Агентство нефтегазовой информации
про вас, про нас,
про нефть и газ
18+

Саудовская Аравия вернула себе управление нефтяным рынком

Прайм
29 мая/ 08:08

США производят как никогда много нефти, однако если нужно целенаправленно повлиять на рынок, непревзойденным мастером остается Саудовская Аравия.

Добыча сланцевой нефти достигла рекордных уровней, а в целом за последнее десятилетие общее производство нефти в США почти удвоилось. Столь заметный рост дал основания некоторым обозревателям объявить США новым "регулирующим производителем", каковым ранее считалась Саудовская Аравия, говорится в статье The Wall Street Journal, которую приводит Dow Jones.

Несмотря на рост цен на нефть до максимумов с 2014 года, королевство сохраняет возможности самостоятельно быстро наращивать добычу, тогда как многочисленные частные нефтяные компании США этого сделать не могут.

В пятницу министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалих заявил, что ОПЕК и ее союзники готовы увеличить добычу. В последнее время цены на нефть стали слишком высокими, достигнув 80 долларов за баррель, ввиду действия пакта ОПЕК+ по сокращению добычи, а также возможного падения добычи в Венесуэле и Иране из-за санкций.

Заявления саудовского министра привели к падению цен на нефть Brent примерно на 3% до 76,44 доллара, тогда как цены на нефть WTI, снизившись на 4%, завершили торги на 67,88 доллара. Цены на нефть WTI продемонстрировали самое крупное дневное падение в процентном выражении с июля.

Влияние Саудовской Аравии связано с крупными резервными добывающими мощностями. Королевство может производить до 12 млн баррелей нефти в день, однако существенно снижает добычу ввиду условий сделки ОПЕК. Поскольку Саудовская Аравия может нарастить добычу практически единовременно, Эр-Рияд способен влиять на цены, как никакой другой производитель.

Американские сланцевые компании намного более гибкие, чем крупные нефтяные компании, которые зависят от более громоздких и требующих крупных временных затрат методов, например, от морских проектов. Однако сланцевым компаниям для того, чтобы увеличить добычу при росте цен, нужно несколько месяцев. Решение об увеличении добычи в сланцевой отрасли принимается руководством компаний, а не политиками.

"Еще несколько лет назад все, кто уверовал в могущество сланцевой отрасли, не поверил бы в возможность (столь сильного влияния) Саудовской Аравии на рынок нефти. Мы бы никогда не помыслили о том, чтобы просить саудитов увеличить добычу", – отмечает Хелима Крофт, главный товарно-сырьевой стратег-аналитик RBC Capital Markets. "Однако теперь мы готовы к этому", – добавляет она.

Саудовская Аравия выступает основным мировым регулирующим производителем на рынке нефти, а также негласным лидером ОПЕК. Этот факт позволяет ей существенным образом влиять на мировую экономику, которая остается в высокой степени чувствительной к нефтяным ценам. Путем сокращения предложения королевство может спровоцировать рост розничных цен на бензин, ускорить мировую инфляцию и вызвать рост издержек транспортных компаний. Или же дать рынкам послабление, увеличив нефтедобычу.

Саудовская Аравия адаптировалась к росту добычи сланцевой нефти путем создания партнерства с Россией. Два крупнейших в мире экспортера нефти нечасто координировали свои усилия, считая друг друга врагами. Однако после того, как цены на нефть в 2016 году упали до менее чем 30 долларов за баррель, ОПЕК заключила сделку с Россией и другими нефтедобывающими странами по сокращению мирового предложения нефти примерно на 2%.

Несмотря на то что некоторые руководители американской нефтяной отрасли преуменьшали роль ОПЕК в стабилизации цен, теперь они изменили тон высказываний. Так, руководитель Continental Resources Гарольд Хэмм в 2016 году утверждал, что “мы и другие производители сделали политику ОПЕК менее релевантной для мировых рынков энергоносителей”. Однако ранее в этом месяце он признал, что сокращение нефтедобычи картеля помогло снизить избыточное предложение, которое оказывало давление на рынок.

С периода сильной волатильности нефтяных цен 1970-х годов США пытались призвать Саудовскую Аравию к использованию своего влияния для поддержания стабильности цен. Однако попытки Штатов не всегда были успешными.

Бывший министр энергетики США Билл Ричардсон подчеркнул, что он летал по всему миру для того, чтобы встретиться с Али Аль-Наими, который тогда занимал должность министра нефти Саудовской Аравии, пытаясь убедить его скорректировать добычу для балансировки рынка. В 2000 году Ричардсон оказал давление на министров нефти в вопросе увеличения добычи после того, как цены за один год выросли более чем в два раза.

Тогда Наими был “благодушным диктатором” нефтяного рынка. “Саудиты контролировали ОПЕК, а картель контролировал нефтяные цены”, — сказал Ричардсон в интервью.

Саудовская Аравия не признает свой статус лидирующего производителя, но часто действует подобным образом. В 2014 году ОПЕК удивила рынки, отказавшись сократить нефтедобычу и остановить падение нефтяных цен. Некоторые аналитики посчитали такие действия попыткой Саудовской Аравии вытеснить сланцевую нефть из США с рынка. Однако в конце 2016 года ОПЕК изменила курс и согласилась сократить нефтедобычу.

По словам аналитиков, решение ОПЕК сокращать добычу было принято после того, как в картеле не смогли вытеснить производителей сланцевой нефти с рынка. Некоторые прогнозировали, что для ОПЕК было слишком поздно наращивать значимость на рынке после ухода в тень на долгое время. Кроме того, ожидалось, что американские производители сланцевой нефти будут готовы использовать любой рост цен для увеличения добычи, что, в свою очередь, должно было свести ралли цен на нет.

Однако примерно через полтора года после вступления в силу сделки ОПЕК+ цены на нефть выросли на 35%, что позволило картелю и в особенности Саудовской Аравии восстановить свою лидирующую роль на рынке.

И хотя производители сланцевой нефти в США быстро увеличили добычу, растущие проблемы в сланцевой отрасли – от нехватки трубопроводных мощностей в Западном Техасе до требований инвесторов фокусироваться на прибыли, а не на объемах добычи, — вызвали сомнения относительно способности сланцевых компаний управлять рынком.

“Глава министерства энергетики США не может давать сигналы и регулировать добычу так, как это делают власти Саудовской Аравии”, — отметил Дэниэл Йергин, вице-президент IHS Markit.

Поскольку рост цен на нефть может привести к ускорению темпов инфляции и созданию препятствий для мирового экономического роста, в последнее время на Саудовскую Аравию оказывается давление в сторону ослабления ограничений по добыче.

Четыре сенатора из Демократической партии США на прошлой неделе написали Дональду Трампу письмо, в котором призвали его “воспользоваться своими личными отношениями с кронпринцем Саудовской Аравии Мухаммедом бин Салманом, чтобы убедить королевство использовать свои быстрорегулирумые нефтедобывающие мощности для увеличения предложения на рынке ” в преддверии летнего автомобильного сезона.

Тем не менее по мнению многих аналитиков, успех ОПЕК в первую очередь был обусловлен своевременными действиями.

“В прошлом году для производителей нефти, участвующих в сделке, все шло по плану, — отметил Роберт МакНалии, президент Rapidan Energy Group. – Эффективность Саудовской Аравии в качестве компенсирующего производителя представляется ограниченной, когда объем неиспользуемых мощностей невысок, а геополитические риски значительны”.

 

Просмотров 567
Комментарии
Вы можете оставить свой комментарий:

Последние комментарии к новостям

09.06.2018
"Газпромнефть-Хантос" стал лучшим нефтегазодобывающим предприятием Югры в сфере охраны окружающей среды

14.06.2018 Анжела

Молодцы, ничего плохого давно о вас не слышно, значит, растете, стараетесь, есть значительные успехи, с чем и поздравляю. Считаю, что достойно заслужили ту награду, так держать.

09.06.2018
Игорь Шпуров: Для разработки доюрского комплекса и баженовской свиты западные технологии не подходят

11.06.2018 Александр Хуршудов

Ну вот, пришло понимание проблемы. А сколько крику-то было, сколько перспектив насчитано....

04.06.2018
Умышленная недоработка законодательной отраслевой базы является одной из главных проблем ТЭКа

06.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Хотел бы пояснить, что выложенный на общественное обсуждение проект Концепции развития сектора независимой ( в т.ч. и малой) добычи в нефтегазовой отрасли Россим, подготовленный экспертами Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» по просьбе главы Минэнерго Александра Новака и при содействии президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Иосифовича Шмаля, является не каким-то уже законченным документом – готовой программой действий. Нет, конечно! Это всего лишь исходный пункт движения к цели – запуску в практику нашей нефтегазовой отрасли целого комплекса мер (в т.ч. и на законодательном уровне) по стимулированию процесса создания и развития в ней бизнеса небольших независимых (т.е. не аффилированных ни с ВИНК, ни с государством), в т.ч. и малых (с годовой добычей менее 50 тыс. тонн) нефтегазодобывающих компаний (сокращённо – ННК), занимающихся исключительно разведкой и добычей УВС.
Если Вам интересно, в моём представлении алгоритм действий по "дороге" продвижения от замысла (Концепции) к Программе конкретных действий по стимулированию развития сектора ННК в российском НГК должен быть примерно таким:
1) Разработка чернового проекта "Концепции стимулирования развития сектора ННК в российском НГК" (по просьбе главы Минэнерго это уже сделано).
2) Общественное обсуждение проекта Концепции (это делается).
3) Доработка проекта на основе анализа полученных в ходе общественного обсуждения замечаний и предложений.
4) Защита отредактированного проекта Концепции на уровне госрегуляторов отрасли, так как есть надежда, что государство, как хозяин недр, заинтересовано в рациональном использовании в т.ч. и «малых» недр, где, согласно отечественной и мировой продвинутой практике, с оптимальной отдачей могут работать именно небольшие компании, относящиеся к сектору ННК. Естественно, при создании соответствующих «правил игры».
5). Утверждение Концепции на уровне госрегуляторов.
6) Решение вопроса о финансирования маркетинговых исследований ситуации в секторе ННК, которые должны выдать «на гора» не только "фотографию" существующего положения дел в секторе ННК, но и предоставить научно обоснованные рекомендации по конкретным механизмам стимулирования улучшений ситуации – т.е. что конкретно и в каком направлении надо менять в «правилах игры», чтобы стало выгодно, и стране, и бизнесу, создавать и развивать небольшие независимые компании, способные максимально эффективно решить задачу разработки «малых» недр, а также «хвостов» ВИНКов и законсервированного скважинного фонда. Лично я видел бы решение проблемы финансирования этих исследований на пути государственно-частного партнерства (ГЧП), когда и государство, как собственник недр, и заинтересованный бизнес вносят свою долю ресурсов в этот проект. Думаю, когда бизнес увидит, что государство также реально вкладывается своими ресурсами в проект, у него появится больше стимулов поучаствовать в таком софинансировании в режиме ГЧП. Наверное, могут быть и другие варианты. В любом случае эту тему надо обсуждать, как с госрегуляторами, так и с бизнес-сообществом.
7). Разработка и утверждение на уровне госрегуляторов Программы конкретных, пошаговых действий (в т.ч. и на законодательном уровне), которые бы позволили планомерно создавать комплексный механизм стимулирования развития сектора ННК в российском НГК.
Предупреждаю сразу, всё это возможно только при одном изначальном условии – реальной заинтересованности государства, как хозяина недр, в стимулировании развития таких небольших компаний, которые оптимальным образом решат проблему рационального использования «малых» недр, «хвостов» и законсервированных скважин. «АссоНефть» признаки такой заинтересованности видит. И это вселяет в нас надежды. :)

29.05.2018
Ришат Вахитов: К разработке концепции развития малой нефтедобычи необходимо подключить самих ВИНКов

05.06.2018 Ветчинин Сергей Георгиевич, 63 года, PR-советник Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть»:

Уважаемые читатели интернет-портала Агентства нефтегазовой информации, чтобы у вас не создалось искажённого мнения о нашей работе, считаю своим долгом проинформировать вас, что Ассоциация независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» в своём проекте Концепции развития сектора независимой добычи в нефтегазовой отрасли РФ не делает какого-то предпочтения опыту в этой сфере в США по сравнению с программой развития малых нефтяных компаний (МНК) в Татарстане, успешно реализуемой в этой республике с 1997 г.
В упомянутом мною проекте Концепции даже есть специальный раздел: «Развитие малых нефтяных компаний позволило остановить падение и стабилизировало добычу нефти в Республике Татарстан». А Елена Валентиновна Корзун, генеральный директор «АссоНефти», уже более 20 лет отстаивающая интересы малого и среднего нефтегазодобывающего бизнес, практически в каждом своём большом, развёрнутом интервью считает своей обязанностью сослаться на успешный опыт Татарстана в этой области. Жаль лишь, что в настоящее время опыт этот в полной мере уже неповторим в масштабах всей страны. Ну, хотя бы по причине отсутствия в нашем недропользовательском законодательстве так называемого «правила двух ключей», действовавшего в 1997 г., когда мудрый и прозорливый 1-й президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев своим специальным указом запустил в жизнь программу создания МНК в Татарстане.

15.05.2018
В ЯНАО не возбуждались уголовные дела в отношении руководства ООО "Ямалспецстрой"

04.06.2018 Потураев Юрий Витальевич(работник ООО ЯСС)

До сих пор нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ЯСС. С конкурсным управляющим связи нет (на электронные письма он не отвечает).
Кто скажет когда ждать выплат и ждать ли их вообще?

14.07.2017
Арбитражный управляющий "Ямалспецстроя" обещает работникам зарплату не раньше октября

03.06.2018 Потураев Юрий Витальевич 32 года

Нет ни одной выплаты по задолженности сотрудникам ООО ЯСС, конкурсный управляющий на электронные письма не отвечает.
К кому обратиться для получения информации? Когда будут выплаты? Если перечисления с Ямал СПГ были, то почему бывшие сотрудники ЯСС ничего не получили?

16.11.2012
Задать вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой

01.06.2018 Долгополова Инна Николаевна

Доброе утро. Скажите пожалуйста, когда уже снесут в г. Советском ПМК. Когда откроется перинатальный центр, и почему в Ханты-Мансийске нет эпилептолога и генетика. Ведь это наш округ, там должны быть все врачи.

Индекс цитирования