Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Почему автомобилисты не спешат переходить на газовое топливо

Forbes
09 июня 2018/ 14:47
 
Полный бак может стоить в два с половиной раза меньше привычной цены и обеспечить в два раза больший пробег, если вместо бензина использовать природный газ. Тем не менее, в России продают всего две легковых модели на газовом топливе. Развитию сегмента мешает нехватка заправок

Машины на газовом топливе в плане экологии более перспективны для России, нежели электрокары, заявил президент Владимир Путин в ходе июньской прямой линии. Месяц назад президент поручил правительству подготовить меры для стимулирования рынка газомоторного топлива. Желающих внять совету президента и отказаться от бензина в пользу газа сегодня хватает, однако в процессе газификации многие автомобилисты сталкиваются с трудностями. Главная из них — нехватка необходимой инфраструктуры.

Электричество против газа

В России зарегистрирован 1771 электромобиль. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», самая массовая модель — Nissan Leaf. В основном это «праворукие японцы», ввезенные на Дальний Восток из-за границы. Среди остальных около 300 «статусных» электрокаров Tesla, чуть меньше 100 отечественных Lada Ellada, эксплуатируемых госструктурами; другие модели исчисляются десятками и единицами.

На фоне общего парка автомобилей в 42,4 млн — это меньше чем капля в море. Для примера: в Норвегии на долю электротранспорта приходится 28% всех новых зарегистрированных машин, в Нидерландах — 6,4%, в Швеции — 3,4%. К 2040 году Франция намеревается целиком остановить продажи автомобилей на ископаемом топливе.

Очевидно, Россия проспала электрификацию транспорта. Но так ли нужно «просыпаться» и в положении догоняющего бросаться строить по всей стране необходимую инфраструктуру? Стоимость общественной зарядной станции на несколько точек составляет 1,5-2 млн рублей, и это только вершина айсберга. Для создания электрозаправки необходимо прокладывать кабель (что не везде возможно), а самих станций потребуется очень и очень много. Фактически, зарядка должна быть на каждой улице или в каждом дворе, в то время как одна-две бензиновые заправки обслуживают целый район. Пять АЗС на Садовом кольце в Москве «питают» весь центр столицы: по информации «Яндекс.карт», внутри кольца нет ни одной заправки.

О сомнительной экологичности электрокаров говорилось много. Спору нет: там, где они ездят, воздух чище. Но там, где генерируется электроэнергия, ситуация противоположная. Согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), 67% электричества сегодня вырабатывается за счет сжигания ископаемых углеводородов, причем половина приходится на угль. Чем выше будет потребление электроэнергии, тем больше угля будет сожжено – едва ли такое будущее можно назвать «зеленым».

В 2016 году власти Сингапура даже оштрафовали владельца Tesla Model X, подсчитав количество углекислого газа, выработанного в процессе получения энергии, необходимого для зарядки батареи электрокара. Оказалось, что на километр пути Tesla выбрасывает в атмосферу 222 грамма СО2, в то время как действующий европейский стандарт для бензиновых машин — 130 граммов, а к 2020 году он будет снижен до 95 граммов.

Газовый парадокс

Россия обладает третью мировых запасов природного газа, причем, что важно, инфраструктура поставки топлива в города давно отлажена: газифицировано свыше 20 000 населенных пунктов. Природный газ может быть использован в качестве топлива после сжатия на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС): в результате этого процесса получается компримированный природный газ, также известный под англоязычной аббревиатурой CNG.

Это недорогое топливо в сравнении с бензином: сегодня цена литра CNG составляет 14 рублей. Стоимость бензина АИ-92 колеблется от 40 до 45 рублей за литр. К тому же, газ чище: количество вредных выбросов при переходе на CNG снижается для бензиновых грузовиков в три раза; для дизельных грузовых автомобилей в два раза; для бензиновых автобусов более чем в четыре раза. Что важно, сжиженный природный газ сам по себе не воспламеняется и не взрывается. Кроме того метановая смесь поставляется на заправки напрямую — ее нельзя разбавить, как бензин.

Согласно исследованию «АвтоСпецЦентра», расход топлива современного кроссовера на 100 км пробега составляет для бензинового двигателя 11,2 л, для газового — 12,5 л. Получается, что для машин, с объемом двигателя от трех литров и расходом бензина около 13 литров затраты на 100 км составляют около 500 рублей, а в случае газа — 200 рублей. С учетом того, что стоимость переоборудования автомобиля под газовое топливо составляет 30 000 — 45 000 рублей, затраты окупятся через полтора-два года владения.

Почему же автомобили до сих пор не газифицированы? Согласно опросу, проведенному среди владельцев внедорожников старше трех лет, объемом двигателя от трех литров и расходом бензина более 13 литров на 100 км, 22% респондентов подумывают сделать это, а 5% — намереваются установить газобалонное оборудование (ГБО) к осени. Половину опрошенных останавливает недостаток инфраструктуры. Даже с учетом того, что в текущем году российские нефтегазовые компании построят и реконструируют 76 АГНКС, их число составит всего-навсего 430 на всю Россию. Больше всего станций откроют в Санкт–Петербурге, Астраханской, Ростовской и Челябинской областях, Москве и Ставропольском крае (от пяти до восьми заправок в каждом регионе).

Получается замкнутый круг: небольшое число автомобилей с ГБО делает нецелесообразным расширение сети газовых станций. Мало АГНКС — на рынок не выходят модели, изначально оснащенные газобалонным оборудованием, которые могли бы подхлестнуть спрос. В настоящее время на рынке присутствует только две битопливные легковых модели, работающие на газе и бензине: Lada Vesta CNG и Ford Focus LPG.

 

Просмотров 2514
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

10.01.2019
В Беларуси в 2019 году планируют увеличить добычу нефти

13.01.2019 пан а.н. 65 л

надо торопиться с добычей нефти пусть пока струдностями
использовать новейшие достижения в этой области
это путь к реальной свободе.

28.12.2018
Александр Хуршудов: Новый год идет к нам в компании с финансовым кризисом

09.01.2019 Александр Хуршудов

Анастасия, благодарю Вас. Есть у меня небольшая разница с другими аналитиками. Они работают за деньги, а я - для души...:)))

28.12.2018
Игорь Сечин: На стоимость нефти сейчас влияет повышение ставки ФРС

28.12.2018 Александр Хуршудов

Игорь Иванович сильно преувеличивает значение ФРС. Более существенный фактор в том, что ОПЕК реально не сокращает добычу, а в США она растет. Поэтому временно имеется избыток предложения.

24.12.2018
Агентство нефтегазовой информации одержало победу в рейтинге «Нефтегаз-Реклама-2018»

28.12.2018 Виктория Анисимова 39 лет

Поздравляю, рейтинговое, успешное и оперативное агентство. Удачи и дальнейшего процветания в новом году!

20.12.2018
Уметь эффективно управлять: от студента до топ-менеджера

25.12.2018 Ришат Вахитов

Константин, не припомню ни одного такого случая на Самотлоре, позднее в Уренгое. Любыми путями удерживали на месторождениях. Хотел за границу попасть, дотоптался до 1 зама министра Филановского, услышал такое: мы для чего вам квартиры дали, должности, жёнам работу, что бы вы уезжали??? Нет. Чтобы работали там, где находитесь. Уехал из Москвы. Оставив надежды и деньги прогулял с референтами.

01.11.2016
Юрий Земцов: В науке не бывает скучно

14.12.2018 Беляева Ольга Анатольевна (Куликова)

Рада за старосту группы ТСН-1-73. Для меня очень интересная информация, хорошо что хоть один из нас стал достойным химиком и человеком науки. Желаю и в дальнейшем новых научных достижений.

20.11.2018
Наталья Филина: Кустовые площадки месторождений нужно исключить из списка объектов первого класса опасности

03.12.2018 Александр Хуршудов

При всем уважении к интервьюируемому... Лучший порядок такой:
1. По окончании разведки месторождения и перед разработкой проекта его обустройства выполняется ОВОС и оно должно проходить экологическую экспертизу. Малые месторождения можно объединять в группы, например делать один ОВОС на лицензионный участок.
2. Все последующие проекты (кусты, трубопроводы, базы и т. п., рассмотренные в ОВОС, экологическую экспертизу проходить уже не должны. Если месторождение оказалось намного крупнее, после доразведки ОВОС корректируется и тоже проходит экспертизу.
А кусты бывают разные: при наличии на них газоконденсатных скважин, их обязательно надо относить к 1 категории опасности....

20.11.2018
Минэнерго изучит вопрос передачи надзора за добычей на шельфе единому органу

30.11.2018 Alexander

Чувствуется незнание специфики работы на шельфе в вашем комментарии Геннадий Николаевич. С учетом перехлеста функций многих надзорных органов и нехватка компетенций работы/контроля на шельфе, единый (отдельный) орган принесет много пользы недропользователям и людям.

29.11.2018
«РН-Юганскнефтегаз» разработал эффективный метод работы с фондом скважин с трудноизвлекаемыми запасами

29.11.2018 Каприелов Константин Любнардович 65 лет

Правильный подход к делу. Молодцы.

Индекс цитирования