Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Почему автомобилисты не спешат переходить на газовое топливо

Forbes
09 июня/ 14:47
 
Полный бак может стоить в два с половиной раза меньше привычной цены и обеспечить в два раза больший пробег, если вместо бензина использовать природный газ. Тем не менее, в России продают всего две легковых модели на газовом топливе. Развитию сегмента мешает нехватка заправок

Машины на газовом топливе в плане экологии более перспективны для России, нежели электрокары, заявил президент Владимир Путин в ходе июньской прямой линии. Месяц назад президент поручил правительству подготовить меры для стимулирования рынка газомоторного топлива. Желающих внять совету президента и отказаться от бензина в пользу газа сегодня хватает, однако в процессе газификации многие автомобилисты сталкиваются с трудностями. Главная из них — нехватка необходимой инфраструктуры.

Электричество против газа

В России зарегистрирован 1771 электромобиль. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», самая массовая модель — Nissan Leaf. В основном это «праворукие японцы», ввезенные на Дальний Восток из-за границы. Среди остальных около 300 «статусных» электрокаров Tesla, чуть меньше 100 отечественных Lada Ellada, эксплуатируемых госструктурами; другие модели исчисляются десятками и единицами.

На фоне общего парка автомобилей в 42,4 млн — это меньше чем капля в море. Для примера: в Норвегии на долю электротранспорта приходится 28% всех новых зарегистрированных машин, в Нидерландах — 6,4%, в Швеции — 3,4%. К 2040 году Франция намеревается целиком остановить продажи автомобилей на ископаемом топливе.

Очевидно, Россия проспала электрификацию транспорта. Но так ли нужно «просыпаться» и в положении догоняющего бросаться строить по всей стране необходимую инфраструктуру? Стоимость общественной зарядной станции на несколько точек составляет 1,5-2 млн рублей, и это только вершина айсберга. Для создания электрозаправки необходимо прокладывать кабель (что не везде возможно), а самих станций потребуется очень и очень много. Фактически, зарядка должна быть на каждой улице или в каждом дворе, в то время как одна-две бензиновые заправки обслуживают целый район. Пять АЗС на Садовом кольце в Москве «питают» весь центр столицы: по информации «Яндекс.карт», внутри кольца нет ни одной заправки.

О сомнительной экологичности электрокаров говорилось много. Спору нет: там, где они ездят, воздух чище. Но там, где генерируется электроэнергия, ситуация противоположная. Согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), 67% электричества сегодня вырабатывается за счет сжигания ископаемых углеводородов, причем половина приходится на угль. Чем выше будет потребление электроэнергии, тем больше угля будет сожжено – едва ли такое будущее можно назвать «зеленым».

В 2016 году власти Сингапура даже оштрафовали владельца Tesla Model X, подсчитав количество углекислого газа, выработанного в процессе получения энергии, необходимого для зарядки батареи электрокара. Оказалось, что на километр пути Tesla выбрасывает в атмосферу 222 грамма СО2, в то время как действующий европейский стандарт для бензиновых машин — 130 граммов, а к 2020 году он будет снижен до 95 граммов.

Газовый парадокс

Россия обладает третью мировых запасов природного газа, причем, что важно, инфраструктура поставки топлива в города давно отлажена: газифицировано свыше 20 000 населенных пунктов. Природный газ может быть использован в качестве топлива после сжатия на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС): в результате этого процесса получается компримированный природный газ, также известный под англоязычной аббревиатурой CNG.

Это недорогое топливо в сравнении с бензином: сегодня цена литра CNG составляет 14 рублей. Стоимость бензина АИ-92 колеблется от 40 до 45 рублей за литр. К тому же, газ чище: количество вредных выбросов при переходе на CNG снижается для бензиновых грузовиков в три раза; для дизельных грузовых автомобилей в два раза; для бензиновых автобусов более чем в четыре раза. Что важно, сжиженный природный газ сам по себе не воспламеняется и не взрывается. Кроме того метановая смесь поставляется на заправки напрямую — ее нельзя разбавить, как бензин.

Согласно исследованию «АвтоСпецЦентра», расход топлива современного кроссовера на 100 км пробега составляет для бензинового двигателя 11,2 л, для газового — 12,5 л. Получается, что для машин, с объемом двигателя от трех литров и расходом бензина около 13 литров затраты на 100 км составляют около 500 рублей, а в случае газа — 200 рублей. С учетом того, что стоимость переоборудования автомобиля под газовое топливо составляет 30 000 — 45 000 рублей, затраты окупятся через полтора-два года владения.

Почему же автомобили до сих пор не газифицированы? Согласно опросу, проведенному среди владельцев внедорожников старше трех лет, объемом двигателя от трех литров и расходом бензина более 13 литров на 100 км, 22% респондентов подумывают сделать это, а 5% — намереваются установить газобалонное оборудование (ГБО) к осени. Половину опрошенных останавливает недостаток инфраструктуры. Даже с учетом того, что в текущем году российские нефтегазовые компании построят и реконструируют 76 АГНКС, их число составит всего-навсего 430 на всю Россию. Больше всего станций откроют в Санкт–Петербурге, Астраханской, Ростовской и Челябинской областях, Москве и Ставропольском крае (от пяти до восьми заправок в каждом регионе).

Получается замкнутый круг: небольшое число автомобилей с ГБО делает нецелесообразным расширение сети газовых станций. Мало АГНКС — на рынок не выходят модели, изначально оснащенные газобалонным оборудованием, которые могли бы подхлестнуть спрос. В настоящее время на рынке присутствует только две битопливные легковых модели, работающие на газе и бензине: Lada Vesta CNG и Ford Focus LPG.

 

Просмотров 1896
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования