работал в мае 2017 года.

04.02.2019
Анатолий Нестеров: Транспортировка природного газа в виде гидратов может составить альтернативу СПГ

07.02.2019 Оптимист, 62 года

Пример для пессимистов.
Первая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурено в США в 1821 году, а промышленная добыча сланцевого газа началась в начале 2000-х годов. В "Газпроме" о сланцевом газе тоже долгое время говорили как об иллюзии. Благодаря сланцевому газу в США смогли резко и быстро нарастить добычу природного газа. Сейчас в США на сланцевый газ приходится 40% от общего количества добываемого в стране природного газа. Благодаря в том числе и "сланцу", США попытаются вытеснить "Газпром" из Европы. Вот тебе и иллюзии.

07.02.2019
В Тюмени «мусорная» реформа продолжает внедряться, несмотря на протесты

07.02.2019 николаев владимир, 57 лет

Гений мусорного полководца внушает оптимизм, но не нам...

03.02.2019
В Тюмени состоялся митинг против роста тарифов на вывоз мусора

04.02.2019 Карнаухов Олег Анатольевич 55 лет

главное, во всей этой мусорной афере, это то что, народу, навязано заключение прямых договоров! то есть исключены из процесса УК с ТСЖ и прочие самоорганизующиеся структуры по решению общих коммунальных вопросов, как юридические лица... тем самым, жители оставлены один на один с мощными юридическими службами корпораций, для заведомого проигрыша -им. и, данная проблема, не только в отношение новоявленных мусорщиков, но и других ресурсных монопольщиков... с целью извлечения максимальной прибыли -любыми способами!

01.02.2019
В Тюмени ушел из жизни почетный геолог Иван Нестеров

03.02.2019 Ришат Вахитов

Ушла эпоха...

29.01.2019
Тюменцы считают себя неуслышанными в вопросах "мусорной" реформы и готовятся к протесту

30.01.2019 Нестина Людмила геннадьевна

Смешно даже!!!! Какие надо иметь доходы, чтоб было столько мусора!!!!!!!!!

20.12.2018
Уметь эффективно управлять: от студента до топ-менеджера

30.01.2019 Ришат Вахитов 29.01.2019 ,67 лет

Вот так да ! Вроде мы с Главой Республики не договаривались )) А тут и я о вузах и он тоже.https://news.mail.ru/politics/36140235/?frommail=1

17.01.2019
Александр Моор: Жители Тюменской области смогут выбрать способ оплаты за вывоз мусора

20.01.2019 Карнаухов Олег Анатольевич 55 лет

Исходя из информации, про болезнь организаторов митинга, озвученной в Вашей статье, на два часа дня четверга, заканчивающейся недели -возникает вопрос... Как, Вы думаете, почему официальный, печатный орган мэрии Тюмени -Тюменский Курьер, не стал в пятницу (на следующий день) перепроверять, все ли в порядке с заявкой от больных (по факту неработоспособных), организаторов -на митинг? И, выдал в своей передовице на выходные дни, для всех законопослушных горожан, официальное сообщение о том, что "Заявка в администрации города согласована" (с)!
При этом опровержений на официальных сайтах, что указанного издания, что самой мэрии, как и правительства области, до сих пор нет...

10.01.2019
В Беларуси в 2019 году планируют увеличить добычу нефти

13.01.2019 пан а.н. 65 л

надо торопиться с добычей нефти пусть пока струдностями
использовать новейшие достижения в этой области
это путь к реальной свободе.

Индекс цитирования