$90.02 -0.09%
$ 94.32 +0.25
€ 100.28 +0.35
               

Схема завершения налогового маневра предполагает очередное подорожание нефтепродуктов

Коммерсант
13 июня 2018/ 08:07

“Ъ” стали известны параметры завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Отрицательный акциз на нефть в размере примерно 3 тыс. руб. на тонну получат только НПЗ, выпускающие бензин. Одновременно вводится плавающий акциз, в рамках которого бюджет будет возмещать компаниям половину разницы между внутренней ценой топлива и экспортной альтернативой. Эти меры призваны смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива. Но другие нефтепродукты, например мазут и битум, подорожают в полтора раза и более.

Минфин 9 июня разослал участникам процесса законопроект о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли. Документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 14 июня, а через неделю — на заседании правительства, после чего должен быть внесен в Госдуму. Маневр заключается в поэтапном (в течение 2019–2024 годов) снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут. За следующие шесть лет бюджет планирует получить от маневра дополнительно 1,6 трлн руб.

Чтобы внутренние цены на топливо, вокруг резкого взлета которых в последние недели развернулся скандал по всей стране с митингами и публичными обращениями к президенту, не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников “Ъ”, критерием будет производство товарного бензина 5-го класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчета примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья (при нынешнем курсе рубля).

Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объема переработки в 3 млн тонн.

НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз — это, в частности, завод в Усть-Луге НОВАТЭКа, Марийский НПЗ группы New Stream Дмитрия Мазурова и т. д. Такой подход соответствует идее Минфина, который рассматривает отрицательный акциз как субсидию для НПЗ и полагает, что лучше целевым образом субсидировать производство нужного рынку бензина, чем всю отрасль целиком.

Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учетом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. Например, 31 мая netback по АИ-95 был выше внутренней цены на 5,5 тыс. руб. на тонну, то есть бюджет вернул бы НПЗ 2,75 тыс. руб., что будет означать соответствующее снижение оптовой цены. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.

Установление акциза будет похоже на мониторинг экспортной пошлины: рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий. Это сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое: например, с начала года netback по бензину, по данным Reuters Kortes, вырос на 8,4 тыс. руб. на тонну (или 6,3 руб. на литр), тогда как цены на АЗС — только на 3,6 руб. на литр.

Если бы плавающий акциз работал сейчас, то уже происшедшего роста цен на АЗС хватило бы для компенсации роста netback (так как половину компенсировал бы бюджет).

С учетом этих инструментов налоговый маневр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше — не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо.

Собеседники “Ъ” в нефтекомпаниях уточняют, что цены на авиакеросин в любом случае невозможно повысить с текущих уровней, так как тогда иностранные авиакомпании перестанут заправляться в РФ. По судовому топливу источники “Ъ” оценивают возможный рост цены в 6 тыс. руб. (около 15%), но, возможно, на него будет дана отдельная субсидия. Что касается битума, то Минфин, по данным “Ъ”, не видит большой проблемы в подорожании, учитывая, что в ближайшие шесть лет на дорожную инфраструктуру через спецфонд будет выделено 3 трлн руб.

Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет. По словам собеседников “Ъ”, «Роснефть», в сущности, не участвовала в обсуждении: «Они на совещаниях говорили, что маневр в принципе не нужен. Но так как президент принял решение, что маневр будет, не было пространства для диалога». Один из источников “Ъ” считает, что некоторым НПЗ «Роснефти» в Восточной Сибири (Ачинск, Ангарск) дадут адресные льготы вне рамок основного маневра.

Если не обращать внимания на частные трудности отдельных компаний или групп потребителей, в текущем варианте маневра остается стратегическая проблема: предполагается, что нефтекомпании переложат рост налоговой нагрузки на переработку либо в увеличение внутренних цен, либо сократят свою маржу. Во втором случае некоторые, даже крупные НПЗ станут операционно убыточными, тогда их загрузка будет снижаться, что может привести к дефициту топлива в отдельных регионах.

По плану должен реализоваться первый вариант, то есть рост внутренних цен. Но они уже сейчас вызывают резкий протест населения и бизнеса, и правительство проводит прямо противоположную политику: замораживает цены на АЗС по договоренности с нефтяными компаниями, угрожая в случае невыполнения повысить экспортные пошлины на нефтепродукты — те самые пошлины, от которых оно хочет избавиться по итогам маневра.

Просмотров 1772
+ х
Комментарии

Последние комментарии к новостям

05.04.2024
Работники «Самотлорнефтегаза» приняли участие в масштабных спортивных мероприятиях НК «Роснефть»

12.04.2024 Грищенко Вера

СУПЕР! Братишка ты МОЛОДЕЦ !!!
Мы очень рады твоим достижениям в гиревом спорте!!! Ты ЛУЧШИЙ!!!

07.12.2016
Иркутской нефтяной компании требуется супервайзер по ГНКТ

06.02.2024 Никитин Юрий Александрович 55лет +79684000785

Имею опыт в соответствии с вашими требованиями к соискателю

23.01.2024
В Лангепасе при поддержке ЛУКОЙЛа открылось литературное молодежное кафе «БуКафе»

25.01.2024 Анна Олеговна

Хотим поблагодарить ПАО «Лукойл» за предоставленную возможность реализовать нашу многолетнюю мечту - создание литературного кафе на базе Библиотечно- информационного центра г. Лангепаса. Этот проект дает старт реализации многих творческих идей и действительно востребован нашими читателями молодого возраста.

18.01.2024
Юные когалымчане осваивают гончарное искусство при поддержке нефтяников

18.01.2024 Будукова АГ

Выражаю огромную благодарность ПАО «Лукойл» за уникальную возможность поучаствовать в конкурсе, в следствии чего приобрести современное оборудование! Теперь наши воспитанники не только почувствуют себя в роли настоящих мастеров гончарного дела, но и познакомятся с древнейшей профессией!

27.12.2023
«РН-Няганьнефтегазу» объявлена благодарность Председателя Совета Федерации

28.12.2023 Руслан

Громадное спасибо Валентине Ивановне от всех коллег!

23.12.2019
Валерий Федоров: Климатическая доктрина РФ нуждается в обновлении с учетом комплекса знаний

30.10.2023 Сергиенко Петр Якубович

Я полностью разделяю доказательства и выводы о том, что антропогенный фактор глобального потепления на Земле не является доказанным. На 99,9% является естественный космический фактор.

28.09.2023
Валентина Матвиенко и Наталья Комарова обсудили развитие законодательства в недропользовании

29.09.2023 Игорь Романов

Вот правильно! О том, какие законы для людей принимать, надо людей и спрашивать! Матвиенко поддержка!

28.08.2023
«Нефтьмагистраль»: ряд АЗС из-за роста цен в опте вынуждены продавать топливо в убыток

26.09.2023 Иванов Степан Михайлович

С удовольствием больше у вас не заправляюсь.

25.09.2023
Бензин и дизель на бирже продолжают дешеветь после запрета на их экспорт

26.09.2023 Ирина 61 год

Вчера цены упали, а сегодня вновь биржевые цены поднялись! А потому что, по моему, другую лазейку нашли оптовики: типа Казахстан хочет закупить двойной обьем бензина , у них НПЗ на плановый ремонт встают. Вот и прогонят через Казахстан, а уж куда прогонят, явно не в Россию. Вот и хватают на бирже снова огромные количества бензинов. Не мытьем так катаньем. И по новому кругу: заседания правительства, комитетов и т.д. И опять заседать наверно будут

04.09.2023
Роман Тойб расскажет на видеоконференции о перспективах отечественного нефтесервиса

29.08.2023 Вахитов Ришат Нигматьянович

Важность этой темы не требует доказательств. Ведь нефтесервисы это всеобъемлющее поле трудов и затрат нефтяника в нефтедобыче.
От сейсмики до строительства буровых установок, включая геологоразведку, бурение и т. д.
О чём вы планируете разговор?О какой перспективе в сложнейший период нефтегазовой истории страны?
Хотелось бы увидеть повестку конференции.
Очень большой резерв здесь вижу - дефицит управления подотраслью.
Недостаточный уровень подготовки специалистов.
Что скажет спикер, Роман Тойб с его огромным опытом управления нефтесервисными предприятиями России и Вьетнама? Каково мнение уважаемых членов Экспертного совета Российского АНГИ?
Поделитесь, друзья.


^